Национальная модель экономики Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:42, реферат

Описание работы

Политико-экономические основы управления экономикой Казахстана.
Концепция самоуправления и основные положения.
Концепция перехода Казахстана к регулируемой рыночной экономике.
Управление формированием внешних экономических отношений.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать)
  1. Политико-экономические  основы управления экономикой Казахстана.

Самостоятельность в управлении социально-экономическим  развитием республики обуславливает  необходимость политической предпосылки. Со второй половины 80-х годов общественно-политическая ситуация как в бывшем Союзе, так и в Республике стала характеризоваться противоречивыми тенденциями, ускорением политизации общества, появились признаки политической дестабилизации. Этому способствовал кризис всей социально-экономической системы страны. Казахстан, будучи тесно интегрированным с общесоюзным народно-хозяйственным комплексом, испытал все негативные воздействия этого союза. 
Игнорирование центром интересов республики и ее регионов, имевшее место в политике общественного и территориального разделения труда, создавало условия для обострения противоречий между ведомственными и местными интересами, хищнического использования природных ресурсов, ухудшения экономической обстановки. Главное состояло во внутреннем кризисе системы. Это, прежде всего, неадекватность экономики современным требованиям. Красноречивой иллюстрацией экономического состояния перед окончательным крахом советской системы стали огромные очереди, господство талонно-карточной системы, обесцененные деньги. Вплоть до конца 1993 года мы не имели самостоятельной политики. Кроме того, опыт абсолютного большинства стран неопровержимо доказал, что из всех форм хозяйствования наиболее эффективной является рыночная экономика. Она создает благополучную мотивацию труда, обеспечивает экономическую свободу товаропроизводителям, устраняет монополизм производителей, подчиняет производство запросам потребителей. 
Для осуществления глубоких преобразований в республике необходимы определенные предпосылки. В этом плане поворотным моментом в истории нашего государства является принятие 25 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Казахстана и 28 января 1993 года на десятой сессии   Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва Конституции ( Основного Закона) Республики Казахстан. Особое место в социально-экономическом развитии занимает ныне действующая Конституция Республики Казахстан, принятая на всенародном референдуме  30 августа 1995 года, и конституционный Закон « О государственной независимости Республики Казахстан» ( 16 декабря 1991 года). 
Эти документы для дальнейшего развития управления политико-экономическими процессами в республике имеют непреходящее значение. В них зафиксированы основы экономического суверенитета, определяющие  содержание управления экономикой на этапе формирования рыночных отношений. Это представляет собой экономическую предпосылку самостоятельности республики в управлении всеми сферами жизнедеятельности. В частности, изложено фундаментальное положение о том, что экономической основой суверенитета Казахстана является его исключительная собственность на землю, недра, внутренние и территориальные воды,  воздушное пространство, растительный и животный мир,  культурные и исторические ценности, материальные и финансовые ресурсы, объекты производственного и непроизводственного назначения. Казахстан является субъектом государственного регулирования экономики. Для государственного регулирования, как функции управления, особое значение имеет право на образование своей финансово-кредитной системы, самостоятельное формирование государственного бюджета, организацию налоговой и таможенной системы. 
Конституция Республики Казахстан содержит методологические принципы организации управления экономикой. Во-первых, экономика Республики Казахстан основывается на различных формах собственности. Государство обеспечивает равенство перед законом всех субъектов собственности. Во-вторых, частная собственность неприкосновенна. В-третьих, государство гарантирует свободу частной предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. В – четвертых, монополистическая и всякая другая деятельность, направленная на ограничение или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается. В – пятых, административно-территориальные единицы самостоятельны в управлении местными делами. 
Эти принципы составляют основу современной системы управления экономикой Казахстана и должны обеспечить оптимальное вхождение народного хозяйства республики в социально ориентированную рыночную экономику. Они имеют не только политико-экономический смысл, но и имеют прямое отношение к организованному началу менеджмента в Казахстане. Роль организованного фактора в управлении всегда высоко оценивалась предпринимательскими кругами. Общеизвестна формула американского миллиардера Карнеги: «Отнимите все наши фабрики, заводы, средства сообщения и деньги, оставьте только нашу организацию и в четыре года все восстановится». Плохо организованную компанию не спасут никакие рыночные механизмы.

  1. Концепция самоуправления и основные положения.

Одной из методологических основ управления социально-экономическим  развитием Республики Казахстан  является система  теоретических предпосылок перехода к самоуправлению, которая была представлена Концепцией самоуправления и самофинансирования Республики, одобренная правительством. По структуре Концепция состояла из пятнадцати разделов, охватывающих наиболее важные аспекты управления экономикой республики. В ней сформулированы стратегические цели, отношения к собственности, рассмотрена финансовая база республики, проблемы ценообразования, вопросы банков, кредита и денежного обращения, социальной политики труда и заработной платы, региональная политика, предусматривающая преодоление глубоких различий в социально-экономическим развитии областей, городов и районов. Самостоятельные разделы посвящены планированию  на макроуровне, управлению научно-техническим прогрессом, инвестиционной политике,  природопользованию и охране окружающей среды. Достаточное внимание уделено развитию внешнеэкономической деятельности республики   в условиях самоуправления, системе территориального управления и вопросам разграничения  функций и сфер хозяйствования в Казахстане, направленного на существенное  расширение  прав республиканских  и местных органов власти и управления. 
Концепция содержала глобальные  вопросы социально-экономического развития республики:  недостатки в организации производства  из-за чрезмерной централизации управления и ущемления  суверенитета: углубление отраслевых и территориальных диспропорций;  доминирование ведомственного диктата в управлении отраслевой экономикой и размещении производства- этот диктат превратился в фактор торможения развития  республики и ее регионов. Ведомственный механизм усиливал «остаточный принцип» выделения средств на развитие социальной сферы. Особенно это сказалось на бедственном положении многих отдаленных сельских районов, расположенных в аридных природно-климатических  зонах. 
Особенно в неблаговидном положении оказались сферы образования и здравоохранения. Положение в системе базового образования подошло к критической точке. Финансирование здравоохранения в   реальном исчислении значительно сократилось. Централизованная система управления не допускала использования механизмов  рыночной экономики. Игнорирование товарно-денежных отношений, стоимостных пропорций, ошибочные методы измерения затрат и результатов привели к деформациям в оценке вклада республики в общесоюзную экономику. 
Концепция определила, что главной целью перехода республики на принципы  самоуправления является ускорение экономического развития Казахстана  и его регионов на основе решения их прав в использовании природных и трудовых ресурсов, производственного потенциала, проведение самостоятельной экономической политики. Кроме того, она определила стратегическую цель управления – обеспечение  качества жизни населения. 
Осуществление этой цели предполагает проведение самостоятельной  социально-экономической политики, создание насыщенного товарами для населения и продукцией  производственно-технического назначения республиканского рынка, создание  прогрессивной структуры общественного производства, оптимальное сочетание планового управления и рыночных отношений, выравнивание уровней социального развития районов и др. 
Установлено функционирование различных форм собственности и практическое значение. 
Новым этапом развития регионального самоуправления в Казахстане не является устранение прежней системы местных органов власти ( Советов народных депутатов), превратившихся в анахронизм, и принятие Закона Республики Казахстан «О местных представительных  и исполнительных органах Республики Казахстан». Этот законодательный акт охватывает основные стороны деятельности этих органов. В частности, структуру и организационные основы деятельности, экономические и финансовые основы, компетенцию, организацию управления на территории и обеспечение  законности в деятельности местных       представительных и исполнительных органов. 
С точки зрения самоуправления, данный закон имеет импульсивное значение, ибо составляет основу новых структур управления  социально-экономическими процессами, происходящими на данной территории. В соответствии  с этим законом  определяются экономическая и финансовая база области, района; бюджет и его доходы; полномочия в области планирования, бюджета, хозяйственной деятельности, охраны природы, социально-культурного обслуживания населения. 
Одной из концептуальных основ перехода к новой системе управления являются изменения, происходящие в характере производственных отношений в переходном периоде. В определенном смысле речь  может идти о некоторых  новых аспектах учения о способе производства. Экономическую основу прежней системы управления производством составляли иные формы собственности ( в основном государственная, монополистическая), что предопределяло характер всех форм отношений. 
Принципиальное различие новой системы управления состоит в том, что она имеет в своей основе плюрализм форм собственности. Она порождает новые производственно-рыночные отношения, ведущие  к трансформации некоторых аспектов способа производства. При этом не следует забывать классические теоретические положения о том, что новый способ производства возникает на базе производственных сил,  наследуемых от предшествующей системы, что он появляется лишь тогда, когда возникает соответствующая только ему система производственных отношений. В переходные этапы на базе имеющихся производственных сил может функционировать (хотя и с разной эффективностью) каждая из сменяющихся систем  производственных отношений.

  1. Концепция перехода Казахстана к регулируемой рыночной экономике.

В целях стабилизации экономики правительство республики разработало концепцию перехода к рыночной экономике. Она базируется на основных принципах государственного и экономического суверенитета республики. В ней определены стратегические направления перехода и функционирования экономики в условиях рыночных отношений. Особое внимание уделяется таким ключевым моментам, как разгосударствление собственности, демонополизация производства, перестройка финансово-кредитной и ценовой политики, социальная защита и поддержка населения, развитие внешнеэкономических связей. 
Переход к регулируемой рыночной экономике содержит основные направления:

  1. разгосударствление собственности – исключение монополии государственной собственности и создание условий для нормальной состязательности и конкуренции товаропроизводителей. В условиях Казахстана предусматривалось преобразование предприятий в акционерную, коллективную, кооперативную, государственно-кооперативную, частную собственность;
  2. демонополизация и антимонопольные меры (принятие антимонопольного закона; создание параллельных производственных структур и условий для свободного предпринимательства; организация совместных предприятий с активным привлечением иностранного капитала);
  3. финансовое оздоровление и стабилизация экономики;
  4. политика ценообразования (цены на потребительские товары и услуги формируются условиями рынка, за исключением продуктов питания).

В этой концепции  перехода к регулируемой рыночной экономике заложены основополагающие принципы:

  1. верховенство законов на территории республики;
  2. свободное развитие и состязательность многообразных форм собственности, включая частную;
  3. осуществление независимой финансовой, налоговой и кредитной политики;
  4. самостоятельная политика ценообразования, свободное движение закупочных цен;
  5. полная самостоятельность в проведении внешнеэкономической политики.

Организация системы  рынков и механизм их регулирования  включают:

  1. формирование рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи, маркетинговые центры, транспортные службы, центры коммерческой информации и др.);
  2. рынок потребительских товаров и услуг (увеличение производства товаров народного потребления гр. «Б»);
  3. рынок средств производства;
  4. рынок труда – рынок предполагает наличие конкуренции, при которой стимулом к высокопроизводительному и эффективному труду является ценность рабочего места;
  5. свобода выбора экономического поведения населения.

Финансовый рынок  представляет собой гибкий механизм трансформации денежных накоплений предприятий, государства и населения в инвестиции. Становление финансового рынка происходит на основе принятия республиканского банковского законодательства, предусматривающего статус Национального банка Республики Казахстан, и основы функционирования коммерческих и других банковских учреждений; принятия правовых актов о финансовом рынке, фондовых биржах, страховом деле и др.; создания условий для допуска иностранного капитала на финансовый рынок; обеспечения конвертируемости. 
Финансовый рынок предполагает создание независимых специализированных контрольно-финансовых учреждений для оценки платежеспособности заемщиков и правильного ведения бухгалтерской отчетности предприятий и банков.

  1. Управление  формированием внешних экономических отношений.

Важным фактором, способствующим переходу к регулируемой рыночной экономике, является развитие внешнеэкономических связей республики. Расширение этих связей требует принятия пакета законов, гарантирующих взаимные интересы партнеров, сохранность собственности инофирм, регулирующих валютные операции, деятельность совместных предприятий, свободных экономических зон разных типов.  
Вовлечение экономики Казахстана в мирохозяйственные связи базируется на следующих принципах:

  1. самостоятельность республик во внешнеэкономической деятельности при сохранении единой денежно-финансовой и валютной систем;
  2. равенство всех субъектов внешнеэкономических связей;
  3. государственное регулирование на основе экономических рычагов таможенных пошлин, субсидий, налогов, процентных ставок, лицензирования, квотирования и др.

Ключевой проблемой  развития внешнеэкономических связей республики является проблема экспорта. Реализацию экспортного потенциала республики следует осуществлять по двум направлениям:

  1. развивать специализированные экспортные производства;
  2. считать экспортную продукцию неотъемлемой частью для большинства производств.

Управление экспортной политикой Казахстана должно быть направлено на увеличение валютных ресурсов республики, что требует изменения структуры  экспорта, преодоления его сырьевой направленности. Оно также направлено на создание ассоциаций делового сотрудничества с зарубежными странами, внешнеторговых консорциумов и других образований, действующих на принципах валютной самоокупаемости. 
В решении этой проблемы сырьевые регионы опираются на высокий экспортный потенциал. Так, основной объем валютных средств приходится на Жезказганскую область – 15,7 % о всего объема по Казахстану, Карагандинскую – 10,8% и Мангистаускую – 8,5%. 
В стратегии управления развитием внешних экономических отношений республики исключительную роль играет добыча нефти и    газа. Как отмечает Президент республики: «…Мы настроены добывать в начале следующего года до 100-200 млн. тонн. По разведанным ресурсам нефти и газа наша страна входит в избранную группу государств. Тенгизское месторождение нефти и газа и Карачаганакское месторождение газоконденсата входят по своим запасам в первую десятку месторождений мира. Совокупные поступления в казну государства от их освоения составят более 100 млрд. долларов. Огромен экспортный потенциал страны и по многим другим минеральным ресурсам». 
По данным Госкомстата РК, в начале 1995 года основная доля в экспорте Казахстана приходится на продукцию черной и цветной металлургии (40%). Другими важными товарными группами являются минеральная продукция (33%), включая рудное сырье, нефть и нефтепродукты, а также продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (10%).

Основным торговым партнером РК  является Российская Федерация, на ее долю приходится 40%  внешнеторгового баланса. Среди стран дальнего зарубежья наиболее широко развиты экономические связи с европейскими странами (24%), такими, как Германия, Нидерланды, Швейцария, Чехия и Италия, и со странами Азиатского региона (11%). Внешнеторговый оборот республики в 1997 году ожидается в объеме 12,9 млрд. долларов США , что на 10% больше, чем в 1996 году. 
Иностранные инвестиции в системе внешнеэкономических связей предполагает использование и взаимодействия всех форм экономических связей и направлений. В управлении эта политика в Республике Казахстан четко определена. Президентом Республики Казахстан была рекомендована разработка программы привлечения иностранных инвестиций в Казахстан, которая включала бы в себя следующие положения:

  1. упрощение всех административных процедур, связанных с приездом иностранных бизнесменов в нашу страну;
  2. введение налоговых льгот, включая налоговые каникулы, льготные ставки, налоговые скидки на инвестиции или кредиты, льготные таможенные пошлины и т.д.;
  3. использовать такую форму, как гаранты ( заказ) в виде передачи прав на землю и недвижимость, дотации на обучение персонала, субсидии в виде уменьшения различных сборов;
  4. усиление правительственных гарантий на вывоз капитала;
  5. создание специального государственного органа, который будет заниматься прямыми инвестициями.

Одним из важнейших  наших партнеров из числа стран  дальнего зарубежья остаются США. Подписан уже целый ряд договоров и  соглашений в сфере торгово-экономического сотрудничества, в частности, - торговое соглашение, согласно которому наша республика имеет статус наибольшего благоприятствования в торговле с США. Сегодня Япония является одним из самых крупных финансовых доноров нашей страны. 
Одной из кардинальных мер,  принятых в республике,  является образование Государственного комитета  Республики Казахстан  по инвестициям. В соответствии с Указом он является единственным  уполномоченным государственным органом  в деле осуществления государственной политики стимулирования  прямых инвестиций.   Управленческая деятельность этого органа  направлена на достижение  следующих целей:

  1. создание рабочих мест;
  2. обучение и профессиональная подготовка  казахстанских кадров;
  3. разработка и охрана природных ресурсов;
  4. развитие базовых и вспомогательных отраслей;
  5. развитие инфраструктуры;
  6. укрепление, диверсификация и увеличение темпов развития промышленного и технического потенциала страны;
  7. повышение качества отечественной продукции;
  8. увеличение объема экспорта;
  9. стимулирование экономического развития приоритетных регионов;
  10. решение экологических проблем.

Информация о работе Национальная модель экономики Казахстана