Налогообложение предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Каждое общество всегда стоит перед выбором вариантов развития. Сложность реальных экономических процессов, их противоречивость и неоднозначность в переходной экономике, создают значительные трудности для выбора направления экономической политики, отвечающих прогрессивной тенденции развития общества. Различие возможных вариантов экономической политики столь велико, что последовательная реализация каждого из них в течение 20-25 лет может привести к формированию различных моделей экономического развития страны, в том числе и исторически бесперспективных, тупиковых

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Сущность налогов и налогообложения………………......................................4
2.Основные налоги, взимаемые с предприятий...................................................9
3.Совершенствование системы налогообложения на предприятии………….15
Заключение............................................................................................................18
Список литературы..........................................................................................19

Работа содержит 1 файл

1 семестровая эк.docx

— 54.80 Кб (Скачать)

      Объектом налогообложения для исчисления Е. с. н. признаются: для налогоплательщиков, указанных выше в пункте (а), — выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу гражданско-правового характера, в т. ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским или цензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты указанных налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков — физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 тг. в расчете на календарный месяц; для налогоплательщиков, указанных в вышеприведенном пункте (б), — доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

      Налоговая база налогоплательщиков, указанных выше в пункте (а), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяются как сумма доходов, начисленных работодателями по всем основаниям за налоговый период в пользу работников.

      При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, не подлежащих налогообложению, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ, или в виде иной материальной выгоды. Налоговым периодом при уплате Е.с.н. признается календарный год, но налогоплательщики производят уплату авансовых платежей отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд как соответствующую процентную долю налоговой базы.

      Налоговым  кодексом предусмотрены для налогоплательщиков  Е.с.н. налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются: а) организации любых организационно-правовых форм — с сумм дохода, не превышающих 100 тыс. pуб. в течение налогового периода, начисленных работникам являющимся инвалидами I, II и III групп; б) следующие категории работодателей — с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. тг. в течение налогового периода каждого отдельного работника: общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; организации уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Указанные в этом пункте льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РК.

 

2.3 Налог на  прибыль организации

      Налог, который взимают с прибыли любой организации вне зависимости от её сферы деятельности, называется налогом на прибыль. Под прибылью в данном случае понимается доход предприятия, из которого вычитают проценты по задолженности, расходы на НИР, затраты на представительство и рекламу, коммерческие издержки, транспортные издержки и производственные издержки.

      Налог взимается  по пропорциональным, реже прогрессивным,  ставкам на основании налоговой  декларации.

      С 1.01.2002г  налог на прибыль организаций  в Республике Казахстан регулируется  в соответствии с НК РК (гл. 25). В настоящий момент ставка  налога на прибыль составляет 24% от прибыли организации, из  которых 6,5% идут в бюджет, а  17,5% - в бюджет субъектов РК. В  2009 году ставка на налог составит 20%, и отчисления в бюджеты составят 2,5% и 17,5% соответственно.

      Казахстанские  органы налогообложения исчисляют  прибыль согласно НК РК.

      Зачастую  из-за того, что прибыль бухгалтерская  и прибыль для налогообложения  исчисляются по-разному, их размеры  не совпадают.

      Прибылью  для резидентов РК является  сумма, которую получаем из  дохода организации за вычетом  всех затрат.

      Прибылью для нерезидентов РК, которые для проведения операций используют свои постоянные представительства, являются доходы, полученные через эти представительства, из которых вычитают расходы, которые понесло представительство.

      Для иных  нерезидентов прибыль - это любые  доходы, которые были получены  на территории РК.

      В связи  с тем, что процедура исчисления  доходов и расходов у НК  ГФ и бухгалтерского учета  зачастую расходится, то организации  ведут две системы учета:

         ← бухгалтерскую

         ← налоговую

      Возможна  ещё и 3-я система учета - управленческая.

      Налогоплательщиками,  которые обязаны выплачивать  налог на прибыль, в соответствии  с НК РК (ст. 246) являются все  организации РК.

      Все налогоплательщики  должны подавать налоговые декларации  в том порядке, который определяется  ст. 289 п.1 НК ГФ в налоговые органы, находящиеся по месту нахождения  каждого отдельного подразделения  и по месту нахождения организации.

      Декларация  подается в конце каждого налогового  и отчетного периода вне зависимости  от особенности исчисления и  уплаты налога, наличия задолженности  и обязанности по выплате авансовых  платежей по налогу или самого  налога.

      В конце  отчетного периода налогоплательщиками  подается упрощенная налоговая  декларация.

    Те же некоммерческие  организации, которые не несут  обязательств по уплате налога  на прибыль, в соответствии  с НК РК (ст. 289 п.2) должны по  истечении налогового периода  предоставить упрощенную декларацию.

      В соответствии  с НК РК (ст. 289 п.3, п.4) существуют  сроки, в которые должна подаваться  налоговая декларация на прибыль:

      по итогам  налогового периода: до 28 марта  следующего года.

      по итогам  отчетного периода: в течении 28 дней со дня окончания отчетно

      Если предусмотрена  авансовая система платежей, то  декларация подается до 28 числа  месяца, следующего за отчетным.

2.4 Налог на  имущество предприятия

      Налог на имущество предприятий – установлен законодательством. Плательщиками налога являются предприятия, учреждения организации, являющиеся юридическими лицами РК: филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий (учреждений, организаций), имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, компании, фирмы, любые организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие имущество на территории РК.

      Налогом  облагаются основные средства, нематериальные  активы, запасы и затраты, находящиеся  на бланке предприятия. Основные  средства, нематериальные активы, малоценные  и быстроизнашивающиеся предметы  при налогообложении учитываются  по остаточной стоимости. Для  обложения налогом определяется  среднегодовая стоимость имущества  предприятия.

      Законодательством РК установлен перечень имущества, которое налогом не облагается: имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти; предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг); специализированных протезно-ортопедических предприятий; предприятий народных художественных промыслов; научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций РАН и др. (ст. 4 Закона “О налоге на имущество предприятий”)

      Законодательством РК предусмотрено, что стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость: объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы; земли; мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей и др. (ст. 5 Закона).

      Предельный  размер налоговой ставки на  имущество предприятия не может  превышать 2% налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии с  законом. Не разрешается устанавливать  ставку налога для отдельного  предприятия.

      Исчисленная  сумма налога вносится в виде  обязательного платежа в бюджет (субъектов РК, местные бюджета  по месту нахождения предприятия)  в первоочередном порядке с  отнесением затрат на финансовые  результаты деятельности предприятия,  а по банкам и другим кредитным  организациям — на операционные  и разные расходы.

 

  1. Совершенствование системы налогообложения на предприятии

      Совершенствование  налогового законодательства необходимо  для того, чтобы налог на прибыль  как прямой налог выполнял  свое основное функциональное  назначение - обеспечивал стабильность  инвестиционных процессов в сфере  производства продукции (товаров  и услуг), а также законное наращивание  капитала. С этой целью неоднократно  предпринимались попытки сформировать  концепцию нового налогового  законодательства.

      Перед государством  стоят задачи совершенствования  налогообложения прибыли. Во-первых, важная задача - снижение реальной  налоговой нагрузки на товаропроизводителей  в сочетании с безусловным  обеспечением необходимыми финансовыми  ресурсами бюджетов всех уровней.  В определенной мере эта задача  будет решена путем снижения  ставки налога на прибыль, а  также формирования второй части  Налогового кодекса. Во-вторых, необходимо  обеспечить максимально равномерное  распределение налоговой нагрузки  по налогу на прибыль организаций  путем выравнивания налоговой  базы. Предложениями автора по  совершенствованию механизма формирования  налоговой базы являются:

      1. Целесообразно  отменить механизм создания резервов  по сомнительным долгам. Данное  новшество будет стимулировать  организации устанавливать более  жесткий контроль за дебиторской задолженностью и расчетно-платежной дисциплиной в отношениях с контрагентами, что предотвратит возможность отсрочки уплаты налога на длительный срок и повлияет на стабильность и равномерность налоговых платежей в бюджет.

      2. Положения  п.3 ст.268 НК следует пересмотреть  и отменить возможность принимать  к вычету убыток от реализации  амортизируемого имущества, либо  ограничить размер вычета 20 - 30% от  суммы полученного убытка, т.к.  реализация данного имущества  с убытком приобрела умышленный  и массовый характер в целях  минимизации налогообложения прибыли.

      3. Необходимо  отменить нормы п.2 ст.283 НК, позволяющие  перенос убытков с 2007 г. без  ограничений, и оставить в действии  существующее ограничение в размере  50% налоговой базы, т.к. новые правила  переноса убытков неизбежно приведут  к стремлению преднамеренно получать  убытки с целью значительного  сокращения налоговой базы.

      4. Считаем  целесообразным в п.5 ст.283 НК включить  специальный критерий переноса  убытков для налогоплательщиков-правопреемников,  которым является экономическая  идентичность основной деятельности  реорганизованной организации с  основной деятельностью убыточной  организации. Это позволит пресечь  действия по приобретению убыточного  бизнеса исключительно с целью  минимизации налогов.

      Более того  важную роль сыграло бы применение  модели системного подхода совершенствования налогообложения прибыли организаций, которая направлена на обеспечение оптимального соотношения регулирующей и фискальной функций налога на прибыль организаций в целях улучшения условий для роста экономики РК.

      Основными  элементами модели системного  подхода по совершенствованию  налогообложения прибыли организаций  (см. Приложение 5) являются:

      1. Введение  дифференцированных ставок налога  на прибыль организаций в целях  выравнивание условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организаций разных отраслей экономики РК;

      2. Введение  инвестиционной льготы для стимулирования  роста инвестиций и увеличения  собственных источников финансирования  капитальных вложений;

      3. Выстраивание  системы налогового учета на  основе данных бухгалтерского  учета, создание регистров налогового  учета.

      Каждый  из элементов модели учитывает  соблюдение базовых принципов  налогообложения (справедливость  и удобство) и направлен на  увеличение значения регулирующей  функции налога на прибыль,  при условии сохранения важной  роли этого налога в доходах  бюджетной системы РК. Эффективное  функционирование механизма налогового  регулирования экономики обеспечивается  через систему налоговых ставок  и льгот.

      Результатом  реализации в практику налогообложения  выше перечисленных элементов  модели станет создание условий  для роста инвестиций в основные  производственные фонды, стимулирование  промышленного производства, рост  ВВП, снижение налоговой нагрузки  на экономику, упрощение системы  налогового администрирования.

Информация о работе Налогообложение предприятий