Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:03, контрольная работа
Основными направлениями внешнеэкономической деятельности возмездного характера являются внешнеторговая деятельность (преимущественна в Беларуси), технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество.
Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами вещественно- материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота.
Технико-экономическое сотрудничество включает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера.
Минский колледж ТДЛП
Заочное отделение
Группа 146+147, курс 5
Специальность «ЭОП»
Шифр 51017
Контрольная работа № 1
По дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность»
Трушко Марии Сергеевны
Вариант 7
г.Минск
Ул. Карла Либкнехта 92-61
+375336303739
Вопрос №1
Назвать субъектов, функции
и задачи органов системы
Внешнеэкономическая деятельность
– совокупность отраслей, подотраслей,
объединений, предприятий и организаций,
систематически производящих и реализующих
экспортные ресурсы всех видов, потребляющих
импортные товары (услуги) и осуществляющих
все виды внешнехозяйственной деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность реализуется
на уровне как государственных органов
власти и управления, так и хозяйственных
организаций. В первом случае она направлена
на установление межгосударственных основ
сотрудничества, создание правовых и торгово-политических
механизмов, стимулирующих развитие эффективности
экономических связей; во втором – на
заключение и исполнение контрактов и
иных договоров в пределах гражданского
права.
Основными направлениями внешнеэкономической
деятельности возмездного характера являются
внешнеторговая деятельность (преимущественна
в Беларуси), технико-экономическое и научно-техническое
сотрудничество.
Внешнеторговая деятельность представляет
собой обмен товарами вещественно- материальной
форме и услугами, связанными с осуществлением
товарооборота.
Технико-экономическое сотрудничество
включает содействие в области промышленного
и гражданского строительства и предоставление
услуг инженерно-технического характера.
Научно- техническое сотрудничество представляет
собой обмен достижениями науки и техники
и совместное осуществление научно- технических
работ.
Развитие внешнеэкономической деятельности
Республики Беларусь ориентируется на
решение следующих задач:
• Интеграцию страны в мировую экономику;
• Поддержку процессов интеграции со
странами СНГ;
• Развитие экономического и политического
союза с Россией;
• Выравнивание сальдо внешнеторгового
и платежного балансов;
• Совершенствование структуры внешней
торговли в товарном и географическом
аспектах;
• Выход на новые международные рынки
и диверсификация экспорта на освоенных
рынках;
• Сохранение экономической, экологической
безопасности страны.
Организационная структура государственного
управления внешнеэкономической деятельностью
Беларуси представлена многими государственными
органами, важнейшими среди которых являются
Министерство иностранных дел (и Департамент
внешнеэкономической деятельности), Министерство
промышленности и Министерство по налогам
и сборам (в лице подчинённого ему Управления
международными налоговыми отношениями).
Органами системы государственного регулирования
ВЭД являются:
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ
ДЕЛ
Министерство иностранных дел Республики
Беларусь (далее – МИД) является республиканским
органом государственного управления
и подчиняется Правительству Республики
Беларусь. МИД проводит государственную
политику в сфере внешних связей, осуществляет
координацию внешнеполитической и внешнеэкономической
деятельности Республики Беларусь.
Основными задачами МИД являются:
• реализация единой внешней политики
Республики Беларусь, в том числе координация
политики в области внешнеэкономической
деятельности;
• обеспечение прав и интересов Республики
Беларусь в международных отношениях;
• создание благоприятных условий для
продвижения экономических интересов
Республики Беларусь за рубежом;
• планирование внешнеполитической и
внешнеэкономической деятельности;
• обеспечение реализации решений Президента
Республики Беларусь, Правительства Республики
Беларусь, Национального собрания Республики
Беларусь по вопросам внешнеполитической
и внешнеэкономической деятельности Республики
Беларусь;
• координация деятельности государственных
органов Республики Беларусь по формированию
и совершенствованию договорно-правовой
базы отношений Республики Беларусь с
иностранными государствами, международными
организациями и межгосударственными
образованиями;
• представление информации по условиям
осуществления внешнеэкономической деятельности
государственным органам, иным юридическим
и физическим лицам Республики Беларусь
и зарубежным партнерам;
• обеспечение развития инфраструктуры
внешнеполитической деятельности Республики
Беларусь и оказание содействия в развитии
инфраструктуры внешнеэкономической
деятельности республики;
• координация работы по формированию
режима внешней торговли товарами в отношениях
с иностранными государствами.
Основным структурным подразделением
МИД является Департамент внешнеэкономической
деятельности, который осуществляет специальные
функции МИД в сфере внешнеэкономической
деятельности.
Основными задачами Департамента являются:
• содействие развитию экспорта товаров
и услуг;
• разработка предложений в сфере внешнеэкономической
деятельности;
• координация формирования внешнеторгового
режима Республики Беларусь в сфере внешней
торговли товарами;
• защита внешнеэкономических интересов
государства;
• участие в разработке и реализации программ
социально-экономического развития Республики
Беларусь в части внешнеэкономической
деятельности;
• координация разработки и реализации
национальных программ развития экспорта;
• осуществление анализа показателей
внешнеторговой деятельности Республики
Беларусь, в том числе товарной и географической
структуры внешней торговли;
• участие в анализе отчетного торгового
и платежного балансов и разработке прогнозных
показателей внешней торговли;
• координация работы по таможенно-тарифному
регулированию внешней торговли товарами;
• подготовка для внесения в Правительство
Республики Беларусь предложений по применению
антидемпинговых, компенсационных и специальных
защитных мер во внешней торговле по результатам
проводимых МИД расследований;
• участие в разработке предложений по
увеличению экспортного потенциала страны;
• содействие защите экономических интересов
государства, физических и юридических
лиц Республики Беларусь за рубежом.
2. МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Министерство промышленности Республики
Беларусь (далее – Минпром) является республиканским
органом государственного управления
и подчиняется Совету Министров Республики
Беларусь.
Основной задачей Минпрома в сфере внешнеэкономической
деятельности является развитие совместно
с другими заинтересованными республиканскими
органами государственного управления
внешнеторговой деятельности путем наращивания
экспорта производимых государственными
организациями и негосударственными юридическими
лицами товаров (услуг), привлечения иностранных
инвестиций, создания коммерческих организаций
с иностранными инвестициями. Минпром
в пределах своей компетенции координирует
внешнеэкономическую деятельность государственных
организаций и негосударственных юридических
лиц, оказывает им помощь в налаживании
внешнеэкономических связей, развитии
прогрессивных форм интеграции, организует
сотрудничество с соответствующими органами
государственного управления стран Содружества
Независимых Государств.
Министерство промышленности занимает
ведущее место в объемах внешней торговли
Республики Беларусь. На его долю в III квартале
2006 года пришлось 17,1 % внешнеторгового
оборота Республики Беларусь, в том числе
22,5 % экспорта и 11,7 % импорта. Организации
министерства осуществляли торговые отношения
со 118 государствами, при этом экспорт
осуществлялся в 98 стран, а импортировались
товары из 71 страны.
Укрупненная структура регионов сотрудничества
предприятий Министерства промышленности
за январь-сентябрь 2006 года представлена
на Диаграмме 1. Рост экспорта за январь-сентябрь
2006 года составил 20,8 %, импорт возрос на
25 %, сальдо торгового баланса положительное
и составило 1 436,4 миллиона долларов США.
В страны СНГ экспорт, за 9 месяцев 2006 года
по сравнению с аналогичным периодом 2005
года, увеличился на 19,6 % и составил 2 265,8
млн. долларов США, из них 1 855,0 млн. долларов
приходится на Российскую Федерацию.
3. МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Министерство по налогам и сборам Республики
Беларусь (МНС) является республиканским
органом государственного управления,
проводящим государственную политику,
осуществляющим регулирование и управление
в сфере налогообложения. Основной задачей
МНС является осуществление контроля
в пределах своей компетенции за соблюдением
налогового законодательства, законодательства
о предпринимательстве, декларированием
физическими лицами доходов, имущества
и источников денежных средств. Самостоятельным
структурным подразделением Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь
по вопросам внешнеэкономической деятельности
является Управление международных налоговых
отношений. Управление состоит из трех
отделов: - отдел налогообложения иностранных
юридических лиц и международных соглашений;
- отдел налогообложения внешнеэкономической
деятельности; - отдел международного
сотрудничества и применения таможенных
платежей.
Основными задачами управления являются:
1. методологическое и организационное
обеспечение применения законодательства
(включая международные договоры Республики
Беларусь) о налогообложении:
- внешнеэкономической деятельности организаций
Республики Беларусь;
- иностранных юридических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность на
территории Республики Беларусь через
постоянное представительство;
- коммерческих организаций с иностранными
инвестициями;
- иностранных юридических лиц, не осуществляющих
деятельности в Республике Беларусь через
постоянное представительство, получающих
доходы из источников в Республике Беларусь;
- деятельности резидентов свободных экономических
зон (далее, соответственно, - законодательство
о налогообложении внешнеэкономической
деятельности, внешнеэкономическая деятельность);
2. совершенствование механизма и правового
(в том числе международно-правового) регулирования
налогообложения внешнеэкономической
деятельности;
3. подготовка и организация применения
налоговыми органами республики международных
соглашений об избежании двойного налогообложения,
о сотрудничестве и взаимной помощи по
вопросам соблюдения налогового законодательства,
иных международных соглашений, содержащих
вопросы по налогообложению, на заключение
которых были даны полномочия МНС;
4. организация работы интеграционного
сотрудничества МНС Республики Беларусь
и других государств.
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
Государственный таможенный комитет Республики
Беларусь является Республиканским органом
государственного управления, осуществляющим
непосредственное руководство таможенным
делом. В Республике Беларусь осуществляется
единая таможенная политика, являющаяся
составной частью внутренней и внешней
политики Республики Беларусь.
Целями таможенной политики Республики
Беларусь являются обеспечение наиболее
эффективного использования инструментов
таможенного контроля и регулирования
товарообмена на таможенной территории
Республики Беларусь; участие в реализации
торгово-политических задач по защите
белорусского рынка, стимулированию развития
национальной экономики, содействию в
проведении структурной перестройки и
других задач экономической политики
Основными средствами реализации таможенной
политики Республики Беларусь являются:
• установление тарифных и нетарифных
мер государственного таможенного регулирования;
• осуществление государственного таможенного
контроля таможенными органами Республики
Беларусь;
• участие Республики Беларусь в таможенных
союзах и иных формах интеграции экономических
связей с другими государствами.
Государственный таможенный комитет Республики
Беларусь:
• представляет белорусскую сторону в
международных организациях, занимающихся
таможенными вопросами, в части разработки,
изменения, дополнения, толкования и применения
международной основы Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности;
• участвует в подготовке предложений
о разработке, изменении и дополнении
Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности, утверждаемой Правительством
Республики Беларусь;
• обеспечивает опубликование наиболее
важных нормативных актов по таможенному
делу в иных средствах массовой информации,
а также издание сборников нормативных
актов по таможенному делу;
• вправе устанавливать, что таможенное
оформление отдельных категорий товаров
и транспортных средств может производиться
только определенными таможенными органами
Республики Беларусь;
• ведет государственный реестр таможенных
агентов и обеспечивает его периодическую
публикацию.
Вопрос №2
Охарактеризовать объекты интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная
Согласно ст. 980 ГК, к объектам интеллектуальной собственности относятся:
1. Результаты интеллектуальной деятельности:
– произведения науки, литературы и искусства;
– исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания;
– изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
– селекционные достижения;
– топологии интегральных микросхем;
– нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);
2. Средства индивидуализации
– фирменные наименования;
– товарные знаки (знаки обслуживания);
– наименование мест происхождения товаров;
3. Другие результаты
В первую группу объектов интеллектуальной собственности она включает результаты интеллектуальной деятельности. К ним относятся: объекты авторского права, объекты смежных прав, а также объекты права промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау)). Все эти объекты являются результатом творческой деятельности людей.
Вторую группу объектов интеллектуальной собственности составляют объекты промышленной собственности, относящиеся к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг: фирменные наименования, товарные знаки и наименования мест происхождения товара.
В третью группу входят другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в частности, защита от недобросовестной конкуренции.
Авторам результатов интеллектуальной
деятельности принадлежат в отношении
этих результатов личные неимущественные
и имущественные права. Изготовителям
фонограмм и организациям вещания
принадлежат в отношении этих
объектов только имущественные права.
Личные неимущественные права
Обладателям права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг принадлежат в отношении этих средств имущественные права.
Результаты интеллектуальной деятельности
получают свое выражение в определенных
материальных объектах. Литературное
и научное произведение объективируется
в печатной продукции и т.д. изобретение
или полезная модель могут быть использованы
для изготовления определенного
изделия, промышленный образец может
получить воплощение в различных
товарах. Право на объект интеллектуальной
собственности не зависит от материального
объекта, в котором результат
интеллектуальной деятельности или
средство индивидуализации нашли воплощение.
Исключительное право на объект интеллектуальной
собственности существует независимо
от права собственности на материальный
объект, в котором такой результат
или средство индивидуализации выражены.
Личные неимущественные права автора
в отношении объектов интеллектуальной
собственности действуют
Вопрос №3
Раскрыть
сущность процесса подготовки к заключению
внешнеторгового контракта
До заключения и составления контракта необходимо выяснить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением: разрешен ли ввоз (вывоз) товара, являющегося предметом сделки, на территорию страны (или с ее территории); не подпадает ли товар под режим квотирования и лицензирования; требуется ли получение соответствующих сертификатов, свидетельств на товар и так далее? Указанную информацию можно получить у соответствующих органов, занимающихся решением этих вопросов (государственные органы, лицензирующие органы и так далее). Если предложение о заключении контракта поступает от неизвестной организации, необходимо как можно больше получить о ней информации. Прежде всего, следует убедиться, что организация, с которой предстоит работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис (а не просто так называемый юридический адрес), в каком банке организация обслуживается, ее финансовое положение и так далее. При подписании контракта необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документа. В том случае, если представитель действует по доверенности, следует проверить наличие на доверенности подписи руководителя организации и печати, дату выдачи, срок действия, объем полномочий по доверенности. Приступая к работе над условиями контракта, нельзя допускать двусмысленности, нечеткости формулировок. В контракте имеет значение каждое слово. Если не понятен термин, словосочетание, фраза и так далее, необходимо выяснить это с привлечением специалистов. Следует иметь в виду, что контрагент может специально включить в контракт неясные (но хорошо понятные ему) формулировки и положения, которые в последующем может обратить в свою пользу. Особенно часто допускаются неточности при применении в контрактах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки. Именно они устанавливают момент перехода права собственности от продавца к покупателю и риска случайной гибели или порчи товара, распределяют обязанности и расходы сторон по транспортировке, страхованию и выполнению таможенных формальностей. Текст любого внешнеторгового контракта начинается с преамбулы, в которой указывается полное юридическое наименование сторон, заключивших договор. Традиционно первым дается наименование продавца, а вторым — название фирмы-покупателя. Затем необходимо изложить предмет контракта, который, несомненно, имеет главенствующее значение. Им может быть поставка или продажа того или иного товара, оказание каких-либо услуг. Несмотря на то, что данное условие является существенным, при его формулировании также допускаются грубые ошибки, касающиеся в основном определения качества товара и его упаковки. Не точное определение предмета контракта может привести к поставке покупателю товара, хотя и соответствующего условиям договора, но не того качества. Во избежание возможных осложнений в процессе исполнения сделки предмет контракта следует описывать детальным образом, делая в случаях необходимости ссылки на образцы и технические описания. Если по контракту поставляется неоднородный товар, в этом случае подробный перечень всех сортов, видов и марок указывается в спецификации, которая оформляется как приложение к контракту и является его неотъемлемой частью. В целях сохранности товара закрепление в контракте условий о его упаковке и маркировке приобретает большое значение. Здесь обычно указывают вид и характер упаковки, ее качество, размеры, а также нанесение на упаковку каждого места маркировки. Споры по вопросам упаковки и маркировки очень сложны при разрешении. Одним из важнейших условий контракта является цена. Цена в контракте устанавливается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу при согласованном базисе поставки. При этом следует оговорить, входят ли в цену все расходы, связанные с отправкой груза, тарой, упаковкой, маркировкой и так далее. Какие цены (твердые, скользящие, с последующей фиксацией) устанавливать в контракте, зависит от конкретного вида поставляемого товара, а также от срока контракта. Вдумчиво следует подходить и к составлению пункта контракта, касающегося порядка и условий внесения платежей. Условия платежа включают установление валюты платежа, способ и порядок расчетов за поставленный товар, перечень документов, представляемых к оплате, ответственность за задержку платежа либо за другие нарушения условий контракта о платежах. В частности, указанными нормативными актами предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг (от экспорта по договорам комиссии— 180 календарных дней), а поступление товаров по импорту— 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары. В случае же несанкционированного превышения сроков проведения внешнеторговых операций, а также совершение других нарушений при проведении внешнеторговых операций (отсутствие лицензии, других разрешительных документов, представление недостоверных сведений и так далее) влечет применение экономических санкций, размер которых крайне высок. В связи с этим, заключая внешнеторговый контракт, следует особенно тщательно подходить к выбору партнера, чтоб не допустить таких нарушений и не нести в последующем ответственности. Раздел «Качество товара» обязательно присутствует в каждом внешнеторговом контракте. В нем стороны устанавливают качественные характеристики товара (совокупность свойств, определяющих его пригодность по назначению). В международной торговой практике существует несколько способов определения качества товара: 1. По стандартам. В этом случае стороны могут выбрать и зафиксировать как национальный стандарт продавца, так и международный, а в некоторых случаях и стандарт фирмы — покупателя. 2. По техническим условиям (описанию). Они распространяются в основном на машины и оборудование, а также другие товары, к которым предъявляются специальные требования по качеству или отсутствуют стандарты. 3. По образцам. Образец согласуется обеими сторонами и принимается за эталон. Такой способ оценки качества товаров используется чаще всего при продаже товаров на выставках. Основным документом, подтверждающим качество товара, является сертификат качества, выдаваемый либо фирмой-изготовителем, либо специализированной нейтральной организацией, осуществляющей проверку качества товара. Судебная практика свидетельствует о том, что форс-мажорная оговорка в контракте зачастую либо отсутствует, либо сформулирована ненадлежащим образом. Следует иметь в виду, что в праве различных стран не совпадают условия, освобождающие от ответственности. Контракт обязательно должен содержать раздел о порядке разрешения споров. В нем целесообразно предусмотреть мирный, согласительный характер разрешения возникающих споров, порядок и сроки предъявления сторонами претензий и ответа на них. Необходимо четко и правильно указывать суд (арбитраж), в котором предполагается разрешение споров. Любой договор— правовой документ, и его нельзя составлять без участия компетентных специалистов. Поэтому до подписания договора необходимо, чтобы его проанализировал и завизировал юрист.
Вопрос №4
Назвать свободные экономические зоны РБ.
Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
В настоящее время на территории
Республики Беларусь созданы и работают
следующие свободные
1. СЭЗ "БРЕСТ" (создана 20 марта 1996 г.)
На начало 2011 года в зоне зарегистрировано 69 предприятий-резидентов из 18 стран, объем вложенных инвестиций составляет свыше 700 млн. дол. (525 млн. EURO). Основные страны-инвесторы: Россия, Германия, Польша. Суммарный объем производимой продукции ежегодно увеличивается в 1,2 раза. В 2010 году он достиг 2 триллиона бел. рублей, что составляет около 670 млн. дол. (500 млн. EURO). При этом продукция из СЭЗ качественна, современна и конкурентоспособна. Являясь экспортоориентированной, СЭЗ «Брест» играет большую роль и в наращивании экспортного потенциала региона. Внешнеторговый оборот в 2010 году составил 700 млн. дол. США (525 млн. EURO). Сегодня СЭЗ "Брест" один из основных "работодателей" Брестского региона: на предприятиях зоны трудится свыше 13 тыс. человек.
Визитной карточкой СЭЗ «Брест»
2. СЭЗ "ВИТЕБСК" (создана 4 августа 1999 г.)
В настоящее время на территории
региона хозяйственную