Немецкая модель экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:58, реферат

Описание работы

Германия – одна из наиболее развитых индустриальных стран, она имеет третью по мощи экономику в мире (после США и Японии). Насчитывая 81,5 млн. жителей, Германия является также крупнейшим и важнейшим рынком в Европейском Союзе (ЕС). Германия является крупнейшим в мире экспортером товаров и считается поэтому «чемпионом мира по экспорту». Мотором внешней

Работа содержит 1 файл

Немецкая модель экономики.docx

— 17.41 Кб (Скачать)

    Германия  – одна из наиболее развитых индустриальных стран, она имеет третью по мощи экономику  в мире (после США и Японии). Насчитывая 81,5 млн. жителей, Германия является также крупнейшим и важнейшим рынком в Европейском Союзе (ЕС). Германия является крупнейшим в мире экспортером товаров и считается поэтому «чемпионом мира по экспорту». Мотором внешней торговли служит в первую очередь промышленность, доля ее продукции в общем объеме экспорта – около 84 % (2004 г.). Тем самым экономика Германии имеет такую глобальную ориентацию, как, пожалуй, никакая другая экономика. Важнейшие экономические центры в Германии – это Рурская область (промышленный регион, превращающийся в центр высоких технологий и услуг), районы вокруг Мюнхена и Штутгарта (высокие технологии, автомобилестроение), Франкфурт-на-Майне (финансы), Кёльн, Гамбург (порт, авиастроение, медиа-индустрия) и Лейпциг.

    В Германии действует социальная рыночная экономика, это означает: государство  гарантирует свободу действий в  экономической сфере, но старается  добиваться социального баланса. Благодаря  этой концепции здесь царит довольно прочный социальный мир, о чем  свидетельствуют и чрезвычайно  редкие забастовки. С 1990 по 2002 г. в Германии в среднем на каждую 1.000 рабочих  дней приходилось лишь 12 забастовочных, что существенно ниже среднего уровня по ЕС – 84 дня. Среди ведущих индустриальных стран еще меньше бастуют только в Японии и Швейцарии. Социальное партнерство между профсоюзами  и работодателями – благодаря  институционализированному урегулированию конфликтов – закреплено в рамках коллективного трудового права. Основной закон гарантирует тарифную автономию, которая предоставляет социальным партнерам право самостоятельно регулировать условия труда в рамках коллективных договоров.

    За  годы развития экономика Германии во многом изменилась, пройдя путь от восстановления рыночного хозяйства ФРГ до развитой рыночной экономики современной объединенной Германии. Ее современное состояние можно охарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка: действующие в наше время правовые основы, главные экономико- и социально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для их достижения.

    Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами: 
 - индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

    - социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено  объемом вложенного капитала  или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение  относительного равенства требует  энергичной социальной политики. Социальная политика опирается  на поиск компромиссов между  группами, имеющими противоположные  интересы, а также на прямое  участие государства в предоставлении  социальных благ, например, в жилищном  строительстве;

    - антициклическое регулирование;

    - стимулирование технологических  и организационных инноваций;

    - проведение структурной политики;

    - защита и поощрение конкуренции. 

    Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов  социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

     
 
 

    В германской промышленности, как и  в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные  изменения. Значение промышленности убывает, а сферы услуг все больше растет. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и – по сравнению  с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, – имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн. человек. Важнейшие отрасли промышленности – автомобилестроение (оборот: 227 млрд. евро, 777.000 занятых), за ним следуют электротехническая промышленность (152 млрд. евро, 799.000 занятых), машиностроение (142 млрд. евро, 868.000 занятых), а также химическая промышленность (113 млрд. евро, 429.000 занятых). Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний.

    Германия  – лидер мирового рынка в производстве оборудования мирового класса для нужд промышленности. На ее долю приходится 19,3 % мировой торговли этой продукцией.

    По  сравнению с другими странами жизненный уровень в Германии очень высок. Средний месячный доход  рабочего (без вычетов) составляет около 2.500 евро, служащего – 3.400 евро. Германия известна также стабильностью цен: в 2004 г. уровень инфляции составил 1,7 проц.

    В силу большой ориентации на экспорт  Германия заинтересована в открытых рынках. Ее важнейшие торговые партнеры – Франция, США и Великобритания.

    В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономических  связях России.

    ФРГ принадлежит к числу индустриальных гигантов современного мира. Только в  старых землях объем промышленного  производства достигает 1 трлн. марок. Важнейшими отраслями индустрии  являются автомобилестроение, общее  машиностроение, электротехника, металлургия.

    К важным отраслям в Германии относится  автомобилестроение. Каждый седьмой  наемный работник трудится здесь, его  доля в экспорте составляет 40 проц. Благодаря шести компаниям VW, Audi, BMW, DaimlerChrysler, Porsche и Opel (General-Motors) Германия наряду с США и Японией является одним из крупнейших в мире производителей автомобилей. Ежегодно с конвейера здесь сходит около 6 млн. машин; за рубежом производится еще 4,8 млн. автомобилей германских марок. Потребители особенно ценят технические инновации в автомобилях «made in Germany». Имея оборот в 142 млрд. евро (2004 г.), DaimlerChrysler является третьим по величине производителем автомобилей в мире и № 1 в классе премиум. Штаб-квартира и важнейшие заводы DaimlerChrysler расположены в Штутгарте, который служит домом и для Porsche. Успешно действует также Volkswagen, имеющий годовой оборот в 89 млрд. евро и долю на мировом рынке в 11,5 проц. (2004 г.), – крупнейший автомобильный концерн в Европе с главным предприятием в Вольфсбурге. В группу ведущих германских автомобилестроителей входит также BMW из Мюнхена с оборотом в 44 млрд. евро.

    Германская  экономика доказала свою высокую  конкурентоспособность, что было достигнуто, с одной стороны, благодаря экономической  политике, а с другой – благодаря сдержанной тарифной политике.

Информация о работе Немецкая модель экономики