Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:19, реферат

Описание работы

целью данной работы является рассмотрение структуры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру и особенности нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать особенности нетарифного регулирования ВЭД на примере Японии.

Работа содержит 1 файл

Мирошниченко реферат.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     Среди государственных административных органов особое место занимает Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), которое разрабатывает и координирует промышленную и внешнеторговую политику страны. МВТП обеспечивает развитие торговых отношений с зарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы, содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импорт лицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующие правила торговли.

     Данное  министерство играет ключевую роль в  планировании и структурной перестройке экономики в сторону приоритетного развития внутреннего рынка, высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, увеличения экспорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, расширения производства за рубежом, создания конкурентоспособной информационноемкой экономики, сокращения внешнеторгового дисбаланса и уменьшения зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов.

     Последовательность  и согласованность реализации торгово-экономической  политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов. Среди межведомственных координационных структур - Торговый совет, Совещание министров по экономическим вопросам, Совместный штаб правительства и правящей партии по проведению структурных реформ и др.

     Особенностью японской системы государственного управления ВЭД является наличие большого числа (более 200) консультативных органов, функционирующих на различных уровнях, вплоть до правительства и премьер-министра. Они включают в свой состав не только бюрократов, но и представителей общественных, деловых, академических кругов и играют важную роль в достижении консенсуса по вопросам внешнеэкономической политики.

     Японская  система регулирования ВЭД отличается особой парадигмой взаимодействия государства  и бизнеса. В ее основе - принятие частным сектором важнейших стратегических направлений государственной политики, своего рода «государственный менталитет» этого сектора. Такая модель регулирования, использующая не только жестко административные меры и методы, но и дополняющие их «мягкие» формы, позволяет значительно повысить эффективность государственной политики, органично сочетая ее с законами рынка Курочкин, М. И. Внешняя торговля в Японии / М. И, Курочкин // Внешнеэкономическая деятельность. - 2007. - № 9. - С. 30 - 34. .  

     2.2 Возможность внедрения элементов  системы нетарифного регулирования Японии в РФ 

     Рациональные  элементы нетарифного регулирования  в Японии, на наш взгляд, могут  быть использованы в России, разумеется, при всестороннем учете ее национальных особенностей.

     Речь  идет в целом о необходимости  повышения роли государства в  организации и осуществлении ВЭД, особенно в кризисные, переходные и стабилизационные периоды. Применительно к российским условиям это означает не возврат к системе государственной монополии на ВЭД, а усиление организующего и контролирующего начал. Представляется оправданным усиление государственного участия в определении и реализации целей, приоритетов, основных направлений структурной политики, ее тесной увязке с внешнеэкономическим регулированием.

     Очень важно, по нашему мнению, укрепить в  России законодательную и нормативно-правовую основу государственного регулирования  ВЭД. Желательно разработать и принять комплексный закон о ВЭД, подвести законодательную базу под те формы внешнеэкономических связей, которые еще не имеют законодательной регламентации (экспорт капитала, торговля лицензиями и др.). Позитивную роль может сыграть внесение изменений и дополнений в ряд важных действующих законов, в частности в закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также ускорение выработки министерствами и ведомствами нормативных актов, конкретизирующих положения законов, указов президента, постановлений правительства.

     Целесообразно укрепить институциональные основы государственного регулирования ВЭД, хотя первые шаги в этом направлении (создание с учетом японской модели Министерства промышленности и торговли) не получили продолжения. Стоит внимательнее присмотреться и к японскому опыту функционирования координационных органов. В частности, было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одной правительственной комиссии или совета по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа - координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД.

     В России назрела потребность в  формировании общегосударственной  системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета (возможно, с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и управляемой специальным уполномоченным органом (аналогичным японской ДЖЕТРО). Необходимое условие эффективного функционирования такой системы - создание широкой сети информационно-консультативных служб.

     Думается, что необходимо в полной мере использовать практику Японии по защите внутреннего рынка. Она служит, в частности, подтверждением тому, что эффективное осуществление регулирующих и контрольных функций в сфере ВЭД возможно лишь при условии задействования всего спектра существующих в этой области инструментов. В России, где государственными органами применяется сравнительно узкий набор средств регулирования, было бы полезным освоить и взять на вооружение весь их арсенал, в том числе нетарифные, административные методы, дающие значительный эффект Кабаев, В. Д. Экономика внешнеэкономической деятельности: учебник для вузов / В. Д. Кабаев. - М.: Вершина, 2007. - С. 193 - 196.

     Таким образом, опыт Японии свидетельствует  и о том, что экономические меры, в том числе финансовое содействие, налоговые льготы и др., являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала страны. Несомненно, интересам российских экспортеров отвечали бы скорейшая выработка и практическое использование механизмов кредитования экспорта, предоставления государственных гарантийных обязательств, страхования торговли и инвестиций от коммерческих и политических рисков.

     Заключение

     Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Мировое хозяйство развивается и сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях.

     Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие, прежде всего, вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны.

     Важность  разгосударствления всех отношений  при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе. Именно поэтому меры нетарифного регулирования ВЭД должны быть развиты на государственном уровне, ведь их реализация поможет упорядочить внешнюю торговлю.

     Таким образом, все задачи решены, а цель - достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     1. Бакаева, О. Ю. Государственное  регулирование ВЭД: Учебник / О.  Ю. Бакаева. - М.: Инфра-М, 2009. - 319 с.

     2. Барабанщикова, А. Т. Внешнеэкономическая  деятельность предприятия / А. Т. Барабанщикова. - СПб: Питер, 2008. - 381 с.

     3. Бекетов, А. А. Международное регулирование внешне- экономической деятельности / А.А. Бекетов. - М.: ТК Велби, 2007. - 343 с.

     4. Гарькина, В. А. Международная  торговля / В. А. Гарькина. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 339 с.

     5. Гончарова, О. Л. Государственное  регулирование внешнеэкономической деятельности в Японии и Южной Корее / О. Л. Гончарова //Российский Экономический Журнал. - 2008. - № 8. - С. 19 - 23.

     6. Горемыкин, В. А. ВЭД предприятия:  учебник для вузов / В. А.  Горемыкин. - М.: Высшая школа, 2008. - 783 с.

     7. Кабаев, В. Д. Экономика внешнеэкономической  деятельности: учебник для вузов / В. Д. Кабаев. - М.: Вершина, 2007. - 640 с.

     8. Козырин, А. Г. Особенности нетарифного регулирования ВЭД в Японии / А. Г. Козырин // Мировая экономика. - 2007. - № 11. - С. 35 - 38.

     9. Косаренко, Н. И. Международная  торговля / Н. И. Косаренко. - М.: Высшее  образование, 2007. - 320 с.

     10. Щебарова, Н. А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Н. А. Щебарова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 279 с. 

Информация о работе Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности