Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).
Научно-технический потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Работа содержит 1 файл

нтп.doc

— 31.50 Кб (Скачать)

11. Научный, научно-технический  и инновационный потенциалы Беларуси 

Научный потенциал  определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных  исследований (фундаментальных и  ориентированных фундаментальных).

 Научно-технический  потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

 Инновационный  потенциал — это совокупность  всех видов ресурсов и условий  обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.

 В Беларуси  научно-техническая деятельность  оказалась в особо сложных условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т. е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним. С 1990 численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, т. е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500-700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3-5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США - 52, Израиле - 38. России - 32, ФРГ - 29, Франции - 26, Южной Корее - 24. За этот же период в три с лишним раза сократились объемы работ, выполненных научными организациями Беларуси, существенно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой морально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991—1996 гг. Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.

 Институционально-правовую  базу функционирования науки  в Республике Беларусь составляют  законы «Об основах государственной  научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативные правовые акты в этой сфере.

 Наряду с  созданием законодательной базы  в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

 В республике 295 организаций и предприятий  выполняют НИОКР, и них задействовано  около 30 тыс. работников. Основная  часть научного потенциала сосредоточена  в НАН Беларуси, Министерстве  промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников и 85 % внутренних текущих затрат на науку.

 Традиционно  научные организации делятся  на три основные сферы, представляющие  относительно обособленные элементы  в научной системе: академическую,  вузовскую, отраслевую науку. 

 Наиболее  мощной (и с высшим научным  статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 92 научные организации и свыше 11 тыс. работников.

 Вузовская  наука представлена 34 университетами  и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами  (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности – 57 организаций и свыше 8 тыс. работников. В секторном и региональном разрезах, структура научно-технического потенциала выглядит следующим образом: из 295 организаций в государственном секторе работали 122, предпринимательском - 122, секторе высшего образования - 51. Наибольшее число организаций расположено в г. Минске - 184 (62 %). По областям они распределены так: Брестская область - 16, Витебская - 26, Гомельская - 27, Гродненская - 11, Минская - 15, Могилевская область - 16 организаций.

 Важной качественной  характеристикой научного и научно-технического  потенциала является его структура  по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. В последние несколько лет преобладающие позиции занимают технические науки – 50-65 % затрат. Затем идут естественные науки - свыше 20 %, сельскохозяйственные - свыше 6, общественные - свыше 5, медицинские - около 5 и гуманитарные науки - менее 2 %. Такие же пропорции имеют место и по количеству проводимых в них исследований.

 Исследователи  и разработчики – важнейшая  составляющая научно-технического потенциала. В Беларуси работают 783 доктора наук и 3431 кандидат наук. Большинство из них заняты в технических и естественных науках. Снижение этих показателей в последние годы – тревожная тенденция.

 Не менее  серьезными проблемами в формировании  кадрового состава науки является нарушение рационального соотношения возрастных категорий работников, занятых НИОКР. С 1993 по 2003 г. доля исследователей в возрасте 31-39 лет уменьшилась вдвое, а в возрасте 60 лет и старше – возросла в 4,5 раза.

 В последние годы доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50 %, а в общих расходах республиканского бюджета - 2,0 % . И если в фактически действовавших ценах расходы бюджета на науку растут, то в постоянных ценах они снижаются.

Информация о работе Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси