Национальная экономика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Содержание

1 Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики Республики Казахстан. Классификация отраслей...........................................2
2 Практическая часть.........................................................................................17
Список использованных источников...............................................................19

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПР.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Содержание  

1 Национальная  экономика. Современная отраслевая структура экономики Республики Казахстан. Классификация отраслей...........................................2 

2 Практическая часть.........................................................................................17 

Список использованных источников...............................................................19   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики Республики Казахстан. Классификация отраслей

     Национальная экономика любой  страны — сложная хозяйственная,  социальная, организационная, научно-технологическая  система. Она обладает совокупным  экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования.           Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

     Под национальной экономикой  принято считать народное хозяйство  страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

     Национальная экономика как целостный  организм характеризуется следующими  признаками:

     1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

     2. Наличие тесных экономических  связей между хозяйственными  субъектами с общим воспроизводственным  контуром.

     3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

  

     Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

     Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий  национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

     Субъект национальной экономики — органы управления хозяйственной системой страны, ее отраслями и регионами, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед данной наукой и областью национальной практики хозяйствования.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

    

     Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

     1. Стабильного роста национального  объема производства;

     2. Высокого и стабильного уровня занятости при снижении уровня безработицы до 5% ЭАН

     3. Стабильного и невысокого уровня  инфляции;

     4. Поддержание равновесного внешнего  баланса. 

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического  регулирования. Ими являются:

         -фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

         -денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

     -политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

     -внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

   

    Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др. 

     Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

 

     Кроме нее перед  национальной экономикой ставятся и др.  цели: 

     1.Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов. 

     2.Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение. 

     3.Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо. 

     4.Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

     Формирование  национальной модели экономики Казахстана невозможно без учета как общих  тенденций и закономерностей  развития экономики в начале XXI в., так и специфических факторов, свойственных Казахстану. Национальная экономическая система - это конкретное проявление общих закономерностей развития в условиях той или иной страны. Каждая страна обладает в данный момент определенным и ограниченным набором ресурсов, развивается в конкретных природных, географических, исторических и политических условиях при сложившейся системе неформальных институтов. Эти факторы обычно определяются как неэкономические факторы национальной экономики. Такое определение данных факторов является в некоторой степени условным. Реально от таких факторов во многом зависят величина и структура затрат в экономике, формы и характер экономических институтов и даже возможности реализации общих закономерностей развития в конкретных условиях той или иной страны. 

     Среди факторов, формирующих специфику   национальной модели экономики, следует выделять;

     Во-первых, естественные факторы. Они носят, как правило, устойчивый характер на протяжении длительной истории страны.

     Во-вторых, устойчивые общественные  факторы, которые хотя и подвержены  изменениям, однако сохраняют свою  значительную роль на протяжении  всей истории страны. Среди этой  группы факторов следует особо  выделить цивилизационные.

     В-третьих, факторы, которые носят  более изменяющийся характер. Они  относительно устойчивы в рамках  конкретных периодов, однако за  их пределами приобретают другую  форму. Это особенно свойственно  политическим, геополитическим и  другим подобным факторам.  

     Республика  Казахстан с 1993 г.  перешла на методологию  ООН  «Система национальных счетов».  В отличие от Баланса народного  хозяйства, использовавшегося в  СССР, СНС исходит из более  широкой концепции производства, то есть производительными являются не только так называемые отрасли материального производства (промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь, торговля, материально-техническое снабжение), но и отрасли сферы нематериальных услуг (образование, здравоохранение, культура, искусство, наука, и др.). По СНС используются две основные классификации: по секторам экономики и отраслям экономики. 

     Сектором  экономики называется  совокупность институциональных  единиц, имеющих сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение. 

  

  Различают  следующие секторы экономики: 

-нефинансовые корпорации; 

-финансовые корпорации; 

-государственное управление; 

-некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; 

-домашние хозяйства. 

     Кроме того, в СНС для отражения  связей внутренней экономики  с зарубежным миром вводится  сектор «Остальной мир». 

     Сектор  «Нефинансовые корпорации»  представляют резидентные нефинансовые  экономические единицы, занятые рыночным производством товаров и нефинансовых услуг, всех форм собственности и организационно-правовых форм (корпорации и квазикорпорации). 

     Сектор  «Финансовые корпорации»  включает резидентные финансовые  корпорации и квазикорпорации,  занятые финансовым посредничеством и другими связанными с ним финансовыми услугами на коммерческой основе. 

     Сектор  «Государственное управление»  объединяет все организации, финансируемые  из государственного бюджета  - они подразделяются на оказывающие  индивидуальные услуги (здравоохранение, образование, культура и искусство, отдых) и коллективные (государственное управление, безопасность, оборона, наука и научное обслуживание). Сюда же относятся внебюджетные фонды, организуемые и контролируемые государством. 

     Сектор  «Некоммерческие организации,  обслуживающие  домашние хозяйства»  включает все некоммерческие  организации - резиденты, за исключением  организаций, относящихся к перечисленным  выше секторам. Их функцией является  предоставление товаров и услуг бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. 

     Сектор  «Домашние хозяйства»  содержит все резидентные домашние  хозяйства, которые являются потребителями,  а некоторые и производителями  (в форме некорпорированных предприятий)  товаров и услуг, в том числе для собственного использования. 

Информация о работе Национальная экономика Республики Казахстан