Научно-техническая революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:19, контрольная работа

Описание работы

Прогрессом можно называть только такое развитие, при котором возрастает число возможностей, открытых перед людьми, или, иными словами, при котором возрастает степень их свободы. Если принять такое определение прогресса, то прилагательное ''технический'' перед словом ''прогресс'' становится избыточным, поскольку только технический прогресс является истинным прогрессом. Так называемый ''моральный прогресс'', при котором человек накладывает на свое поведение дополнительные ограничения, или ''социальный прогресс'', при котором все больше проблем перед обществом решаться социально-психологическими способами, не могут считаться настоящим прогрессом, ибо ведут к ограничению свободы. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.

Содержание

Глава I. Социально-экономическое положение стран мира на кануне НТР. --------------------------------------------------------------
Первое появление научного и технического прогресса. ---------
Предпосылки НТР. -------------------------------------------------------
Глава II. Научно-техническая революция и её значение. ----------
НТР. -------------------------------------------------------------------------
Составляющие НТР. -----------------------------------------------------
а) Процесс интеграции науки и производства. ------------------------
б) Революция в подготовке кадров. -------------------------------------
в) Революция в организации производства труда в системе управления. ----------------------------------------------------------------
Требования НТР. ---------------------------------------------------------
Повышение темпов экономического роста. ------------------------
Глава III. Мировой характер. ----------------------------------------------
Литература. --------------------------------------------------------------

Работа содержит 1 файл

Научно-техническая революция.docx

— 34.84 Кб (Скачать)

В рамках отдельных крупных капиталистических  фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследовательской и опытно-конструкторской  работ, эффективное внедрение новой  техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях НТР. вызвали значительный рост так называемых "наднациональных корпораций", которые по объёму занятых превзошли многие капиталистические государства.

Известное расширение функций капиталистического государства в результате его  срастания с монополиями, попытки  государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашенным целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала.

Капитализм  не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие - между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистическое общество резко ограничивает возможности, открываемые НТР для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, "массовая культура8", отчуждение личности). Напротив, при социализме НТР создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Медведев В.А. Политическая экономия. - М.: Финансы и статистика 1990. - 388 с.
  2. А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика и современность., М., Наука, 1991
  3. К.Поппер, Логика и рост научного знания, М., 1983
  4. Критика постпозитивизма. Методические указания для аспирантов нефилософских специальностей, изучающих марксистско-ленинскую философию. Новосибирск, НГУ, 1986
  5. В.А.Лекторский, Рациональность, критицизм и принципы либерализма (взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) //Вопросы философии, 1995, №10, стр.27-36
  6. Э.Эзер, Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии, 1995, №10, стр.37-44
  7. Т.Кун, Структура научных революций, М., Прогресс, 1977
  8. С.Р.Микулинский, Л.А.Маркова, Чем интересна книга Т.Куна “Структура научных революций”. Послесловие к рус.изд.кн. - В кн.: Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1977, стр. 274 - 292
  9. И.Лакатос, Методология научных исследовательских программ//Вопросы философии, 1995, №4, стр.135-154
  10. Ст.Тулмин, Человеческое понимание, М., Прогресс, 1984
  11. Экономикс. Р.Макконнел, Л.Брю .11-е издание. Москва. Издательство «Республика» . 1995
  12. Д.Долан. Макроэкономика. Санкт-Петербург. Литера плюс .1996
  13. Страны мира. Справочник под редакцией Р.Иванова. Москва. Политиздат.1989



Информация о работе Научно-техническая революция