Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями (налогового администрирования) является налоговый контроль. От организации и эффективности работы данного механизма во многом зависит эффективность всей налоговой системы в целом. Конечно же, налоговый контроль не может являться панацеей от неадекватной системы налогообложения, но, тем не менее, любой даже самый выверенный механизм налогообложения без надлежащего налогового контроля оказывается нежизнеспособен.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность налогового контроля…………………………….4
2. Методы и формы налогового контроля 9
3. Налоговые проверки, их виды, механизм применения 13
Заключение 16
Библиографический список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Налоговый контроль.docx

— 22.01 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1.Понятие и сущность  налогового контроля…………………………….4

2. Методы и формы налогового  контроля 9

3. Налоговые проверки, их  виды, механизм применения 13

Заключение 16

Библиографический список литературы 17

 

Введение

Одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями (налогового администрирования) является налоговый контроль. От организации  и эффективности работы данного  механизма во многом зависит эффективность  всей налоговой системы в целом. Конечно же, налоговый контроль не может являться панацеей от неадекватной системы налогообложения, но, тем  не менее, любой даже самый выверенный механизм налогообложения без надлежащего  налогового контроля оказывается нежизнеспособен.

Налоговый контроль всегда являлся  одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями, и от его организации  и эффективности работы зависит  эффективность всей налоговой системы  в целом.

Налоговый контроль имеет  государственный властный характер, он проявляется при осуществлении  субъектами налогового контроля функций  по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.

Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный  властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги.

В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, неприятие  действующей налоговой системы.

1.  
Понятие и сущность налогового контроля

При современном уровне правового  регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным  правовым институтом. Налоговый контроль (англ. tax control) - по законодательству РФ о налогах и сборах вид государственного контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (далее НК) (ст. 82).

Определяя налоговый контроль в так называемом первом приближении, представляется возможным уточнить, что данное понятие является сложносоставным. Структуру анализируемого термина  составляют два самостоятельных  понятия "налог" и "контроль", каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку.

Налоговый контроль - это  разновидность контроля, выделяемая по признаку отраслевой принадлежности. Границами применения налогового контроля являются границы самой налоговой  сферы.

Налоговый контроль - это  особая разновидность контроля, реализуемого в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный налоговый характер, а их достижение осуществляется посредством функционирования особой системы, в специфическом  правовом поле, в отношении ограниченного  контингента контролируемых лиц  и объектов контроля, при соблюдении установленных условий для выполнения контрольных процедур Налоговый  контроль, его задачи, формы и  содержание согласно Налоговым кодексам Российской Федерации и иных государств - участников СНГ //"Налоги и налогообложение".-2006.- N 6.

 

.

Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования. Его  цели и основные задачи имеют четко  выраженный налоговый характер, а  их непосредственное достижение и руководство  самим процессом налогового контроля становятся возможными посредством  реализации взаимосвязанной системы  мероприятий и процедур, действий и операций, приемов, способов и методик  контрольного, проверочного, аналитического и процессуального характера.

В свою очередь теория налогового контроля является институтом налогового права и одновременно одним из элементов теории налогового администрирования  Зрелов А.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия "налоговый контроль" // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал).- 2004.- N 9. -С. 19 - 38..

Основными элементами налогового контроля являются:

· субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);

· объект контроля;

· формы и методы контроля;

· порядок осуществления  налогового контроля;

· мероприятия налогового контроля;

· направления налогового контроля;

· техника и технология налогового контроля;

· категории должностных  лиц (кадры) налогового контроля;

· периодичность и глубина  налогового контроля;

· и другие.

Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового  регулирования.

Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в  широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

 

Взаимодействие государства  в лице своих уполномоченных органов  с налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами при  осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений - контрольных налоговых правоотношений.

 

При этом для контрольных  налоговых правоотношений характерно то, что они являются по существу управленческими правоотношениями, которые в конечном итоге призваны обеспечить надлежащую реализацию других общественных отношений - налоговых  правоотношений имущественного характера, связанных с осуществлением налоговых  изъятий. Контрольные налоговые  правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны  характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность  в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и  т.д.

 

Как и любое другое правоотношение, контрольное налоговое правоотношение содержит в своем составе следующие  элементы:

 

1) субъект;

 

2) содержание;

 

3) объект.

 

Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить  на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство  и реализующие его интересы, с  одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых  правоотношений свои частные интересы, с другой стороны.

 

Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.

 

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики  сборов, а также налоговые агенты и банки. Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона - контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта - контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные  налоговые правоотношения затрагивают  интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими  лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.

 

Содержание контрольного налогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностей субъектов  данного правоотношения.

 

При этом в контрольном  налоговом правоотношении базовым  является положение, когда праву  уполномоченной стороны проверять  соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов и  сборов и выполнения, установленных  налоговых обязанностей корреспондирует  обязанность другой стороны - подконтрольного  субъекта создавать для этого  необходимые условия и выполнять  требования уполномоченного органа. В свою очередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. В данном контексте можно выделить контрольные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им права и обязанности контролируемых субъектов.

 

Как было отмечено выше, контрольные  налоговые правоотношения являются организационными налоговыми правоотношениями, непосредственно направленными  на обеспечение налоговых правоотношений имущественного характера. Реализация такого контрольного налогового правоотношения осуществляется в строго установленном  Налоговым кодексом порядке с  одновременным определением прав и  обязанностей каждого лица, участвующего в осуществлении отдельных контрольных  мероприятий. Таким образом, можно  говорить о том, что Налоговый  кодекс устанавливает процессуальную форму осуществления контрольных  налоговых правоотношений. Традиционно  в теории права объектом процессуального  правоотношения признается материальное правоотношение, ради обеспечения которого и складывается процессуальное правоотношение Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2007. - С. 116-139.. Придерживаясь данного положения, можно установить, что объектом контрольного налогового правоотношения является непосредственная деятельность (действия или бездействие) проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

 

1) правильность ведения  обязанными лицами бухгалтерского  учета доходов, расходов, объектов  налогообложения;

 

2) проверка правильности  исчисления сумм налогов и  сборов;

 

3) проверка своевременности  уплаты сумм налогов и сборов;

 

4) правильность ведения  банковских операций, связанных  с уплатой налогов и сборов;

 

5) выявление обстоятельств,  способствующих совершению нарушений  налогового законодательства.

 

При осуществлении мероприятий  налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой  тайны (специального режима доступа  к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых  агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и  документального фиксирования установленных  фактов, действий и событий; принципом  недопустимости причинения ущерба проверяемой  организации или физическому  лицу при проведении налогового контроля.

 

 

2. Методы и формы налогового  контроля

Налоговый контроль осуществляется в следующих основных формах (ст. 82 Налогового кодекса РФ):

· налоговые проверки;

· получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

· проверка данных учета и  отчетности;

· осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· в других формах, предусмотренных  налоговым кодексом.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту  нахождения принадлежащего им недвижимого  имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Кваша  Ю.Ф., Зрелов А.П, Харламов М.Ф. Налоговое право: Пособие для сдачи экзамена. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 126 - 127.

Налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов. Налогоплательщику  выдается свидетельство установленной  формы. Постановка на учет, переучет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается  единый по всем видам налогов и  сборов на всей территории России идентификационный  номер налогоплательщика.

На основе данных учета  Федеральная налоговая служба РФ ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике  с момента постановки на учет являются налоговой тайной, за исключением  случаев, прямо предусмотренных  Налоговым кодексом.

Органов и организаций  обязаны представлять в налоговые  органы сведения, имеющие значение для целей налогового контроля;

В зависимости от времени  совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они  находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля Зрелов А.П. Формы налогового контроля // Налоги и налогообложение.-. 2005. - N 6.- С. 29 - 33.

 

.

Предварительный контроль связан с ра-ботой по разъяснению налогового законода-тельства, сбору, обработке и анализу широ-кой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений.

Текущий контроль носит оперативный  характер, является частью регулярной ра-боты и представляет собой проверку, про-водимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных опера-ций и достоверности данных бухгалтерско-го учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком.

Последующий контроль реализуется  пу-тем проведения налоговых проверок по окон-чании определенного отчетного периода.

Налоговый контроль может  осуществ-ляться с использованием различных мето-дов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.

Наблюдение предполагает общее озна-комление с состоянием избранного объек-та налогового контроля.

Информация о работе Налоговый контроль