Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – это выявление теоретических и методических основ изучения национального богатства, а так же анализ национального богатства Российской Федерации и основных тенденций его развития. Исходя, из указанной цели автору следовало решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие национального богатства и его сущность, структуру, чтобы иметь более полные, улучшенные и углубленные знания об этом термине.
2. Рассмотреть систему показателей и методы оценки показателей статистики национального богатства;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА
1.1. Национальное богатство, как часть совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны………………..5
1.2. Основные элементы и система показателей национального богатства…...8
1.3. Методы анализа и оценки показателей статистики национального богатства……………………………………………………………………...14
Глава 2. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РОССИИ
2.1. Национально богатство Российской Федерации………………………….18
2.2. Основные фонды в системе национального богатства Российской Федерации………………………………………………………………………..23
2.3. Сравнительный анализ национального богатства России с национальным богатством РСФСР………………………………………………………………28
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РОССИИ
3.1. Тенденции развития национального богатства России…………………..36
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………...45
За
годы социалистического
С 1999 по 2008 год индекс производства продукции сельского хозяйства России вырос на 55 %. В 2008 году объём выпуска сельского хозяйства России составил 87 % от уровня 1990 года. Доля сельского хозяйства в ВВП России — 4,7 % (2009 г.). Объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России — 1,53 трлн руб (2009 г.). Доля занятых в сельском хозяйстве — 10 % (2008 г.) [21].
Значительная
часть российского
Жизненный
уровень населения РСФСР
В России, как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2002 году разница между доходами и расходами была 967,7 млрд.руб., в 2003 году увеличилась в 7,7 раза, то уже в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась всего в 2,2 раза. Мы видим явную тенденцию снижения разницы между доходами и расходами населения
После
распада СССР "дележ" национального
богатства (за исключением отдельных
объектов) был произведен по так
называемому "территориальному признаку".
При этом из общего объема национального
богатства СССР к России отошло около
60%; к Украине - 16%; к Белоруссии - 3,6% этого
богатства. В республиках Прибалтики осталось
3,2%, в среднеазиатских республиках - чуть
более 11% и в закавказских республиках
- 3,9% "общесоюзного" национального
богатства.
Проблемы эффективного использования элементов национального богатства в пореформенный период функционирования Российской экономики многообразны. В научной литературе указывается на невостребованность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.
Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.
Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.
Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами , эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности [7, С. 52].
Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов (табл. 7). Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.
Таблица 7.
Прогноз динамики и структуры национального богатства РФ до 2025 года*
1997 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 | |
Национальное богатство, % | 100 | 102 | 105 | 108 | 112 | 116 | 120 |
Натурально-вещественная
структура национального |
|||||||
|
66 | 65 | 65 | 65 | 64 | 65 | 65 |
|
15 | 14 | 13 | 12 | 12 | 10 | 10 |
|
19 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 25 |
Воспроизводственная структура: | |||||||
|
56 | 55 | 54 | 52 | 51 | 51 | 50 |
|
44 | 45 | 46 | 48 | 49 | 49 | 50 |
*Источник: [7, С. 53]
Современное состояние национального богатства и приведенные в табл. 7 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности национальной хозяйственной системы и целесообразной экономической политики. В свою очередь последняя, по мнению академика РАН А.И. Абалкина, будучи подвержена, как и любой экономический процесс, “эффекту кумулятивной” причинности, выступает своеобразным общественным благом и исполняет функцию фактора хозяйственного развития [1, с. 18].
Таким
образом, новая социальная структура
общества должна соответствовать складывающейся
структуре экономики и
Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема — представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить совокупный экономический потенциал страны.
В
составе факторов, влияющих на размер
и структуру совокупного
1)
объем и доступность всех
2)
достигнутый страной уровень
технического развития, определяющий
качество и производительность
технологической базы
3)
накопленный страной задел в
области фундаментальных и
В
результате согласованного взаимодействия
названных факторов в составе
совокупного экономического потенциала
формируются природно-ресурсный, производственный,
трудовой, финансовый, научный (инновационный),
внешне экономический и другие потенциалы
национальной хозяйственной системы страны.
Каждый из них имеет определенные особенности
закономерности развития, количественные
и качественные характеристики.
Заключение
Таким
образом, в результате проделанной
работы и проведенного анализа, можно
сделать выводы, что категория
“совокупный экономический
Национальное богатство – важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны. Оно охватывает практически все экономические блага, находящиеся в распоряжении страны. Именно поэтому национальное богатство является лучшим измерителем уровня развития страны и жизни населения. Национальное богатство - один из важнейших показателей экономической мощи страны, представляющий собой денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь предшествующий период по состоянию на определенную дату.
Согласно
современным статистическим представлениям
в объем национального
Система
показателей национального
1. показатели накопленного
2. показатели наличия, состояния
и оценки природных ресурсов
и других непроизведенных
3. показатели динамики всех
Национальное богатство определяется, как правило, в действующих (текущих) ценах, что обеспечивает оценку его реального объема в современных условиях ценообразования и увязку с другими социально-экономическими показателями. Важным моментом для определения общего объема национального богатства является наиболее полная оценка его элементов.
Для определения общего объема основных фондов, их вещественной и отраслевой структуры, а также для исчисления износа (амортизации) основных фондов, анализа их воспроизводства применяется стоимостная (денежная) оценка.
Информация о работе Национальное богатство страны, его сущность, состав и значение