Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:03, реферат

Описание работы

Все мы знаем, что две вещи неизбежны в жизни: смерть и налоги. И это единственное, что мы знаем о налогах наверняка. Всё остальное относится к сложным и далеко ведущим вопросам, требующим решения на государственном уровне. Причина этого в том, что государственные финансы до сих пор являются наилучшим отражением того типа общества, которое то или иное государство пытается построить.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 44.18 Кб (Скачать)

Таблица 1.

Анализ  вариантов снижения ставки НДС

Вариант

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1. Снижение  и установление единой ставки  налога на уровне 15% с одновременной  отменой льготной ставки для  некоторых товаров и услуг

Облегчение  порядка администрирования налога

Дополнительные  доходы организации

Выравнивание  конкурентных условий для всех плательщиков

Потери федерального бюджета порядка 170 млрд. руб.

Увеличение цен  на товары детского ассортимента, медицинского назначения, лекарственные средства, печатные издания

2. Снижение  основной ставки НДС до 16% с сохранением действующей льготной ставки в отношении некоторых видов продовольствия, товаров детского ассортимента, лекарств и печатных изданий

Дополнительные  доходы организации

Потери федерального бюджета порядка 150 млрд. руб.

3. Снижение  и установление единой ставки налога на уровне 13% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг

Облегчение  порядка администрирования налога

Дополнительные  доходы организаций (инвестиции, заработная плата, материальные запасы, денежные средства)

Выравнивание  конкурентных условий для всех плательщиков

Потери федерального бюджета более 350 млрд. руб.


 

Окончательное решение о масштабах снижения ставки НДС будет приниматься  с учетом влияния всех последствий, а также на основе нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Окончательное решение о масштабах снижения ставки НДС будет приниматься  с учетом влияния всех последствий, а также на основе нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

  1. Регулирование налогообложения  контролируемых иностранных компаний:
    1. Введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний
    2. Введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации
    3. Установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффилированые компании
    4. Определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями
    5. Предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании
    6. Обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.
  2. Проблемы определения налогового  резиденства юридических лиц: Введение понятия резидентства юр лиц на основе критериев места управления и резиденства участников юр лица, владеющих в нем контрольным пакетом
  3. Введение института консолидированной  налоговой отчетности при исчислении  налога на прибыль
  4. Совершенствование НДС
  5. Индексация ставок акцизов
  6. Налогообложение налогом на прибыль  при совершении операций с  ценными бумагами
  7. Налогообложение НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами[29, с.28]
  8. Совершенствование налога на  имущество (введение налога на  недвижимость)
  9. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ

Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.

 

  1. Налоговая политика России и Восточной Европы.

Правда заключается в  том, что во всех успешных сценариях  в странах с переходной экономикой налоги никогда не являлись ключевым фактором, хотя всегда имели важное значение. Примером может служить Словакия на протяжении последних шести лет, равно как и Ирландия, а также та роль, которую её безналоговая политика оказывает на инвестиции в течение вот уже тридцати лет.

Все больше стран используют свои национальные налоговые системы  для повышения своей конкурентоспособности.

Действительно, вопрос о  введении «flat tax a la russe» вызвал наибольшие дебаты во время последней предвыборной компании в Германии. Эта крупная индустриальная держава в настоящее время бьется над тем, как возобновить экономический рост и остановить утечку талантливых предпринимателей, богатых пенсионеров и рабочих мест в страны с более благоприятной налоговой политикой. Канцлер Шрёдер прямо обвинил страны Восточной Европы в налоговом демпинге. То же сделали Французский президент и Министр финансов, что не мешает им, однако, использовать их политический капитал для давления на европейских партнеров, чтобы добиться уменьшения НДС в ресторанном бизнесе, который является влиятельной лоббирующей силой.

США уже во второй раз  за двадцать пять лет экспериментируют с так называемой «кривой Лаффера», уменьшая свои налоги, и используют особый статус доллара, чтобы создать такую ситуацию, при которой их потребление финансируется сбережениями стран Азии.

Если к этому добавить процветающие оффшорные зоны, являющиеся высокодоходной нишей для маленьких  постколониальных наций, которыми пользуются не только олигархи, но также и солидные западные компании, становится ясно, почему предпринимаются попытки регулирования борьбы за налоговые режимы.

ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) с 1986 года пытается регламентировать эту сферу  с помощью «Кодекса против вредных  налоговых методов», но у неё нет  никаких полномочий, и её эффективность  практически равна нулю.

Европейский Союз также пытается использовать определенные механизмы, чтобы заставить Восточноевропейские  страны увеличить налоги до западного  уровня под предлогом «налоговой гармонизации», которую искусно  обходят Венгрия и другие страны, предоставляя налоговые льготы в  тех случаях, когда им приходится повышать налоговую ставку или закрывать  «налоговые лазейки».

Эта налоговая война не исчезнет, и правительства будут  испытывать на себе все большее давление, вынуждающее их устанавливать конкурентоспособную  налоговую систему и одновременно улучшать работу государственных служб, финансируемых этими же налогами. Это явление в последнее время  значительно обострилось.

С одной стороны, если говорить о доходах, либерализация торговли и движения капиталов, быстрое развитие глобальных компаний и «экономики знаний»  уменьшают способность правительства  по своему усмотрению облагать налогами граждан и фирмы, присутствующие на территории страны. Самые «привлекательные»  с налоговой точки зрения компании и люди становятся все более и  более мобильными. Это впервые  порождает как бы марксистский закон  уменьшающихся налоговых ставок. С конца Второй мировой войны  в ОЭСР наблюдался непрерывный рост соотношения доходов от налогов  к ВНП. Начиная с 2000 года, этот показатель снизился на 1 пункт ВНП. За этими  цифрами стоят существенные уменьшения прямого налогообложения. Предельные налоговые ставки налогообложения частных лиц и базисные ставки налогообложения корпораций снизились за последние 20 лет приблизительно на 15 пунктов. Это снижение оказалось еще более существенным в странах Восточной Европы.  Сегодня во многих странах оказывается давление на непрямые налоги и их ставки. Ни налоговая полиция, ни что еще хуже – налоговые амнистии, не спасут страны с высоким уровнем налогообложения, как это видно на примере Италии.

Если говорить о расходах, стареющее население уже становится серьезным бременем для существующих систем здравоохранения, пенсионного  и социального обеспечения. Демографическая  ситуация в России и других странах  переходной экономики в действительности еще хуже, чем на Западе. Все большее  число пенсионеров постепенно превращается в самые влиятельные группы избирателей. Они будут делать все возможное, чтобы защитить свою покупательную  способность и право на здравоохранение. Таким образом, во многих странах  переходного периода за последние  десять лет избирательные кампании приводили к увеличению пенсий до уровня выше допустимого. В конечном счете, это ведет к увеличению общественных затрат, в то время  как доходы становятся все более  непостоянными. При этом число молодых  конкурентов в этой налоговой  войне постоянно увеличивается. В арабских странах половина населения  не достигла 18-летнего возраста. Правительства  развивающихся стран Азии не обязаны  обещать своему молодому населению  социальную защиту на уровне европейских  стран, пусть даже переходного типа.

Так что же должна делать Россия?

Выработано 5 заведомо спорных  идей о будущем:

Во-первых, Россия и другие страны переходной экономики должны продолжать лидировать в налоговой  конкуренции. До того как общество в  этих странах полностью стабилизируется  и организованные группы давления будут  препятствовать переменам, как это  происходит на Западе, страны переходного  периода могут располагать преимуществом  перед конкурентами в течение  достаточно длительного времени. Западные страны просто не способны на такие  смелые ходы, как, например, введение flat tax.

Во-вторых, они должны рассматривать  страны Азии, как своих основных конкурентов в налоговой сфере, и обеспечить такую ситуацию в  своем обществе, при которой социальная система не превысила бы те преимущества в области технологии и производительности, которые они возможно имеют в настоящий момент. Они, скорее всего, закончатся, и Россия, если не проявит осторожность, окажется следующим проигравшим в этой конкуренции.

В-третьих, чтобы сохранить  рабочие места в своих странах, социальные системы должны быть в  своей основе фискализированы и финансироваться в значительной степени через непрямые налоги.

В-четвертых, заменить благородную  и на сегодняшний день трудно осуществимую идею прогрессивности понятием солидарности. Все те, кто связан со сбором налогов, знают, что всякий раз, когда ставки превышают 20%, даже 15%, начинаются серьезные проблемы с соблюдением закона и уклонением от налогов. Вместо того, чтобы выстраивать сложные и не работающие системы перераспределения, гораздо лучше организовать расходную сторону бюджета по принципу солидарности с определенными регионами или социальными классами.

И наконец в-пятых, Россия и другие страны, наделенные богатыми, но не вечными природными ресурсами, должны, конечно же, серьезно задуматься над использованием этого дохода. В этом плане создание Стабфонда было хорошей идеей.

И все же, чем использовать высокие налоговые поступления  от нефтеперерабатывающей промышленности на заделывание бреши, которую создает  понижении НДС, думается, было бы логичнее использовать эти доходы для разрешения таких одноразовых событий, как  демографический шок, и для финансирования быстрого развития экономики знания, в которой Россия могла бы великолепно  преуспеть.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения  приоритетов экономического и социального  развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Нестабильность  наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но ориентация на практику весьма затруднена, поскольку  было бы неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий  сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного  хозяйства.

Существующая  в России система налогообложения  нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят  в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области  экономики, обороны и международных  обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов  Российской Федерации, которые нуждаются  в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих  индустриальных стран в области  налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая  система не смогут эффективно функционировать  без действующего правового обеспечении. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении  конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика

Рассмотрев  и проанализировав современное  состояние налоговой системы  РФ, можно сделать выводы:

  • обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью – это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;
  • налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;
  • при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ;
  • главная задача налоговой политики – это повышение уровня жизни населения страны.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации