Население РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является характеристика современного состояния населения Российской федерации, выявление демографических проблем и перспектив на будущее.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты населения.
2. Рассмотреть современную ситуацию, связанную с населением в Российской федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…….….…..3
1. Теоретические аспекты населения …………….……………………...….4
1.1. Понятие населения…………………………………………...………....4
1.2. Теории народонаселения…………………………...…………….…….8
2. Население Российской Федерации………………………………......…..11
2.1. Численность населения и расселение…………..……….…………...11
2.2. Национальный состав населения Российской Федерации………………………………………….………………….13
2.3. Демографическая ситуация в стране…………………………….…...15
3. Проблемы и перспективы населения РФ…………………………...…....17
3.1. Проблемы населения в Российской Федерации……………………..……17
3.2. Перспективы населения Российской Федерации…………………....…....20
Заключение ……………………….……...…..…………………………………..26
Список литературы ……..……………………………………………………….27
Приложения...........................................................................................................28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 2.17 Мб (Скачать)

Основным направлением государственной  политики, связанной с увеличением  рождаемости, является социальная поддержка  молодых семей. [4, 110]

 

 

Таблица 4 «Меры государственной поддержки семей с детьми»

 

 
Материнский (семейный капитал) в связи  с рождением (усыновлением) второго  или последующих детей с 1 января 2007 года (предоставляется только один раз)

 
Размер капитала устанавливается  ежегодно законом о федеральном  бюджете. В 2007 году - 250 000 рублей

 
Пособие по беременности и родам

 
Для работающих женщин - 100% среднего заработка, но не свыше 16 125 рублей в месяц. При  стаже менее 6 месяцев - в размере, не превышающем МРОТ

 
Для женщин, уволенных в связи  с ликвидацией организаций, - 300 рублей в месяц

 
Единовременное пособие вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель)

 
300 рублей

 
Единовременное пособие при рождении ребенка

 
8000 рублей

 
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет

 
Для работающих - 40% от среднего заработка  за последний календарный год, но не ниже 1500 рублей. И не больше 6000 рублей. Если одновременно осуществляется уход за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет, размер пособия суммируется, но составляет не более 100% заработка

 
Для неработающих: 
 
1500 рублей при уходе за первым ребенком 
 
и 3000 рублей за вторым и последующими 
 
детьми. 
 
Если одновременно осуществляется уход за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет, размер пособия суммируется

 
Компенсация части родительской платы  за государственные и муниципальные  детсады

 
Родителям (законным представителям) выплачивается: 
 
на первого ребенка - 20% внесенной родителями платы 
 
на второго ребенка - 50% 
 
на третьего и последующих детей - 70%


 

Источник: [3, 142]

Вышеперечисленные меры выполняются, но их недостаточно. Системы социальной поддержки многодетных семей, мониторинга  бедности и социальной исключенности нуждаются в совершенствовании. Необходимо:

1. Определение общих принципов и подходов к государственной политике в отношении многодетных семей не означает единой системы мер, которые должны устанавливаться в каждом регионе. Россия (как и СССР) — страна двух демографических типов воспроизводства. Традиционная многодетность в регионах, с преобладанием сельского образа жизни, переводит проблему многодетных семей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данных территорий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики. В регионах с преобладанием малодетности как сложившегося типа воспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группы для системы социальной защиты.

2. Необходима одновременная реализация двух направлений государственной политики в отношении многодетных семей: политика стимулирования большей активности со стороны семьи в самообеспечении, и политика социальной поддержки детей в этих семьях. Если второе направление политики имеет уже свою историю и законодательную базу, то первое до сих пор не получило должного развития ни на федеральном, ни на региональном и местном уровнях.

В городской местности  расширению возможностей для самообеспечения будет способствовать:

А) развитие некоммерческих организаций, содействующих: трудоустройству многодетных родителей и их гражданскому объединению; выработке и распространению лучших практик решения специфических проблем многодетных семей;

Б) объединение усилий служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных многодетных родителей в рамках реализации социального контракта. Для лиц с ограниченным трудовым потенциалом наиболее эффективной видится следующая схема поддержки, стимулирующая экономическую активность: условием предоставления определенного денежного пособия через систему социальной защиты является некоторая приемлемая форма занятости на низкооплачиваемых работах;

В) преференции безработным и молодежи из многодетных семей в активных программах занятости.

В сельской местности развитие возможностей самообеспечения, в первую очередь, связано с расширением доступности кредитных и лизинговых схем для личных подсобных хозяйств. Товарному развитию личного подсобного хозяйства будет способствовать укрепление институтов кооперации мелких сельскохозяйственных производителей.

3. Второе направление — расширение и совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми также крайне необходимо. Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки.

Вместе с тем, программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантировать полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.

4. Тот факт, что многодетные семьи отличаются несбалансированным питанием, заставляет вернуться к предложениям о введении системы специальных продуктовых талонов или сертификатов, позволяющих многодетным семьям приобретать определенные продукты питания в специальных торговых учреждениях по более низким ценам или бесплатно. Гарантированный набор продуктов питания должен отличаться в городской и сельской местности.

5. Обзор участия многодетных семей в различных программах социальной защиты свидетельствует о том, что существует много разнообразных ее форм, доступных очень узкому кругу получателей. В результате ни органы социальной защиты не могут оценить эффект влияния реализуемых программ на уровень жизни получателей, ни сами многодетные семьи не могут разобраться в том, на участие в каких программах они имеют право, и каковы правила входа в программы.

Эти рекомендации связаны с тем, что на региональном уровне все формы поддержки должны быть сведены в один закон и предусматривать определенную гибкость в распределении ресурсов, как по времени, так и по используемым формам помощи. Другими словами, должен быть разработан некоторый социальный пакет, по аналогии с социальным пакетом, сформированным для монетизации льгот.

6. Поскольку семьи с 3 и более детьми отличаются самыми плохими жилищными условиями, материнский капитал может стать для них важным ресурсом повышения качества занимаемого жилья. Но, как уже отмечалось, в первую очередь они нуждаются в улучшении благоустройства жилья. На данных НОБУС мы протестировали возможности участия многодетных семей в схемах ипотечного кредитования и пришли к выводу, что практически все многодетные семьи не смогут стать полноправными участниками ипотеки, но смогут использовать материнский капитал для благоустройства имеющегося жилья, если речь идет об улучшении жилищных условий. [1, 52]

Обсуждаемые проекты закона, регулирующего правила предоставления и использования материнского капитала, предусматривают такую возможность, но надо понимать, что именно благоустройство жилья, скорее всего, станет самой востребованной формой реализации данного ресурса государственной поддержки для бедных семей. В этой связи Пенсионный фонд, как распорядитель данного капитала, вряд ли справится с административными процедурами входа многодетных семей в программу использования материнского капитала. Лучшими практиками работы с уязвимыми группами владеют органы социальной защиты.

7. Анализ участия многодетных семей в региональных социальных программах свидетельствует о том, что, они плохо информированы о них, испытывают трудности с оформлением документов, особенно когда в населенном пункте нет структур или учреждений социальной защиты. Вместе с тем, приоритеты социального и демографического развития указывают на то, что прграммы поддержки семей с детьми будут расширяться, но при условии повышения эффективности их фукционирования.

В этой связи представляется целесообразным развитие государственного института социальных уполномоченных, которые информируют население  о существующих социальных программах и помогают подготовить и собрать необходимые документы. Ряд регионов, напрмер Томская область, уже используют такую форму работы с клиентами, и она себя оправдывает.

Заключение

Все или почти  все сегодняшние демографические  проблемы России, идет ли речь о низкой рождаемости или высокой смертности, о суженном воспроизводстве населения  или новых тенденциях процессов  формирования и распадения семей, связаны  с историческими изменениями  в условиях жизни людей.

Негативные  тенденции в демографическом  развитии России многообразны, многие из них имеют долгую историю. Соответственно и их преодоление требует длительных и разносторонних усилий, которые, по причине обычной ограниченности ресурсов, не могут быть предприняты  одновременно и с одинаковой интенсивностью. Необходим правильный выбор приоритетов, который позволил бы сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее важных и перспективных направлениях действий, на решении проблем, которые, по тем  или иным причинам достигли критической  остроты и в то же время относятся  к числу практически разрешимых.

В настоящее  время демографическая ситуация в России улучшается. Это связано  с эффективной государственной  политикой, направленной на укрепление института семьи, улучшение здравоохранения, социальной поддержки инвалидам, повышению  пенсии и т.д.

Но правительство  не должно останавливаться на достигнутом. Вместе с вышеперечисленными мерами должны приниматься новые программы по улучшению качества жизни, увеличению рождаемости и снижению смертности. А существующие социальные и иные программы должны совершенствоваться и регулярно финансироваться.

 

 

 

Список  литературы

1. Видяпин В. И. Региональная Экономика. Основной курс. [Текст]  – М.: ИНФРА-М, 2011. – 686с.

2.Демографическое будущее  России.  [Текст] - Под ред. Рыбаковского Л.Л. и Кареловой Г.Н. М., 2001. – 37с.

 3.Антонов A.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. [Текст] - М., 2006. – 137с.

4.Барабанов В.В., Дюкова С.В., Чичерина О.В. Учебное пособие. География. [Текст]  – М.: Астрель, 2003.  -   320с.

5.Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. [Текст]    – М.: Росстат, 2007 г. – 510с.

6.Скопин А. Ю. Экономическая география России: Учебник. [Текст] – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г. – 368с.

7.Экономическая и социальная география России: учебник для вузов/под ред. Проф. А. Т. Хрущева. – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст]    – М.: Дрофа, 2006 г. – 216с.

8.Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России по месяцам, 2006-2011 [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_month.php

9.Национальный состав населения по регионам России [Электронный ресурс]// режим доступа:

http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_02.php

10 . Численность населения России [Электронный ресурс]// режим доступа:

 http://ru.worldstat.info/Asia/Russian_Federation

 

 

 

 

 

Приложение 1

 Карта 1 «Плотность населения Российской Федерации»

Источник: [3, 190]

Карта 2 «Карта народов Российской Федерации»

Источник: [3, 207]


Информация о работе Население РФ