Назвать субъектов, функции и задачи органов системы государственного регулирования ВЭД РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:03, контрольная работа

Описание работы

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности возмездного характера являются внешнеторговая деятельность (преимущественна в Беларуси), технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество.
Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами вещественно- материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота.
Технико-экономическое сотрудничество включает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера.

Работа содержит 1 файл

вэд.docx

— 42.19 Кб (Скачать)

Минский колледж  ТДЛП

Заочное отделение 

Группа 146+147, курс 5

Специальность «ЭОП»

Шифр 51017

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

По дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность»

Трушко Марии  Сергеевны

Вариант 7

 

 

 

 

 

 

 

г.Минск

Ул. Карла  Либкнехта 92-61

+375336303739

 

 

 

Вопрос №1

Назвать субъектов, функции  и задачи органов системы государственного регулирования ВЭД РБ.

Внешнеэкономическая деятельность – совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий и организаций, систематически производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющих импортные товары (услуги) и осуществляющих все виды внешнехозяйственной деятельности. 
Внешнеэкономическая деятельность реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и хозяйственных организаций. В первом случае она направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие эффективности экономических связей; во втором – на заключение и исполнение контрактов и иных договоров в пределах гражданского права. 
Основными направлениями внешнеэкономической деятельности возмездного характера являются внешнеторговая деятельность (преимущественна в Беларуси), технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество. 
Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами вещественно- материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. 
Технико-экономическое сотрудничество включает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера. 
Научно- техническое сотрудничество представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно- технических работ. 
Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь ориентируется на решение следующих задач: 
• Интеграцию страны в мировую экономику; 
• Поддержку процессов интеграции со странами СНГ; 
• Развитие экономического и политического союза с Россией; 
• Выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов; 
• Совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом аспектах; 
• Выход на новые международные рынки и диверсификация экспорта на освоенных рынках; 
• Сохранение экономической, экологической безопасности страны. 
Организационная структура государственного управления внешнеэкономической деятельностью Беларуси представлена многими государственными органами, важнейшими среди которых являются Министерство иностранных дел (и Департамент внешнеэкономической деятельности), Министерство промышленности и Министерство по налогам и сборам (в лице подчинённого ему Управления международными налоговыми отношениями). 
Органами системы государственного регулирования ВЭД являются:

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ  ДЕЛ 
Министерство иностранных дел Республики Беларусь (далее – МИД) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Правительству Республики Беларусь. МИД проводит государственную политику в сфере внешних связей, осуществляет координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. 
Основными задачами МИД являются: 
• реализация единой внешней политики Республики Беларусь, в том числе координация политики в области внешнеэкономической деятельности; 
• обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; 
• создание благоприятных условий для продвижения экономических интересов Республики Беларусь за рубежом; 
• планирование внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; 
• обеспечение реализации решений Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь; 
• координация деятельности государственных органов Республики Беларусь по формированию и совершенствованию договорно-правовой базы отношений Республики Беларусь с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; 
• представление информации по условиям осуществления внешнеэкономической деятельности государственным органам, иным юридическим и физическим лицам Республики Беларусь и зарубежным партнерам; 
• обеспечение развития инфраструктуры внешнеполитической деятельности Республики Беларусь и оказание содействия в развитии инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики; 
• координация работы по формированию режима внешней торговли товарами в отношениях с иностранными государствами. 
Основным структурным подразделением МИД является Департамент внешнеэкономической деятельности, который осуществляет специальные функции МИД в сфере внешнеэкономической деятельности. 
Основными задачами Департамента являются: 
• содействие развитию экспорта товаров и услуг; 
• разработка предложений в сфере внешнеэкономической деятельности; 
• координация формирования внешнеторгового режима Республики Беларусь в сфере внешней торговли товарами; 
• защита внешнеэкономических интересов государства; 
• участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части внешнеэкономической деятельности; 
• координация разработки и реализации национальных программ развития экспорта; 
• осуществление анализа показателей внешнеторговой деятельности Республики Беларусь, в том числе товарной и географической структуры внешней торговли; 
• участие в анализе отчетного торгового и платежного балансов и разработке прогнозных показателей внешней торговли; 
• координация работы по таможенно-тарифному регулированию внешней торговли товарами; 
• подготовка для внесения в Правительство Республики Беларусь предложений по применению антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во внешней торговле по результатам проводимых МИД расследований; 
• участие в разработке предложений по увеличению экспортного потенциала страны; 
• содействие защите экономических интересов государства, физических и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом. 
2. МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ 
Министерство промышленности Республики Беларусь (далее – Минпром) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. 
Основной задачей Минпрома в сфере внешнеэкономической деятельности является развитие совместно с другими заинтересованными республиканскими органами государственного управления внешнеторговой деятельности путем наращивания экспорта производимых государственными организациями и негосударственными юридическими лицами товаров (услуг), привлечения иностранных инвестиций, создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Минпром в пределах своей компетенции координирует внешнеэкономическую деятельность государственных организаций и негосударственных юридических лиц, оказывает им помощь в налаживании внешнеэкономических связей, развитии прогрессивных форм интеграции, организует сотрудничество с соответствующими органами государственного управления стран Содружества Независимых Государств. 
Министерство промышленности занимает ведущее место в объемах внешней торговли Республики Беларусь. На его долю в III квартале 2006 года пришлось 17,1 % внешнеторгового оборота Республики Беларусь, в том числе 22,5 % экспорта и 11,7 % импорта. Организации министерства осуществляли торговые отношения со 118 государствами, при этом экспорт осуществлялся в 98 стран, а импортировались товары из 71 страны. 
Укрупненная структура регионов сотрудничества предприятий Министерства промышленности за январь-сентябрь 2006 года представлена на Диаграмме 1. Рост экспорта за январь-сентябрь 2006 года составил 20,8 %, импорт возрос на 25 %, сальдо торгового баланса положительное и составило 1 436,4 миллиона долларов США. В страны СНГ экспорт, за 9 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, увеличился на 19,6 % и составил 2 265,8 млн. долларов США, из них 1 855,0 млн. долларов приходится на Российскую Федерацию. 
3. МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения. Основной задачей МНС является осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств. Самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по вопросам внешнеэкономической деятельности является Управление международных налоговых отношений. Управление состоит из трех отделов: - отдел налогообложения иностранных юридических лиц и международных соглашений; - отдел налогообложения внешнеэкономической деятельности; - отдел международного сотрудничества и применения таможенных платежей. 
Основными задачами управления являются: 
1. методологическое и организационное обеспечение применения законодательства (включая международные договоры Республики Беларусь) о налогообложении: 
- внешнеэкономической деятельности организаций Республики Беларусь; 
- иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство; 
- коммерческих организаций с иностранными инвестициями; 
- иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, получающих доходы из источников в Республике Беларусь; 
- деятельности резидентов свободных экономических зон (далее, соответственно, - законодательство о налогообложении внешнеэкономической деятельности, внешнеэкономическая деятельность); 
2. совершенствование механизма и правового (в том числе международно-правового) регулирования налогообложения внешнеэкономической деятельности; 
3. подготовка и организация применения налоговыми органами республики международных соглашений об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, иных международных соглашений, содержащих вопросы по налогообложению, на заключение которых были даны полномочия МНС; 
4. организация работы интеграционного сотрудничества МНС Республики Беларусь и других государств. 
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ 
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом. В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь. 
Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь; участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики 
Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются: 
• установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования; 
• осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь; 
• участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами. 
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь: 
• представляет белорусскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 
• участвует в подготовке предложений о разработке, изменении и дополнении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утверждаемой Правительством Республики Беларусь; 
• обеспечивает опубликование наиболее важных нормативных актов по таможенному делу в иных средствах массовой информации, а также издание сборников нормативных актов по таможенному делу; 
• вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться только определенными таможенными органами Республики Беларусь; 
• ведет государственный реестр таможенных агентов и обеспечивает его периодическую публикацию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2

Охарактеризовать  объекты интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность  - означает закрепленные законом права, которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественных областях.

Согласно ст. 980 ГК, к объектам интеллектуальной собственности относятся:

1. Результаты интеллектуальной  деятельности:

– произведения науки, литературы и  искусства;

– исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания;

– изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

– селекционные достижения;

– топологии интегральных микросхем;

– нераскрытая информация, в том  числе секреты производства (ноу-хау);

2. Средства индивидуализации участников  гражданского оборота, товаров,  работ или услуг:

– фирменные наименования;

– товарные знаки (знаки обслуживания);

– наименование мест происхождения  товаров;

3. Другие результаты интеллектуальной  деятельности и средства индивидуализации  участников гражданского оборота,  товаров, работ или услуг в  случаях, предусмотренных законодательством.

В первую группу объектов интеллектуальной собственности она включает результаты интеллектуальной деятельности. К ним  относятся: объекты авторского права, объекты смежных прав, а также  объекты права промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии  интегральных микросхем, нераскрытая  информация, в том числе секреты  производства (ноу-хау)). Все эти объекты  являются результатом творческой деятельности людей.

Вторую группу объектов интеллектуальной собственности составляют объекты  промышленной собственности, относящиеся  к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг: фирменные наименования, товарные знаки и наименования мест происхождения  товара.

В третью группу входят другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в частности, защита от недобросовестной конкуренции.

Авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении  этих результатов личные неимущественные  и имущественные права. Изготовителям  фонограмм и организациям вещания  принадлежат в отношении этих объектов только имущественные права. Личные неимущественные права принадлежат  автору независимо от его имущественных  прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу.

Обладателям права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг принадлежат  в отношении этих средств имущественные  права.

Результаты интеллектуальной деятельности получают свое выражение в определенных материальных объектах. Литературное и научное произведение объективируется  в печатной продукции и т.д. изобретение  или полезная модель могут быть использованы для изготовления определенного  изделия, промышленный образец может  получить воплощение в различных  товарах. Право на объект интеллектуальной собственности не зависит от материального  объекта, в котором результат  интеллектуальной деятельности или  средство индивидуализации нашли воплощение. Исключительное право на объект интеллектуальной собственности существует независимо от права собственности на материальный объект, в котором такой результат  или средство индивидуализации выражены. Личные неимущественные права автора в отношении объектов интеллектуальной собственности действуют бессрочно.

 

 

 

 

 

Вопрос №3

Раскрыть  сущность процесса подготовки к заключению внешнеторгового контракта посредствам  коммерческих запасов и предложений. 

До заключения и составления  контракта необходимо выяснить наиболее важные моменты, связанные с его  оформлением, подписанием и исполнением: разрешен ли ввоз (вывоз) товара, являющегося  предметом сделки, на территорию страны (или с ее территории); не подпадает  ли товар под режим квотирования и лицензирования; требуется ли получение  соответствующих сертификатов, свидетельств на товар и так далее?  Указанную информацию можно получить у соответствующих органов, занимающихся решением этих вопросов (государственные органы, лицензирующие органы и так далее).  Если предложение о заключении контракта поступает от неизвестной организации, необходимо как можно больше получить о ней информации. Прежде всего, следует убедиться, что организация, с которой предстоит работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис (а не просто так называемый юридический адрес), в каком банке организация обслуживается, ее финансовое положение и так далее.  При подписании контракта необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документа.  В том случае, если представитель действует по доверенности, следует проверить наличие на доверенности подписи руководителя организации и печати, дату выдачи, срок действия, объем полномочий по доверенности.  Приступая к работе над условиями контракта, нельзя допускать двусмысленности, нечеткости формулировок. В контракте имеет значение каждое слово.  Если не понятен термин, словосочетание, фраза и так далее, необходимо выяснить это с привлечением специалистов. Следует иметь в виду, что контрагент может специально включить в контракт неясные (но хорошо понятные ему) формулировки и положения, которые в последующем может обратить в свою пользу. Особенно часто допускаются неточности при применении в контрактах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки. Именно они устанавливают момент перехода права собственности от продавца к покупателю и риска случайной гибели или порчи товара, распределяют обязанности и расходы сторон по транспортировке, страхованию и выполнению таможенных формальностей.  Текст любого внешнеторгового контракта начинается с преамбулы, в которой указывается полное юридическое наименование сторон, заключивших договор. Традиционно первым дается наименование продавца, а вторым — название фирмы-покупателя.  Затем необходимо изложить предмет контракта, который, несомненно, имеет главенствующее значение. Им может быть поставка или продажа того или иного товара, оказание каких-либо услуг.  Несмотря на то, что данное условие является существенным, при его формулировании также допускаются грубые ошибки, касающиеся в основном определения качества товара и его упаковки. Не точное определение предмета контракта может привести к поставке покупателю товара, хотя и соответствующего условиям договора, но не того качества.  Во избежание возможных осложнений в процессе исполнения сделки предмет контракта следует описывать детальным образом, делая в случаях необходимости ссылки на образцы и технические описания.  Если по контракту поставляется неоднородный товар, в этом случае подробный перечень всех сортов, видов и марок указывается в спецификации, которая оформляется как приложение к контракту и является его неотъемлемой частью.  В целях сохранности товара закрепление в контракте условий о его упаковке и маркировке приобретает большое значение.  Здесь обычно указывают вид и характер упаковки, ее качество, размеры, а также нанесение на упаковку каждого места маркировки.  Споры по вопросам упаковки и маркировки очень сложны при разрешении. Одним из важнейших условий контракта является цена. Цена в контракте устанавливается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу при согласованном базисе поставки. При этом следует оговорить, входят ли в цену все расходы, связанные с отправкой груза, тарой, упаковкой, маркировкой и так далее. Какие цены (твердые, скользящие, с последующей фиксацией) устанавливать в контракте, зависит от конкретного вида поставляемого товара, а также от срока контракта.  Вдумчиво следует подходить и к составлению пункта контракта, касающегося порядка и условий внесения платежей.  Условия платежа включают установление валюты платежа, способ и порядок расчетов за поставленный товар, перечень документов, представляемых к оплате, ответственность за задержку платежа либо за другие нарушения условий контракта о платежах.  В частности, указанными нормативными актами предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг (от экспорта по договорам комиссии— 180 календарных дней), а поступление товаров по импорту— 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары.  В случае же несанкционированного превышения сроков проведения внешнеторговых операций, а также совершение других нарушений при проведении внешнеторговых операций (отсутствие лицензии, других разрешительных документов, представление недостоверных сведений и так далее) влечет применение экономических санкций, размер которых крайне высок.  В связи с этим, заключая внешнеторговый контракт, следует особенно тщательно подходить к выбору партнера, чтоб не допустить таких нарушений и не нести в последующем ответственности.  Раздел «Качество товара» обязательно присутствует в каждом внешнеторговом контракте. В нем стороны устанавливают качественные характеристики товара (совокупность свойств, определяющих его пригодность по назначению).  В международной торговой практике существует несколько способов определения качества товара:  1. По стандартам. В этом случае стороны могут выбрать и зафиксировать как национальный стандарт продавца, так и международный, а в некоторых случаях и стандарт фирмы — покупателя.  2. По техническим условиям (описанию). Они распространяются в основном на машины и оборудование, а также другие товары, к которым предъявляются специальные требования по качеству или отсутствуют стандарты.  3. По образцам. Образец согласуется обеими сторонами и принимается за эталон. Такой способ оценки качества товаров используется чаще всего при продаже товаров на выставках.  Основным документом, подтверждающим качество товара, является сертификат качества, выдаваемый либо фирмой-изготовителем, либо специализированной нейтральной организацией, осуществляющей проверку качества товара.  Судебная практика свидетельствует о том, что форс-мажорная оговорка в контракте зачастую либо отсутствует, либо сформулирована ненадлежащим образом. Следует иметь в виду, что в праве различных стран не совпадают условия, освобождающие от ответственности.  Контракт обязательно должен содержать раздел о порядке разрешения споров. В нем целесообразно предусмотреть мирный, согласительный характер разрешения возникающих споров, порядок и сроки предъявления сторонами претензий и ответа на них. Необходимо четко и правильно указывать суд (арбитраж), в котором предполагается разрешение споров.  Любой договор— правовой документ, и его нельзя составлять без участия компетентных специалистов. Поэтому до подписания договора необходимо, чтобы его проанализировал и завизировал юрист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №4

Назвать свободные  экономические зоны РБ.

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и работают следующие свободные экономические  зоны:

1. СЭЗ "БРЕСТ" (создана 20 марта 1996 г.)

На начало 2011 года в зоне зарегистрировано 69 предприятий-резидентов из 18 стран, объем  вложенных  инвестиций составляет свыше 700 млн. дол. (525 млн. EURO). Основные страны-инвесторы:  Россия,  Германия, Польша. Суммарный объем производимой продукции ежегодно увеличивается в 1,2 раза. В 2010 году он достиг 2 триллиона бел. рублей, что составляет  около 670 млн. дол. (500 млн. EURO). При этом продукция из СЭЗ качественна, современна и конкурентоспособна. Являясь экспортоориентированной, СЭЗ «Брест» играет большую роль и в наращивании экспортного потенциала региона. Внешнеторговый оборот в 2010 году составил 700 млн. дол. США (525 млн. EURO). Сегодня СЭЗ "Брест"  один из основных "работодателей" Брестского региона: на предприятиях зоны  трудится свыше  13 тыс.  человек.

Визитной карточкой СЭЗ «Брест»  могут служить предприятия хорошо известные в республике и за её пределами:

  • СП «Санта Бремор» (переработка морепродуктов, производство мороженого)
  • ЧУП «Гефест-Техника» (производство бытовой газовой и электрической техники для кухонь)
  • ИП «Инко-Фуд» (переработка мяса и производство мясных изделий)
  • УП «СТиМ» (производство эмалей и пластиков дорожной разметки, машин для нанесения дорожной разметки)
  • ЗАО «Инволюкс» (производство офисной мебели)
  • ООО «Вегас» (производство матрасов всех видов)

 

 2. СЭЗ "ВИТЕБСК" (создана 4 августа 1999 г.)

В настоящее время на территории региона хозяйственную деятельность осуществляют 140 совместных и около 50 иностранных предприятия. На территории СЭЗ "Витебск" успешно осуществляется 32 инвестиционных проекта с участием капитала из следующих стран: Германии, Польши, США, Чехии, России, Великобритании, Болгарии, Литвы, Канады, Беларуси.

Информация о работе Назвать субъектов, функции и задачи органов системы государственного регулирования ВЭД РБ