Налоговая система: теоретический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 02:55, реферат

Описание работы

Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991-1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.

Работа содержит 1 файл

1 Глава.docx

— 43.20 Кб (Скачать)

Рассмотрим основные типы классификации налогов.

Наибольшее распространение  получило деление налогов по способу  изъятия на два основных вида, а  именно:

- прямые налоги – это  налоги, взимаемые государством  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика;

- косвенные налоги –  это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки  к цене или тарифу и взимаемые  в процессе потребления товаров  и услуг. 

Принципиально важно, что  в процессе взимания прямых налогов  между государством и плательщиками  налогов устанавливаются прямые денежные отношения. [2, с.12]

В зависимости от органа, взимающего налог и в распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

- республиканские и местные  налоги. В унитарных государствах  бюджетная система состоит из  двух основных звеньев – республиканского и местных бюджетов, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: республиканские (государственные) налоги и местные налоги;

- федеральные, налоги  субъектов федерации, местные  налоги. В федеративных государствах  бюджетная система состоит из  трех основных звеньев, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся  на: федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. [17, с.28]

По порядку введения налоги делятся на следующие группы:

- общеобязательные, взимаемые  на всей территории страны  независимо от бюджета, в который  они поступают;

- факультативные, предусмотренные  основами налоговой системы. [1, с.16]

По целевой направленности налоги делятся на следующие группы:

- закрепленные налоги, которые  на длительный срок закреплены  как доходный источник конкретного  бюджета;

- регулирующие налоги, которые  используются для сбалансирования  бюджетов в текущем году. [29, с.44]

В зависимости от субъекта-налогоплательщика  выделяют:

- налоги, взимаемые с физических  лиц;

- налоги, взимаемые с юридических  лиц (предприятий и организаций);

- смежные налоги, которые  уплачивают и физические, и юридические лица. [8, с.16]

По целевой направленности введения налогов различают:

- общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования  доходной части бюджета в целом;

- целевые (специальные)  налоги, которые вводятся для  финансирования конкретного направления  государственных расходов. [6, с.53]

В зависимости от способа  взаимоувязки ставок и налогооблагаемой базы налоговые платежи делятся на:

- пропорциональные, ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика;

- регрессивные, ставка которых уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика;

- прогрессивные, ставка  которых возрастает по мере  увеличения дохода налогоплательщика  и уменьшается по мере его  сокращения. [23, с.17]

А по срокам уплаты налоги делятся  на:

- срочные;

- периодично-календарные. [1, с.18]

Схематично классификация  налогов по классификационным признакам  представлена в Приложении Б.

Данная классификация  необходима как для составления  налоговых расчетов, составления  отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для  проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению  к республиканскому бюджету, местным  бюджетам, по отношению к финансовому  состоянию, как налогоплательщиков, так и государства. [28, с.173]

Таким образом, классификация  налогов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Та или иная классификация позволяет  проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и  сопоставления по группам налогов.

Итак, классификация крайне необходима, поскольку налоговые  системы разных стран различаются  достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а, следовательно, к неверным практическим решениям.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговая система: теоретический аспект