3.
Регулирование рынков
несовершенной конкуренции
в России
Законодательные
органы |
Президент РФ,
Правительство России |
Судебные органы |
|
Установление правил хозяйствования
и наделение полномочиями |
Обеспечение осуществления полномочий
федеральной государственной власти |
Судебный контроль, защита прав и
законных интересов предпринимателей |
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН
\ФАС \ |
|
Территориальные управлен. |
Реализация функций и полномочий
ФАС России |
|
|
Участники хозяйственного процесса |
|
Эффективность рыночной экономики |
|
Рис. 5. Система государственного антимонопольного
регулирования Российской Федерации
-
Антимонопольное законодательство состоит
из конституционных норм о конкуренции
(например, ст.8,34,74 Конституции Российской
Федерации) и законодательных актов, которые
непосредственно регулируют конкурентные
отношения и служат проводниками антимонопольной
политики государства.(законодательные
акты о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности, о биржах, о банках, о защите
прав потребителей, о связи и некоторые
другие акты, содержащие требования антимонопольного
характера). [1]
-
Антимонопольное законодательство включает
в себя перечисленные выше нормы Конституции
Российской Федерации и законодательные
акты, а также указы (распоряжения) Президента
Российской Федерации и постановления
(распоряжения) Правительства России,
содержащие правила антимонопольной направленности
(например, об отдельных направлениях
антимонопольной политики, о поддержке
малого предпринимательства и другие).
-
Антимонопольное законодательство охватывает
не только перечисленные виды норм и актов,
но и все гражданское законодательство,
так как конкуренция обеспечивается такими
юридическими принципами и категориями,
как равенство, свобода договора, возмещение
убытков и ответственность.
Практическое значение определения
состава антимонопольного законодательства
состоит в том, что применение
целого ряда норм федеральных законов
связывается с необходимостью точного
установления круга актов, входящих
в антимонопольное законодательство.
26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный
закон «О защите конкуренции». [1] Этот
закон объединил два ранее действовавших
закона - Федеральный закон «О защите конкуренции
на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР
«О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках». При
этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто
формально включены положения двух законов,
но и введено много принципиально новых
для российского антимонопольного законодательства
институтов, концептуально изменены подходы
к отдельным ключевым понятиям, процессуальным
и процедурным инструментам, действовавшим
ранее.
Закон о защите конкуренции (антимонопольный
закон) является инструментом государственного
регулирования рыночных отношений и применяется
с целью:
1. Охраны и поощрения конкуренции;
2. Осуществления контроля за хозяйствующими
субъектами, обладающими существенной
властью на товарном рынке;
3. Регулирования процессов концентрации
на товарных рынках и контроля за структурой
рынка;
4. Защиты прав и интересов потребителей;
5. Содействия малому предпринимательству.
Закон о защите конкуренции |
|
Цели закона, принципы антимонопольного
регулирования. |
Сфера применения закона |
|
Судебный контроль |
Федеральный антимонопольный орган
(ФАС РФ) |
|
Объекты воздействия |
Функции |
Полномочия |
Средства воздействия |
|
Информационное обеспечение |
|
Рис. 6. Механизм реализации закона о
защите конкуренции
Развитие и поддержка конкуренции стали
сегодня одним из ключевых направлений
экономической политики. Однако, известно,
что в экономике существуют отрасли, где
конкуренция по объективным причинам
невозможна или неэффективна (сферы естественной
монополии). Естественной монополией признаётся
такое состояние товарного рынка, при
котором удовлетворение спроса на этом
рынке эффективнее в отсутствие конкуренции
в силу технологических особенностей
производства. Такая эффективность выражается
в существенном понижении издержек производства
на единицу товара по мере увеличения
объема производства. Причем товары, производимые
субъектами естественной монополии, не
могут быть заменены в потреблении другими
товарами.
Рассмотрим развитие монополизма на российском
рынке.
В число крупнейших монопольных объединений,
действующих на российском рынке включают
компании, которые удовлетворяют хотя
бы одному из двух условий:
- имеют объем продаж более 10 млрд долл.;
- занимают доминирующее положение в одной
из значимых отраслей российской экономики.
По данным статистики, этому требованию
в России отвечают 28 объединений, том числе
22 компании как лидеры по объему выпуска
и 6 – как отраслевые лидеры. [7, с. 13-17]
Пять из них являются полностью государственными
и десять – преимущественно государственными.
Большая часть российского крупнейшего
бизнеса – это бизнес государственный.
С начала нынешнего десятилетия вплоть
до первой половины 2008 года при активной
поддержке государства капитализация
была основным критерием деятельности
компаний. При этом государство приветствовало
обращение бизнеса к иностранным источникам
финансирования, подчеркнул главный научный
сотрудник Института народнохозяйственного
прогнозирования РАН, доктор экономических
наук Яков Паппэ. По его мнению, рост курса
акций компаний, по всей вероятности, воспринимался
как объективный показатель успеха, а
иностранное финансирование было дешевым
и никак не угрожало финансовой стабильности.
Покупка иностранных активов расценивалась
как демонстрация возрождающейся экономической
мощи России.
Поэтому серьезных проблем в отношениях
государства с большей частью крупнейших
компаний не возникало. Поддерживались
даже такие сделки, в результате которых
иностранные стратегические партнеры
получали 50%-ную долю в ведущих российских
компаниях (широко известные примеры –
ТНК и Ilim Pulp).
Анализируя ситуацию в отношениях государства
с большинством крупных компаний с 2003
г. до первой половины 2008 г., необходимо,
в частности, отметил, что в этот период,
несмотря на беспроблемность деловых
связей власти и крупного бизнеса, в России
была проведена национализация целого
ряда предприятий. Причем каждый акт национализации
имел собственные специфические причины,
далеко не всегда экономические. «Тем
не менее в целом данный процесс соответствовал
представлениям власти о «командных высотах»
и «стратегических позициях» в экономике»,
– подчеркнул Я. Паппэ. [3, с. 3]
Среди национализированных компаний –
ЮКОС, основные активы которого приобрела
«Роснефть», и «Сибнефть» (ныне «Газпромнефть»),
выкупленная Газпромом по рыночной цене
у частного владельца.
Во второй половине 2008г. возникла новая
ситуация. Финансовый кризис лишил крупные
компании зарубежного инвестирования
и остро поставил вопрос о возврате кредитов.
В результате государство получило право
влиять на крупнейшие компании и стало
владельцем блокирующего пакета акций
«Норильского никеля», 44% акций «Вымпелкома».
И этот процесс, по мнению ученого, будет
продолжаться.
По-иному складываются отношения государства
с крупнейшими компаниями – монополистами
в сфере отраслей инфраструктуры. Все
объединения данного типа полностью или
преимущественно находятся в собственности
государства и под его доминирующим влиянием.
В обозримый период, то есть до середины
2010г., такая ситуация должна сохраниться.
Возможные трансформации будут связаны
с организационным (но не корпоративным)
разделением монопольных и конкурентных
составляющих, условиями допуска независимых
производителей к инфраструктуре, правилами
регулирования тарифов.
По мнению Я.Паппэ, радикальные изменения,
такие, как приватизация «Связьинвеста»
и коренная реформа железнодорожного
транспорта по модели нефтяной промышленности,
в указанный период маловероятны.
Продолжая этот анализ, ведущий научный
сотрудник Центра проблемного анализа
и государственно-управленческого проектирования
Ирина Колесник поделилась результатами
исследования проблем эволюции крупнейших
российских компаний, проведенного сотрудниками
Центра. В качестве объекта анализа были
взяты следующие типы крупнейших компаний:
естественные монополии (Газпром и РЖД),
государственные монополии (Росспиртпром)
и корпорации, которые отвечают требованиям
закона «О некоммерческих организациях»,
а также авиастроительная и судостроительная
корпорации. Эти холдинги выпадают из
общего ряда некоммерческих объединений,
но их появление в 2007г. оказалось в русле
событий того времени. [20]
В ходе правового, экономического и политического
анализа создания и принципов деятельности
государственных корпораций были выявлены
следующие результаты.
Во-первых, правовое поле для деятельности
государственных корпораций, созданных
федеральными законами, неоправданно
широко. Более тщательно описаны механизмы
регулирования ОАО «Объединенная авиастроительная
корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная
корпорация», созданных указами Президента
Российской Федерации. ОАО «Российские
железные дороги» учреждено постановлением
Правительства Российской Федерации,
деятельность этого акционерного общества
в значительной степени ограничена федеральными
законами и правительственными решениями.
Во-вторых, значительный объем имущества
и денежные средства передаются в собственность
государственным корпорациям безвозмездно.
Исключение составляет Росатом. В случае
ликвидации этой компании ее имущество
должно быть возвращено в государственную
собственность. ОАО «Российские железные
дороги», будучи коммерческой организацией,
чья основная цель – извлечение прибыли,
вообще не может распоряжаться значительной
частью своего имущества, что серьезно
сужает ее деятельность.
В-третьих, отсутствуют эффективные механизмы
контроля за деятельностью государственных
корпораций. По мнению исследователя,
годового отчета и ежеквартального доклада
в правительстве, которые они представляют,
недостаточно для действенного контроля
за их работой. В то же время ОАО «Российские
железные дороги» и ОАО «Газпром», как
того требует Федеральный закон «Об акционерных
обществах», максимально открыты по финансовой
информации. [7, с. 13-17]
В-четвертых, на государственные корпорации
не распространяется бюджетное законодательство,
законодательство о государственных закупках
и ряд других нормативных актов.
Падение мировых цен на сырье и промышленный
спад больно ударили по российским монополиям,
которые считались основой экономики.
Добыча газа и объем грузоперевозок по
железным дорогам снизились с начала года
более чем на 19%, а выработка электроэнергии
сократилась почти на 6%.
Главной опасностью кризиса монополий
многие экономисты называют резкое сокращение
инвестиций, которое не позволит России
быстро преодолеть спад экономики.
Потребление электроэнергии в России
за пять месяцев 2009 года упало на 5,86%.
Самое значительное снижение потребления
электроэнергии произошло в промышленно
развитых регионах. Так, в объединенной
системе Урала за четыре месяца падение
потребления составило 8%, в системе Средней
Волги - 10,8%.
Падение производства в электроэнергетике
можно считать относительно небольшим
на фоне спада в газодобыче и на железных
дорогах. В январе-мае Россия снизила добычу
газа на 19,3%. А падение погрузки на Российских
железных дорогах достигло за четыре месяца
26% по сравнению с тем же периодом прошлого
года. Более чем на 10% упали и пассажирские
перевозки, Российские железные дороги
сократили движение пассажирских поездов.
Падение спроса на услуги естественных
монополий вынуждает их сокращать инвестпрограммы.
А это уже чревато серьезными проблемами
на более длительную перспективу при росте
спроса, связанном с выходом экономики
из кризиса.
Чем дальше откладываются стратегические
инвестпроекты, которые должны обновить
производственные мощности, тем выше будут
затраты на их ввод при росте спроса на
выходе из кризиса.
Между тем сокращение инвестиций для некоторых
монополий оказалось почти двукратным:
РЖД сократило свою инвестиционную программу
с 442 до 252 миллиардов рублей. Мосэнерго
сократило инвестпрограмму в 2,5 раза. В
целом сокращение инвестиций естественных
монополий превысит в этом году 30%.
Не многим лучше обстоят дела и в «Газпроме».
Газовая промышленность оказалась одной
из наиболее пострадавших от последствий
кризиса среди всех отраслей российского
ТЭК.
Наибольший удар был нанесен по самой
прибыльной статье доходов «Газпрома»
- экспорту, который обвалился в первом
квартале разом на 56,2%. Одна только Украина
снизила импорт газа на 40%. [17, с. 37]
На первый план для «Газпрома» сегодня
выходит угроза инвестиционного дефицита.
Суммарный объем необходимых инвестиций
в отрасль на ближайшие 20 лет превышает
полтриллиона долларов. За этими цифрами
стоят крупнейшие энергетические проекты
2010-2020-х годов: разработка месторождений
Ямала, шельфа северных морей, Восточной
Сибири и Дальнего Востока, прокладка
новых трубопроводных маршрутов и развитие
инфраструктуры сжижения газа.
Финансовый кризис больно ударил по деятельности
многих крупнейших российских монополистов,
в частности были свернуты многих крупные
инвестиционные программы.
Заключение
Одним из важнейших условий существования
рынка является конкуренция, которая
представляет собой соперничество
между участниками рыночных отношений
за лучшие условия и результаты производства,
купли и продажи.
Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную
активность, прогрессивные новшества,
рационализацию производства и сниже
ние затрат, «отбраковывая» убыточные
предприятия и повышая тем самым уровень
эффективности экономики.
Благодаря ей создаются огромное разнообразие
товаров и богатые возможности выбора
для всех партнёров и потребителей, уравниваются
и в целом снижаются цены на одинаковую
продукцию разных производителей.
Несовершенная конкуренция – это соперничество
субъектов бизнеса в условиях успешной
реализации отдельными конкурентами стратегий
монополизации, раздела ими рынков и возникновения
олигополий. Она возникла в первой половине
двадцатого века как антипод совершенной
конкуренции.
Несовершенная конкуренция - конкуренция
в условиях, когда отдельные производители
имеют возможность контролировать цены
на продукцию, которую они производят.
При несовершенной конкуренции затруднены
вступление в рынок и выход из рынка, ограничен
доступ к информации.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять
на три основные типа:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция.
Чистая монополия - это рынок, на котором
товар, у которого нет близких заменителей,
продает один продавец или на рынке имеется
один покупатель (монопсония).
Олигополия - это рынок, на котором доминирует
несколько крупных фирм.
Монополистическая конкуренция. На рынке
такого типа имеется множество продавцов,
продающих однотипную, но дифференцированную
продукцию (например, джинсы, зубная паста
разных фирм), в отношении которой продавец
ведет себя как монополист, самостоятельно
устанавливая цену.
Для современного этапа развития рынка
характерен синтез конкуренции и монополии.
Несмотря на предпринимаемые в России
меры по антимонопольному регулированию,
поддержке конкуренции, защите прав потребителей,
стимулированию мало го предпринимательства,
регулированию деятельности естествен
ных монополий, сохраняется актуальность
совершенствования антимонопольного
законодательства и повышения эффективнос
ти его исполнения.
Список
использованных источников
-
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ
"О защите конкуренции"
-
Борисов Е. Ф., Экономическая теория: Учебник
/ Е. Ф. Борисов.- М.: Высшее образование,
2008.- 400с.
-
Гудков, А. ФАС борется с неевтественностью.
Закон «О естественных монополиях» хотят
расширить для всех монополистов // Коммерстантъ.-
2009.- № 3.- С. 3
-
Зобова Л. Л. Мировая экономика: учебное
пособие / Л. Л. Зобова; ГОУ ВПО «Кемеровский
госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат,
2006. – 260 с.
-
Ивашковский С. Н. Микроэкономика: учебник
/ С. Н. Ивашковский. Академия народного
хозяйства при Правительстве Российской
Федерации. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
-
Конкуренция в России // Конкуренция и
рынок, 2008. - № 3 – 46с.
-
Крупнейшие российские компании: новая
ситуация // Проблемы теории и практики
управления.- 2009.- №1.- с. 13-17.
-
Курс экономической теории: учебник - 6-е
исправленное, дополненное и переработанное
издание. - Киров: "АСА", 2009. - 848 с.
-
Липсиц, И.В. Экономика: учеб. для студентов
вузов, обучающихся по направлению подгот.
«Экономика» / И.В. Липсиц. – 3-е изд., стер.
– Москва: Омега-Л, 2007. – 656с.
-
Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник
для вузов. / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм.
– М.: Норма, 2007. – 576 с.
-
Нуреев, Р.М. Типы рыночных структур: несовершенная
конкуренция. Антимонопольное законодательство
/ Р.М. Нуреев // Курс микроэкономики: учебник.
– 2-е изд., изм. – М., 2002. – Гл. 8. – С. 249-278.
-
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева
Е. Б. Современный экономический словарь.
5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
- 495 с
-
Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной
конкуренции. М.: Прогресс, 2005. – 401с.
-
Салихов Б. В., Экономическая теория / Б.
В. Салихов.- М.: Дашков и К0, 2007.- 724с.
-
Станковская, И., Стрелец, И. Экономическая
теория: Учеб. / И. Станковская, И. Стрелец.–
3-е изд, - 2007 – 448с.
-
Супроненко Д.Л. Субмодели совершенной
и несовершенной конкуренции в глобальной
экономике. / Д.Л. Супроненко. - Челябинск,
2006. - 195 с.
-
Цветков В.А. Проблемы развития российской
экономики. / ЭКО. - 2008 - № 4, - С. 30-50.
-
Экономическая теория: Учебник. / Под ред.
А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство
«Экзамен», 2004. – 592 с.
-
Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика;
Учебно-практическое пособие, 3-е издание,
испр. и доп. – М.: ГНОМ и Д. 2001 – 304с.
-
http://fas.gov.ru - Сайт Федеральной Антимонопольной
Службы