Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:05, доклад
В современной теории и практике мирохозяйствования принято выделять несколько типов национальных экономик или национальных систем хозяйствования. В основу классификации этих систем положены самые разнообразные критерии, отражающие какую-либо одну либо сразу несколько особенностей (черт), свойственных тому или иному типу хозяйственных систем.
Тема 2. Типы национальных хозяйственных систем
В современной теории и практике мирохозяйствования принято выделять несколько типов национальных экономик или национальных систем хозяйствования. В основу классификации этих систем положены самые разнообразные критерии, отражающие какую-либо одну либо сразу несколько особенностей (черт), свойственных тому или иному типу хозяйственных систем.
Классификация национальных хозяйственных систем:
1. по стадиям развития рыночных отношений:
экономика свободного капитализма;
экономика современного капитализма;
централизованно планируемая и управляемая национальная экономика;
экономика «традиционного типа».
2. по стадиям интеграции в мировую практику хозяйствования:
национальная экономика закрытого типа;
национальная экономика открытого типа.
3. по социально-экономическому и технико-технологическому уровню:
4. по структуре хозяйства:
5. по этническому (национальному) признаку:
Перейдем к рассмотрению типов национальных хозяйственных систем по стадиям развития рыночных отношений. Сначала остановимся на изучении экономики рыночного типа.
Современная теория и практика мирового хозяйствования выделяет пять основных признаков национальной экономики рыночного типа.
1. Частная собственность на орудия и средства производства, ресурсы и результаты труда, способствующая развитию инициативы и ответственности участников производственного процесса.
2. Государственные (организационные и правовые) гарантии основных экономических свобод и, прежде всего, свободы выбора разрешенного законодательством вида предпринимательской деятельности каждому, желающему иметь свое «дело».
3. Возможность самоокупаемости предпринимательской деятельности, когда несовпадение размеров доходов и издержек производства позволяет либо покрывать затраты на создание продукции, работ и услуг (рентабельный вариант хозяйственной деятельности), либо терпеть убытки, связанные с предпринимательской деятельностью (убыточный, разорительный вариант хозяйствования).
4. Тенденции повышения размеров затрат и доходов субъектов хозяйствования, а также их покупательной способности, что способствует постоянному росту потребления и накопления в национальной хозяйственной системе страны.
5. Нормальное, эффективное функционирование национальной хозяйственной системы на основе максимально возможного вмешательства государства в воспроизводственный процесс в стране.
Исходя из перечисленных признаков мировая теория и практика мирового хозяйствования к числу национальных экономик рыночного типа относит: а) свободный капитализм или свободную рыночную экономику; б) современную регулируемую рыночную экономику.
Рассмотрим первый вид. Свободный капитализм или свободная рыночная экономика представляет собой начальный этап капитализма.
Период возникновения. Национальные хозяйственные системы этого типа существовали, эволюционируя, в большинстве европейских и североамериканских стран с начала 18 до конца 19 вв., обогатив своими достижениями в области организации и управления хозяйственными процессами практику современного рыночного процесса.
Отличительные черты:
1. Частная собственность на средства производства (орудия и предметы труда), включая ресурсы развития и результаты труда.
2. Присутствие в воспроизводственном процессе страны достаточно большого числа автономных частных товаропроизводителей персонифицированного вида (отдельных лиц или отраслевых монополий).
3. Механизм регулирования хозяйственной деятельности, основанный на свободной конкуренции, через процедуры актов купли-продажи в различных секторах постепенно складывающегося национального рынка. Расшифруем подробнее. Эффективно действующего государственного воздействия на состояние дел в экономике страны, за исключением фискальных функций государства, практически нет. Этим обстоятельством в значительной степени объясняются часто возникающие кризисы, безработица, инфляция, банкротство и другие негативные явления и пороки свободной рыночной экономики. Национальное хозяйство страны при этом находится в «свободном поиске» и практически жестко не контролируется и не регулируется государством из единого экономического центра.
Второй вид - современная регулируемая рыночная экономика.
Период возникновения. Этот тип рыночного хозяйствования наступает по мере сращивания отраслевых монополий с межотраслевыми, через слияние свободных и разобщенных монопольных крупных и крупнейших частных товаропроизводителей в интегрированные.
Отличительные черты:
1. Основную массу хозяйственных единиц, функционирующих на этой стадии развития национальной хозяйственной системы, составляют такие их виды, как транснациональные и национальные корпорации, финансово-промышленные группы всех видов, а также связанные с ними организационно и технологически, жестко контролируемые подразделения мелкого и среднего бизнеса.
2. Все большую роль играет государство, активно влияющее на состояние дел в национальной хозяйственной системе, координирующее и контролирующее наиболее приоритетные сферы и отрасли, развитие отдельных регионов и территорий страны через сложную систему методов прямого и косвенного воздействия на них. Поэтому данную стадию называют еще государственно-корпоративным капитализмом или регулируемым рыночным капитализмом.
Третий вид – централизованно планируемая и управляемая национальная хозяйственная система
Этот тип национальных хозяйственных систем присущ всем странам, общественно-политическое устройство которых строится на производственных отношениях социализма.
Период возникновения. Начало этой системе хозяйствования было положено в процессе формирования экономики СССР и выполнения советских пятилетних планов, от плана развития народного хозяйства 1928/1929-1932/1933 гг. (I пятилетний план) до плана экономического и социального развития СССР на период 1986—1990 гг. (план XII пятилетки). После развала СССР в Российской Федерации эта система практически прекратила свое существование. Однако ряд стран современного мира, такие, например, как Китай, Северная Корея, Куба и социалистический Вьетнам, продолжают ее использовать, постоянно развивая и совершенствуя организационно-экономический механизм управления ею, с обоснованным и тщательно продуманным включением в этот механизм системы рыночных регуляторов.
Отличительные черты:
1. Масштабная общественная собственность (государственная, кооперативно-колхозная и собственность общественных организаций).
2. Высокая степень бюрократизации управления и монополизация подавляющего числа отраслей экономики.
3. Централизованное планирование производства, распределение ресурсов производства (материальных, трудовых, финансовых) и результатов труда.
4. Организационно-экономический механизм хозяйствования, основанный на сочетании административно-
5. Жесткий масштабный контроль со стороны органов государственной власти и хозяйственного управления, всемерная координация ими хозяйственной деятельности отраслей, регионов, предприятий, учреждений и организаций.
6. Непосредственное управление процессами производства, распределения, обмена и потребления, протекающими в национальной хозяйственной системе, со стороны единого экономического центра – Госплана.
Четвертый вид - национальная хозяйственная система «традиционного» типа.
Этот тип характерен для большинства стран нашей планеты, которые следует относить к слаборазвитым и развивающимся, согласно действующей классификации государств, принятой в ООН и в ряде других международных экономических организаций (Международный Валютный Фонд, Международный Банк Реконструкции и Развития и др.).
Отличительные черты:
1. Слабое развитие техники и технологии производства.
2. Использование большой массы ручного труда практически во всех отраслях экономики.
3. Многоукладность системы хозяйствования в стране, сочетающая элементы государственной, частной (отечественной и зарубежной), смешанной (государственно-частной) собственности с подразделениями транснациональной собственности и натурального крестьянского хозяйства.
4. Незначительная роль в экономике национального капитала и предпринимательства (как правило, они занимают «ниши» в сфере услуг и мелкого товарного производства) при постоянном увеличении масштабов деятельности подразделений крупного и крупнейшего иностранного капитала.
5. Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества и государства ментальных традиций и обычаев, религиозных и культурных ценностей.
Кастовые и сословные деления в обществе, затрудняющие и активно сдерживающие экономический и социальный прогресс.
6. Активная абсолютная роль центральных органов власти и хозяйственного управления в решении вопросов экономического и социального развития общества и государства.
Расшифровываем классификацию национальных хозяйственных систем далее. Этнические особенности современных национальных хозяйственных систем рыночного типа.
Мировой опыт свидетельствует, что если в стране проживает 60% и более лиц одной национальности (австрийцев, болгар, поляков, русских, турок, французов, японцев и т. д.), то эту национальность считают титульной, а страну именуют по большинству народа (этноса).
Исторические, национальные, экономические, политические и прочие факторы развития, периоды существования отдельных государств различны по своему менталитету, характеру и сочетанию. Это приводит к необходимости даже в рамках однотипных хозяйственных систем выделять их этнические особенности.
Практическая целесообразность такого выделения важна для:
1) выявления общих и специфических черт национальных хозяйственных систем отдельных стран;
2) учета особенностей менталитета государств в процессе экономического, политического, культурного сотрудничества с ними, при заключении многосторонних и двусторонних договоров, соглашений, установлении контактов на уровне низовых звеньев национального хозяйствования (между предприятиями, организациями и учреждениями различных стран) и в других случаях;
3) определения направлений и приоритетов в специализации экономик стран, вступающих в разнообразные многострановые экономические и политические союзы, соглашения, консорциумы и т. д.
И последнее, что мы рассмотрим в этой теме, заканчивая классификацию национальных хозяйственных систем. Национальные хозяйственные системы открытого и закрытого типа.
Многолетний опыт свидетельствует о том, что экономика любой страны в силу объективных и субъективных причин может быть с различной степенью полноты включена в процессы мирового хозяйствования. Национальная экономика любой страны может исследоваться с двух сторон. С одной стороны, ее можно рассматривать как социально-экономическую систему суверенного государства, функционирование и развитие которой направлено исключительно на достижение целей и задач «своего» общества. В этом случае экономика каждой конкретной страны выглядит как замкнутая, ориентированная в основном на внутренние ресурсные возможности и национальные интересы при минимальном развитии внешнеэкономических связей. С другой стороны, экономическая система любой страны как составная часть единой мировой системы хозяйствования может рассматриваться в разрезе ее масштабных и разносторонних взаимосвязей с экономиками других стран в процессе обмена результатами труда, капиталами, ресурсами, научными идеями, кадрами, достижениями в области техники и технологии производства и т. д. В связи с этим в экономической теории и практике принято выделять: национальные хозяйственные системы открытого типа («открытые экономики») и национальные хозяйственные системы закрытого типа («закрытые экономики»).