Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:02, контрольная работа
В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономической деятельности, функционирования всей экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.
1. Объективная возможность и необходимость государственного вмешательства в экономику
2. Методы государственного регулирования.
3. Инструменты государственного регулирования
Расходы на кредитование экспорта, стра
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, отструктуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая.
Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Налоги в государственном
Задача государственных
Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства путем переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансированияв дальнейшем новых капиталовложений.
При проверке правильности уплаты налога с прибылиналоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг, только если амортизационные отчислениябыли произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.
Варьирование норм ускоренного
амортизационного списания основного
капитала широко используется во всех
развитых странах как средство государственной
конъюнктурной и структурной
политики, а также для стимулирования
научных исследований и внедрения
их результатов, для финансирования
природоохранных мероприятий. Эффект
варьирования норм амортизационных
отчислений заметен в годы благоприятной
конъюнктуры, т.е. в периоды спадов
и кризисов действенность амортизационной
политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура,
тем труднее реализовать
Государственные капиталовложения осуществляются
в значительной степени в государственном
секторе экономики, играющем важнейшую
роль в государственном
Государственный сектор представляет
собой комплекс хозяйственных объектов,
целиком или частично принадлежащих
центральным и местным
Существование в условиях рыночного
хозяйства секторов, которые в
своей деятельности руководствуются
принципами, несколько отличающимися
от принципов частных фирм, позволяет
использовать государственный сектор
для решения
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.
Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.
Таким образом, правительственные
органы стремятся противодействовать
спаду производства и росту безработицы.
Государственный сектор играет заметную
роль в государственной структурной
политике. Государство создает новые
объекты или расширяет и
В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивациядля частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.
Наряду с перечисленными инструментами
государственного регулирования экономики,
имеющими внутриэкономическую
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспортатоваров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.
Практическое задание
Рассмотрите роль государства и масштабы государственного влияния в различных Федеральных округах.
Классифицируйте функции государства в социально-экономической системе, с одной стороны, как субъекта хозяйствования, а с другой стороны, как субъекта управления.
Дайте свою оценку рассматриваемым процессам.
Таблица 1.
Распределение числа промышленных предприятий по формам собственности на 1 января 2008 г.
По федеральным округам |
Всего |
в том числе по формам собственности | ||||
государственная |
муниципальная |
частная |
общественных и религиозных организаций (объединений) |
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | ||
Российская Федерация |
4674896 |
141659 |
262657 |
3855399 |
212319 |
202862 |
Центральный |
1787184 |
38431 |
62202 |
1526468 |
64379 |
95704 |
Северо-Западный |
664988 |
17282 |
21435 |
565275 |
26097 |
34899 |
Южный |
430700 |
21012 |
36035 |
331761 |
26160 |
15732 |
Приволжский |
711633 |
27058 |
65849 |
552327 |
44509 |
21890 |
Уральский |
372806 |
9446 |
20138 |
315982 |
17191 |
10049 |
Сибирский |
533994 |
18807 |
43216 |
431464 |
24412 |
16095 |
Дальневосточный |
173591 |
9623 |
13782 |
132122 |
9571 |
8493 |
Таблица 2.
Распределение численности
промышленно-производственного
По федеральным округам |
Занято в экономике - всего |
в том числе по формам собственности | ||||
государственная |
муниципальная |
частная |
общественных и религиозных организаций (объединений) |
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | ||
Российская Федерация |
68019,2 |
12969,4 |
8827,4 |
38326,9 |
375,2 |
4590,6 |
Центральный |
18732,1 |
3698,6 |
1834,9 |
10452,3 |
123,1 |
1425,7 |
Северо-Западный |
6854,2 |
1639,4 |
710,6 |
3655,7 |
48,7 |
400,1 |
Южный |
9317,7 |
1584,0 |
1282,7 |
5804,8 |
59,2 |
425,5 |
Приволжский |
14687,9 |
2432,2 |
2115,9 |
8426,5 |
81,1 |
1180,2 |
Уральский |
6082,2 |
1016,8 |
876,4 |
3441,6 |
18,9 |
395,3 |
Сибирский |
9029,8 |
1788,5 |
1508,9 |
4945,0 |
31,5 |
475,3 |
Дальневосточный |
3315,3 |
809,8 |
497,9 |
1600,9 |
12,8 |
288,5 |
Информация о работе Необходимость вмешательства государства в регулирование национальной экономики