Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение направлений экономической политики государства и стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
Задачами данного исследования являются: рассмотрение теоретических положений, касающихся экономической политики и экономической безопасности; изучение современного состояния экономической безопасности России и прогнозных показателей реализации экономической политики.
Введение 3
Глава 1. Экономическая политика государства и экономическая безопасность 4
Понятие, виды и инструменты экономической политики 4
1.2. Понятие экономической безопасности, характеристика её показателей 9
Глава 2. Настоящее и будущее российской экономики 15
2.1. Направления и прогнозы реализации экономической политики
РФ 15
2.2. Стратегия и современное состояние экономической безопасности России 20
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Источник: http://russia-today.ru/2007/
Более
конкретно реализацию национальных
интересов России в сфере экономики
можно выразить следующим образом:
способность экономики
Практический опыт разных стран, в том числе нашей, свидетельствует, что угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме, однако это не означает, что нам ничего не угрожает или что любой кризис можно легко пережить. Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности. Нами выделено 19 таких показателей, отражающих наиболее важные участки в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере (см. Таблицу 2.1). Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.
Пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных прогнозов и программ развития, а также разработки бюджетов. К сожалению, этого не произошло, утвержденных количественных параметров пороговых значений до сих пор нет.
Таблица 2.1 показывает, что пороговые значения индикаторов достаточно точно сигнализируют о состоянии экономической безопасности России. Ситуацию нельзя характеризовать как однозначную, с оценкой “хорошо” или “плохо”. Часть индикаторов в 2005 году была ниже пороговых значений. Это уровень инфляции, дефицит бюджета, госдолг. Объем золотовалютных резервов многократно превышает пределы порогового значения.
Если бы уровень монетизации соответствовал предельному значению индикатора, можно сделать однозначный вывод об улучшении финансового положения. Однако он ниже в два раза, что свидетельствует о неразвитости банковского сектора, о недоверии инвесторов к банкам, недостаточной склонности населения к организованным формам сбережения, о слабом развитии безналичных расчетов. Экономические и политические риски в инвестировании по-прежнему очень высоки.
Увеличение финансово-банковских резервов происходит за счет ущемления финансовых возможностей развития реального сектора экономики, инновационной и социальной сфер. Все индикаторы сигнализируют о неблагополучном положении этих секторов экономики. Доля продовольствия, поступающего по импорту в общем объеме продовольственных ресурсов, намного (15 процентных пунктов) превышает величину порогового значения, что делает экономику уязвимой при неблагоприятном развитии ситуации на валютном рынке. Общий объем ВВП существенно ниже порогового значения. Следовательно, для решения задачи удвоения ВВП к 2012 году необходимо существенно ускорить темпы экономического роста.
Таблица 2.2
Индикаторы глобальной экономической безопасности России в 2006 г.
Россия | США | Еврозона (ЕС-12) | Япония | Мир | |
Территория, млн кв. км | 17,1 | 9,8 | 2,5 | 0,4 | 570,1 |
Население, млн чел. | 142,8 | 298,4 | 309,8 | 127,5 | 6525,2 |
ВВП, млрд долл. | 979,4 | 13253,9 | 10552,1 | 5005,6 | 46660,0 |
ВВП по ППС, млрд долл. | 2635,8 | 13253,9 | 10768,1 | 4457,3 | 65000,0 |
Добыча нефти, млн барр./год | 3486,1 | 2493,0 | - | - | 29597,1 |
Запасы нефти(доказанные), на 2005 г. млн барр. | 74,4 | 29,3 | - | - | 1200,7 |
Добыча газа, на 2005 г. млрд м3 | 598,0 | 525,7 | 27,8 | - | 2763,0 |
Запасы газа (доказанные), на 2005 г. млрд м2 | 47820,0 | 5450,0 | 1,4 | - | 179830,0 |
Вырубка леса, млн м3 | 180,0 | 540,8 | 245,5 | 22,3 | 3100,0 |
Лесные ресурсы, млрд м3 | 80,5 | 43,3 | 12,4 | 4,2 | 400,0 |
Лесные ресурсы, млн га | 808,8 | 303,1 | 107,1 | 24,9 | 3952,0 |
Экспорт товаров и услуг, млрд долл. | 332,4 | 1433,6 | 3856,8 | 759,0 | 14900,5 |
Импорт товаров и услуг, млрд долл. | 208,7 | 2214,9 | 4124,2 | 712,2 | 15165,6 |
Золотовалютные резервы, млрд долл. | 289,7 | 65,9 | 412,0 | 818,0 | 5000,0 |
Доля стран: | |||||
В территории, % | 3,0 | 1,7 | 0,4 | 0,1 | 100,0 |
В населении, % | 2,2 | 4,6 | 4,7 | 2,0 | 100,0 |
В мировом ВВП, % | 2,1 | 28,4 | 22,6 | 10,7 | 100,0 |
В мировом ВВП по ППС, % | 4,1 | 20,4 | 16,6 | 6,9 | 100,0 |
ВВП на 1 км2 территории тыс. долл. | 57,3 | 1348,8 | 4218,6 | 13248,0 | 81,8 |
ВВП по ППС на 1 км2 территории тыс. долл. | 154,2 | 1348,8 | 4304,9 | 11797,0 | 114,0 |
ВВП на душу населения, тыс. долл. | 6,9 | 44,4 | 34,1 | 39,3 | 7,2 |
ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл. | 18,5 | 44,4 | 34,8 | 35,0 | 10,0 |
В добыче нефти, % | 11,8 | 8,4 | - | - | 100,0 |
В запасах нефти, % | 6,2 | 2,4 | - | - | 100,0 |
В добыче газа, % | 21,6 | 19,0 | 1,0 | - | 100,0 |
В запасах газа, % | 26,6 | 3,0 | 0,001 | - | 100,0 |
В вырубке леса, % | 7,6 | 3,1 | - | - | 100,0 |
В лесных ресурсах, млрд м3, % | 20,5 | 8,8 | - | - | 100,0 |
В лесных ресурсах, млн га, % | 26,1 | 9,8 | - | - | 100,0 |
В мировом экспорте, % | 2,2 | 9,6 | 25,9 | 5,1 | 100,0 |
В мировом импорте, % | 1,4 | 14,6 | 27,2 | 4,7 | 100,0 |
В золотовалютных резервах, % | 5,8 | 1,3 | 8,2 | 16,4 | 100,0 |
Финансовая система, в % к ВВП, 2005 г. | |||||
Доходы консолидированного бюджета | 35,1 | 30,1 | 45,2 | - | |
Расходы консолидированного бюджета | 27,4 | 33,5 | 47,6 | - | |
Дефицит бюджета | 7,7 | -3,5 | -2,4 | -5,7 | |
Активы банковской системы | 44,2 | 70,0 | 217,4 | 170,1 | |
Инвестиции в основной капитал | 15,8 | 19,5 | 20,5 | 23,2 | |
Финансовая система, в млрд долл, 2005 г. | |||||
ВВП | 766,0 | 12455,8 | 9913,8 | 4558,8 | |
Доходы консолидированного бюджета | 269,1 | 3744,5 | 4481,0 | - | |
Расходы консолидированного бюджета | 210,1 | 4175,5 | 4719,0 | - | |
Дефицит бюджета | 59,0 | -431,5 | -237,9 | -259,9 | |
Активы банковской системы | 338,8 | 8712,9 | 21553,1 | 7755,0 | |
Инвестиции в основной капитал | 121,3 | 2433,2 | 2032,3 | 1058,8 |
Источник: http://russia-today.ru/2007/
Многие
пороговые параметры
Обеспечение
экономической безопасности, безусловно,
подразумевает не только классификацию
интересов, угроз, критериев и пороговых
значений, но и механизмы защиты
национальных интересов страны в
области экономики. Должны быть четко
определены обязанности федеральных органов
исполнительной власти и органов власти
субъектов Федерации по обеспечению экономической
безопасности России, которые необходимо
выполнять на всех стадиях хозяйственной
деятельности государства: при определении
концепции и основных направлений экономической
политики, преобразовании финансово-банковской
системы страны, анализе хода и прогноза
социально-экономического развития, разработке
и утверждении государственного бюджета,
принятии важнейших нормативных актов
и правительственных решений по вопросам
экономики, при подготовке и экспертизе
законов и т. д.
Заключение
В
ходе данной курсовой работы были изучены
направления экономической
Государственная экономическая политика ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Правильное построение как политических, так и экономических рычагов управления государства, ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.
Не
представляется возможным обойтись
без создания специального органа,
ответственного за выработку и реализацию
долгосрочных стратегий. Для всех субъектов
есть ряд общих проблем обеспечения
безопасности. Это, прежде всего, развитие
инфраструктуры в энергетике, транспортной
системе, информации, связи, финансово-банковской
системе. В этих сегментах экономики сложилось
много диспропорций, угрожающих долговременному
устойчивому развитию России. В решении
этих задач необходимы координация, кооперация
и сотрудничество. Бизнес от такой деятельности
государства только выиграет.
www.russia-today.ru/2007/no_