Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:27, курсовая работа
Цель: изучение нематериальных активов предприятия и путей повышения эффективности их использования.
Задачами исследования курсовой работы являются: рассмотреть критерии отнесения имущества предприятия к НА, состав, стоимость и методы оценки НА, источники образования и пополнения НА, амортизацию, показатели эффективности использования НА и их анализ.
1. Введение.
2. Теоретическая часть (реферат по теме работы).
3. Практическая часть.
Задача 1. На основании исходных данных (В=1, Г=1) необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения:
1) Определить величину инвестиций на создание предприятия
- определить потребность в основных фондах;
- определить потребность в запасах и величину оборотного капитала.
2) Определить величину уставного капитала.
3) Сформировать плановый баланс предприятия на момент начала его работы, определить источники финансирования инвестиций.
4) Рассчитать финансовые результаты деятельности предприятия на первый и последующие 4 года работы
5) Рассчитать показатели экономической эффективности создания предприятия
Задача 2.
На основании исходных данных (В=1, Г=1) рассчитать результаты хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ.
1) Составить смету затрат на производство.
2) Составить калькуляцию на 1 условное изделие.
3) Определить себестоимость технологическую, производственную, полную, сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов.
4) Назначить цену за условное изделие исходя из планового уровня рентабельности.
5) Рассчитать на основе установленной цены выручку, объем реализации, чистую прибыль, рентабельность продукции и расчетную.
6) Рассчитать показатели из п.5 для планового года, в котором объем реализации будет больше на указанную величину. Цену оставить прежней, однако себестоимость продукции планового года пересчитать.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Оглавление.
39
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА "ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СЕРВИСА"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу "Экономика предприятия"
Тема: " Нематериальные активы предприятия (НА). Пути повышения эффективности их использования"
допущен к защите
дата
подпись
оценка
Выполнил студент
специальности 080109
группа 291
Рудакова А.Ю.
Руководитель проекта
Лукьянова И.Н.
Великие Луки
2011
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА "ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СЕРВИСА"
Задание на курсовую работу
по курсу "Экономика предприятия"
студенту очного отделения специальности 080109 группа 291
Рудаковой Алёне Юрьевне
Тема курсовой работы: «Нематериальные активы предприятия (НА). Пути повышения эффективности их использования»
Содержание работы:
1. Введение.
2. Теоретическая часть (реферат по теме работы).
3. Практическая часть.
Задача 1. На основании исходных данных (В=1, Г=1) необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения:
1) Определить величину инвестиций на создание предприятия
- определить потребность в основных фондах;
- определить потребность в запасах и величину оборотного капитала.
2) Определить величину уставного капитала.
3) Сформировать плановый баланс предприятия на момент начала его работы, определить источники финансирования инвестиций.
4) Рассчитать финансовые результаты деятельности предприятия на первый и последующие 4 года работы
5) Рассчитать показатели экономической эффективности создания предприятия
Задача 2.
На основании исходных данных (В=1, Г=1) рассчитать результаты хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ.
1) Составить смету затрат на производство.
2) Составить калькуляцию на 1 условное изделие.
3) Определить себестоимость технологическую, производственную, полную, сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов.
4) Назначить цену за условное изделие исходя из планового уровня рентабельности.
5) Рассчитать на основе установленной цены выручку, объем реализации, чистую прибыль, рентабельность продукции и расчетную.
6) Рассчитать показатели из п.5 для планового года, в котором объем реализации будет больше на указанную величину. Цену оставить прежней, однако себестоимость продукции планового года пересчитать.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Оглавление.
Задание выдал _____________________________
(число и подпись руководителя)
Введение
В последние годы резко возросла степень и роль нематериальных активов в производственной и финансовой деятельности предприятия. В связи с этим особую актуальность для российских предприятий приобрела проблема совершенствования учета и анализа нематериальных активов. Актуальность этой проблемы обусловлена как внешними, так и внутренними факторами.
Крупнейшие российские компании, стремящиеся получить доступ на мировые фондовые и кредитные рынки, ищут способы улучшения учетной и инвестиционной прозрачности своей деятельности, в том числе и за счет совершенствования учета и анализа нематериальных активов. В результате приближения российских ПБУ к международным стандартам финансовой отчетности расширяются возможности для управления стоимостью компаний за счет оптимизации структуры нематериальных активов. В то же время, действующие в РФ системы и стандарты учета (бухгалтерские, налоговые, статистические) часто противоречат друг другу. Внутренние факторы определяются, прежде всего, фундаментальными отличиями нематериальных активов от традиционных средств производства. Во-первых, с юридической точки зрения, нематериальные активы являются объектом не вещных, а исключительных прав.
Во-вторых, стоимостная структура многих нематериальных активов, характеризующаяся низкими предельными издержками, создаёт благоприятные возможности для извлечения выгоды из эффекта масштаба. И, наконец, интенсивному вовлечению НА в хозяйственную деятельность отечественных предприятий препятствует ряд присущих таким активам недостатков (отсутствие организованных рынков, врожденная рискованность и ограниченная исключительность). Действующие в РФ правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах приводят к образованию существенного разрыва между балансовой
стоимостью нематериального актива и его справедливой рыночной стоимостью. В практике российских предприятий практически не используются подходы, повышающие качество и полезность бухгалтерской отчетности в качестве информационной базы для принятия решений заинтересованными лицами.
Таким образом, потребность в интенсивном вовлечении нематериальных активов в хозяйственную деятельность российских предприятий, с одной стороны, а также недостаточная теоретическая, методическая и прикладная проработка вопросов учета и анализа нематериальных активов в условиях реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, с другой стороны, обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования учета и анализа нематериальных активов и указывают на актуальность исследования.
Цель: изучение нематериальных активов предприятия и путей повышения эффективности их использования.
Задачами исследования курсовой работы являются: рассмотреть критерии отнесения имущества предприятия к НА, состав, стоимость и методы оценки НА, источники образования и пополнения НА, амортизацию, показатели эффективности использования НА и их анализ.
Таким образом, объектом исследования являются нематериальные активы, предметом – теоретические и методологические аспекты учета и анализа НА. Информационной базой исследования являются учебные пособия, информационные ресурсы Интернет – порталов, ПБУ и статьи.
Глава I. Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.
1.1 Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам
Нематериальные (англ.– «intangible» - неосязаемые) активы – это активы, которые не имеют физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.
Объекты нематериальных активов должны соответствовать следующим условиям:
1. отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
2. возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
3. использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
4. использование их в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
5. наличие способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
6. повышенная степень риска в стремлении извлечь доход от применения подобных активов. Отсюда отсутствие у организации намерения их перепродать в нормальных условиях пользования ими;
7. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
8. отсутствие полезных отходов
9. признание в качестве единицы бухгалтерского учёта инвентарного объекта.
Поскольку нематериальные активы бестелесны по своей природе, то важным критерием отнесения того или иного объекта к данной категории имущества является также его отчуждаемость. Применительно к нематериальным активам отчуждаемость означает возможность передачи объекта как такового в собственность другому лицу.
Не относятся к нематериальным активам:
- интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, так как они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них;
- незаконченные и (или) не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- финансовые инструменты срочного рынка, предоставляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях.
1.2 СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация организации (гудвилл), организационные расходы.
Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям,
промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания,
фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Интеллектуальная собственность в практике предприятия может быть использована в хозяйственной деятельности предприятия в качестве «нематериальных активов».
Изобретения и полезные модели рассматриваются как техническое решение задачи.
Под промышленным образцом понимается соответствующее установленным требованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Программа для ЭВМ – это объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.
База данных является объективной формой представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Топология интегральных микросхем представляет собой зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
Товарный знак и знак обслуживания представляют собой элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг от других юридических лиц или граждан. Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или
цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров.
По оценкам специалистов, в условиях развитой экономической системы имущество предприятия на 30-60 % состоит из нематериальных активов, а товарный знак в их составе может занимать около 80 %.
Наименование места происхождения товара или услуги - это всегда географическое название страны, населенного пункта, местности, где произведен продукт или услуга.
Согласно правилам отечественного учета, в состав нематериальных активов включаются организационные расходы. К организационным расходам относятся издержки, связанные с образованием юридического лица, в том числе с получением специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности в части, не противоречащей действующему законодательству (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги по регистрации фирмы, оплата органам статистики за получение кодов и т.п.), и признанные в соответствии с учредительным договором вкладом одного или более участников (учредителей) в уставный капитал. Расходы по переоформлению учредительных документов, изготовление новых печатей и штампов в состав нематериальных активов не включаются.
Такой вид нематериальных активов, как деловая репутация (цена фирмы), появляется у предприятия только в том случае, если им была совершена покупка другого предприятия. Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Одни экономисты интерпретируют гудвилл как стоимость практически всех элементов нематериальных активов, другие определяют гудвилл как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, что отражена в
бухгалтерской отчетности (учтена в балансе). В процессе оценки целесообразно использовать понятие «гудвилл» во втором значении.
Сторонники и первой, и второй точки зрения сходятся в том, что гудвилл:
* присутствует только при наличии избыточной прибыли,
* не может быть отделен от действующего предприятия, т. е. не может быть продан отдельно от него.
Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) — выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Гудвилл как экономическая величина принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.