Необходимость вмешательства государства в регулирование национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономической деятельности, функционирования всей экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.

Содержание

1. Объективная возможность и необходимость государственного вмешательства в экономику
2. Методы государственного регулирования.
3. Инструменты государственного регулирования

Работа содержит 1 файл

ВТОРОЙ.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из - за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, отструктуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая.

Государственное регулирование при  помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании  экономики играют двоякую роль: с  одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования.

Задача государственных бюджетных  органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления  средств, а создать тонко настраиваемый  механизм воздействия на хозяйственное  поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые  налоговые скидки, льготы, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств  государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства путем переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансированияв дальнейшем новых капиталовложений.

При проверке правильности уплаты налога с прибылиналоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг, только если амортизационные отчислениябыли произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного  амортизационного списания основного  капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной  конъюнктурной и структурной  политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения  их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных  отчислений заметен в годы благоприятной  конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной  политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые  государством, становятся менее привлекательными стимулами длячастных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном  секторе экономики, играющем важнейшую  роль в государственном регулировании  экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное  хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала. В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большиеинвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.

Существование в условиях рыночного  хозяйства секторов, которые в  своей деятельности руководствуются  принципами, несколько отличающимися  от принципов частных фирм, позволяет  использовать государственный сектор для решения общегосударственных  экономических задач, повышения  прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется государственный  сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в  условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии  или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.

Таким образом, правительственные  органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной  политике. Государство создает новые  объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие германского концерна “Volkswagen” , частично находившегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства  там и в такой мере, где и  насколько мотивациядля частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.

Наряду с перечисленными инструментами  государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия  на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние  на внешнеэкономические связи: изменение  учетной ставки, налогообложения, новые  льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные  инструменты непосредственного  воздействия на хозяйственные связи  с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспортатоваров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной  экономической политики могут употребляться  в различных целях, в различных  сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей  будет меняться место того или  иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования  экономики в конкретный период.

 

Практическое  задание

 

 

      Рассмотрите роль государства и  масштабы государственного влияния в различных Федеральных округах. 

     Классифицируйте функции государства в социально-экономической системе, с одной стороны, как субъекта хозяйствования, а с другой стороны, как субъекта управления. 

    Дайте свою оценку рассматриваемым процессам. 

                                                                                                

                                        Таблица 1.

Распределение числа промышленных предприятий по формам собственности  на 1 января 2008 г.

 

 

 

 

По федеральным округам

 

Всего

в том числе по формам собственности

государственная 

муниципальная

частная 

общественных и религиозных  организаций (объединений)

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

Российская Федерация

4674896

141659

262657

3855399

212319

202862

Центральный 

1787184

38431

62202

1526468

64379

95704

Северо-Западный 

664988

17282

21435

565275

26097

34899

Южный

430700

21012

36035

331761

26160

15732

Приволжский 

711633

27058

65849

552327

44509

21890

Уральский 

372806

9446

20138

315982

17191

10049

Сибирский 

533994

18807

43216

431464

24412

16095

Дальневосточный 

173591

9623

13782

132122

9571

8493


 

 

                                                                                                               

                                                                                                        Таблица 2.

Распределение численности  промышленно-производственного персонала  промышленных предприятий по формам собственности в 2007 г., тыс. чел.

 

 

 

По федеральным округам

 

Занято в экономике - всего 

в том числе по формам собственности

государственная 

муниципальная

частная 

общественных и религиозных  организаций (объединений)

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

Российская Федерация

68019,2

12969,4

8827,4

38326,9

375,2

4590,6

Центральный 

18732,1

3698,6

1834,9

10452,3

123,1

1425,7

Северо-Западный 

6854,2

1639,4

710,6

3655,7

48,7

400,1

Южный

9317,7

1584,0

1282,7

5804,8

59,2

425,5

Приволжский 

14687,9

2432,2

2115,9

8426,5

81,1

1180,2

Уральский 

6082,2

1016,8

876,4

3441,6

18,9

395,3

Сибирский 

9029,8

1788,5

1508,9

4945,0

31,5

475,3

Дальневосточный 

3315,3

809,8

497,9

1600,9

12,8

288,5


 

 

 

 

 

 

  1. http://www.strategplann.ru/gos-regulirovanie/neobhodimost-i-vozmozhnost-gosudarstvennogo-regulirovanija-rynochnoj-ekonomiki.html

Информация о работе Необходимость вмешательства государства в регулирование национальной экономики