Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является характеристика современного состояния населения Российской федерации, выявление демографических проблем и перспектив на будущее.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты населения.
2. Рассмотреть современную ситуацию, связанную с населением в Российской федерации.
Введение……………………………………………………………...…….….…..3
1. Теоретические аспекты населения …………….……………………...….4
1.1. Понятие населения…………………………………………...………....4
1.2. Теории народонаселения…………………………...…………….…….8
2. Население Российской Федерации………………………………......…..11
2.1. Численность населения и расселение…………..……….…………...11
2.2. Национальный состав населения Российской Федерации………………………………………….………………….13
2.3. Демографическая ситуация в стране…………………………….…...15
3. Проблемы и перспективы населения РФ…………………………...…....17
3.1. Проблемы населения в Российской Федерации……………………..……17
3.2. Перспективы населения Российской Федерации…………………....…....20
Заключение ……………………….……...…..…………………………………..26
Список литературы ……..……………………………………………………….27
Приложения...........................................................................................................28
Основным направлением государственной политики, связанной с увеличением рождаемости, является социальная поддержка молодых семей. [4, 110]
Таблица 4 «Меры государственной поддержки семей с детьми»
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
Источник: [3, 142]
Вышеперечисленные меры выполняются, но их недостаточно. Системы социальной поддержки многодетных семей, мониторинга бедности и социальной исключенности нуждаются в совершенствовании. Необходимо:
1. Определение общих принципов и подходов к государственной политике в отношении многодетных семей не означает единой системы мер, которые должны устанавливаться в каждом регионе. Россия (как и СССР) — страна двух демографических типов воспроизводства. Традиционная многодетность в регионах, с преобладанием сельского образа жизни, переводит проблему многодетных семей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данных территорий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики. В регионах с преобладанием малодетности как сложившегося типа воспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группы для системы социальной защиты.
2. Необходима одновременная реализация двух направлений государственной политики в отношении многодетных семей: политика стимулирования большей активности со стороны семьи в самообеспечении, и политика социальной поддержки детей в этих семьях. Если второе направление политики имеет уже свою историю и законодательную базу, то первое до сих пор не получило должного развития ни на федеральном, ни на региональном и местном уровнях.
В городской местности расширению возможностей для самообеспечения будет способствовать:
А) развитие некоммерческих организаций, содействующих: трудоустройству многодетных родителей и их гражданскому объединению; выработке и распространению лучших практик решения специфических проблем многодетных семей;
Б) объединение усилий служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных многодетных родителей в рамках реализации социального контракта. Для лиц с ограниченным трудовым потенциалом наиболее эффективной видится следующая схема поддержки, стимулирующая экономическую активность: условием предоставления определенного денежного пособия через систему социальной защиты является некоторая приемлемая форма занятости на низкооплачиваемых работах;
В) преференции безработным и молодежи из многодетных семей в активных программах занятости.
В сельской местности развитие возможностей самообеспечения, в первую очередь, связано с расширением доступности кредитных и лизинговых схем для личных подсобных хозяйств. Товарному развитию личного подсобного хозяйства будет способствовать укрепление институтов кооперации мелких сельскохозяйственных производителей.
3. Второе направление — расширение и совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми также крайне необходимо. Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки.
Вместе с тем, программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантировать полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.
4. Тот факт, что многодетные семьи отличаются несбалансированным питанием, заставляет вернуться к предложениям о введении системы специальных продуктовых талонов или сертификатов, позволяющих многодетным семьям приобретать определенные продукты питания в специальных торговых учреждениях по более низким ценам или бесплатно. Гарантированный набор продуктов питания должен отличаться в городской и сельской местности.
5. Обзор участия многодетных семей в различных программах социальной защиты свидетельствует о том, что существует много разнообразных ее форм, доступных очень узкому кругу получателей. В результате ни органы социальной защиты не могут оценить эффект влияния реализуемых программ на уровень жизни получателей, ни сами многодетные семьи не могут разобраться в том, на участие в каких программах они имеют право, и каковы правила входа в программы.
Эти рекомендации связаны с тем, что на региональном уровне все формы поддержки должны быть сведены в один закон и предусматривать определенную гибкость в распределении ресурсов, как по времени, так и по используемым формам помощи. Другими словами, должен быть разработан некоторый социальный пакет, по аналогии с социальным пакетом, сформированным для монетизации льгот.
6. Поскольку семьи с 3 и более детьми отличаются самыми плохими жилищными условиями, материнский капитал может стать для них важным ресурсом повышения качества занимаемого жилья. Но, как уже отмечалось, в первую очередь они нуждаются в улучшении благоустройства жилья. На данных НОБУС мы протестировали возможности участия многодетных семей в схемах ипотечного кредитования и пришли к выводу, что практически все многодетные семьи не смогут стать полноправными участниками ипотеки, но смогут использовать материнский капитал для благоустройства имеющегося жилья, если речь идет об улучшении жилищных условий. [1, 52]
Обсуждаемые проекты закона,
регулирующего правила
7. Анализ участия многодетных семей в региональных социальных программах свидетельствует о том, что, они плохо информированы о них, испытывают трудности с оформлением документов, особенно когда в населенном пункте нет структур или учреждений социальной защиты. Вместе с тем, приоритеты социального и демографического развития указывают на то, что прграммы поддержки семей с детьми будут расширяться, но при условии повышения эффективности их фукционирования.
В этой связи представляется целесообразным развитие государственного института социальных уполномоченных, которые информируют население о существующих социальных программах и помогают подготовить и собрать необходимые документы. Ряд регионов, напрмер Томская область, уже используют такую форму работы с клиентами, и она себя оправдывает.
Заключение
Все или почти
все сегодняшние
Негативные
тенденции в демографическом
развитии России многообразны, многие
из них имеют долгую историю. Соответственно
и их преодоление требует длительных
и разносторонних усилий, которые, по
причине обычной ограниченности
ресурсов, не могут быть предприняты
одновременно и с одинаковой интенсивностью.
Необходим правильный выбор приоритетов,
который позволил бы сконцентрировать
имеющиеся ресурсы на наиболее важных
и перспективных направлениях действий,
на решении проблем, которые, по тем
или иным причинам достигли критической
остроты и в то же время относятся
к числу практически
В настоящее время демографическая ситуация в России улучшается. Это связано с эффективной государственной политикой, направленной на укрепление института семьи, улучшение здравоохранения, социальной поддержки инвалидам, повышению пенсии и т.д.
Но правительство не должно останавливаться на достигнутом. Вместе с вышеперечисленными мерами должны приниматься новые программы по улучшению качества жизни, увеличению рождаемости и снижению смертности. А существующие социальные и иные программы должны совершенствоваться и регулярно финансироваться.
Список литературы
1. Видяпин В. И. Региональная Экономика. Основной курс. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2011. – 686с.
2.Демографическое будущее России. [Текст] - Под ред. Рыбаковского Л.Л. и Кареловой Г.Н. М., 2001. – 37с.
3.Антонов A.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. [Текст] - М., 2006. – 137с.
4.Барабанов В.В., Дюкова С.В., Чичерина О.В. Учебное пособие. География. [Текст] – М.: Астрель, 2003. - 320с.
5.Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. [Текст] – М.: Росстат, 2007 г. – 510с.
6.Скопин А. Ю. Экономическая география России: Учебник. [Текст] – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г. – 368с.
7.Экономическая и социальная география России: учебник для вузов/под ред. Проф. А. Т. Хрущева. – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] – М.: Дрофа, 2006 г. – 216с.
8.Рождаемость,
смертность, естественный прирост населения
России по месяцам, 2006-2011 [Электронный ресурс]// режим
доступа: http://www.demoscope.ru/
9.Национальный состав населения по регионам России [Электронный ресурс]// режим доступа:
http://www.demoscope.ru/
10 . Численность населения России [Электронный ресурс]// режим доступа:
http://ru.worldstat.info/
Приложение 1
Карта 1 «Плотность населения Российской Федерации»
Источник: [3, 190]
Карта 2 «Карта народов Российской Федерации»
Источник: [3, 207]