Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:51, курсовая работа
Механизм хозяйствования экономических субъектов рассматривается на двух уровнях — в рамках фирмы (закономерности ее поведения изучаются микроэкономикой) и в рамках национальной экономики (изучаются макроэкономикой). Макроэкономика — это наука, исследующая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики в целом, а также инструменты и методы ее регулирования. Другими словами, это наука об агрегированном поведении субъектов в экономике. Именно совокупные экономические тенденции являются объектом исследования макроэкономики.
Введение…………………………………………………………………………………….….3
1.Национальная экономика : ее сущность, структура и цели………………………………4
2.Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики………………………………………………………………………………….....10
3.Особенности трансформации российской экономики на современном этапе…………16
Практическая часть…………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………..…….25
Список литературы…………………………………………………………….…………….26
Системная трансформация в России сопровождалась глубоким экономическим кризисом, сменившимся некоторым оживлением в экономике, но с затухающими темпами основных экономических показателей.
В сложившихся условиях для России особенно важным является выбор концепций и стратегии развития, основанных на анализе взаимодействия старого и нового и выявления устойчивых составляющих институциональной системы. После краха тотального огосударствления в России стал осуществляться вариант быстрой капитализации путем шоковой терапии, приведшей в итоге к системному кризису.
Процесс трансформации
затронул и социально-трудовую сферу,
в которой произошли
В результате снизилась эффективность занятости, что проявилось в резком падении производительности труда за годы реформ, негативных
процессах в отраслевой структуре, занятых за счет опережающего сокращения ее численности, в прогрессивных отраслях экономики, больших масштабах недоиспользования рабочей силы, в виде расширения неполной занятости и роста безработицы.
Все это привело к выводу о том, что функционирование российской экономики и, в частности, социально-трудовой сферы трудно объяснить с позиций широко распространенных экономических теорий. Анализ факторов занятости и рынка труда за последние 10 лет свидетельствует об особенности развития социально-трудовой сферы в России и специфике формирующегося рынка труда. Негативные последствия трансформации в экономике и социально-трудовой сфере — это результат проводимой политики реформ. Особенности такой политики, на наш взгляд, заключаются не только в использованных методах (прежде всего неоклассические, монетаристские рецепты), но и в форсированном, широкомасштабном внедрении рыночных отношений в те сферы, где развитие нерыночных институтов может быть более эффективно.
В сложившейся ситуации исследование проблем занятости и рынка труда и, прежде всего, их теоретических аспектов, приобретает исключительную актуальность.
В ряде последних работ, посвященных исследованию занятости и рынку труда, исследуются структура и качественные характеристики занятых и безработных, выявляются связи между основными социально-экономическими и трудовыми показателями, рассматриваются вопросы социального партнерства и регулирования рынка труда и трудовых отношений. Однако фрагментарность ряда исследований и узость методологической базы не позволяет адекватно воспринять новые реалии социально-экономического развития.
Инструментами сохранения макроэкономической стабильности являются взвешенная курсовая политика, снижение инфляции, повышение реальных доходов населения, повышение реальных доходов бюджетов всех уровней.
Бюджет - не только важнейший стабилизатор нашей экономики, но и механизм повышения доверия к экономике. Повторение кризиса 1998г. России не грозит не потому, что цены на нефть не упадут, а потому, что мы готовы пройти испытание снижением цен.
26 августа этого года
Правительство РФ внесло
Прогноз макроэкономических показателей, принятый для расчета, составлен с учетом уточнений по итогам развития экономики в текущем году.
Несколько слов об этих показателях. Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 гг. определены исходя из прогнозируемого темпа роста валового внутреннего продукта ежегодно на 6,2-6,7% и прогнозного уровня инфляции, не превышающего в 2010 г. 8,5%, в 2011 г. - 7,0% и в 2012 г. - 6,8%. Предполагается увеличение инвестиций в основной капитал, ежегодный прирост которых в среднесрочной перспективе составит 10-15%. В 2010-2012 гг. будут продолжаться увеличиваться и реальные денежные доходы населения - на 8,2-10,5% в год. Рост средней заработной платы по отраслям экономики ожидается в среднем за год на 11,4% в реальном выражении. Росту денежных доходов также будет способствовать решение Правительства РФ об увеличении заработной платы работникам федеральных бюджетных учреждений. В субъектах Российской Федерации в настоящее время в рамках подготовки проектов бюджетов анализируется возможность принятия решений по повышению заработной платы региональных бюджетников.
Прогноз основных макроэкономических
параметров исходит из ожидаемого снижения
цен на нефть марки "Юралс". К 2012 г.
ожидается снижение цены с 112 долларов
США за баррель в текущем году до 88.
Объем валового внутреннего продукта
увеличится с 44 трлн руб. в текущем году
до 67 трлн. руб. к 2012 г. Значительное увеличение
его объемов прогнозируется в 2010 г. - на
2,9 трлн. руб. относительно параметров,
учтенных при формировании федерального
бюджета на 2010 г. и плановый период 2011 и
2012 гг.
Основные показатели развития
экономики
(в % к соответствующему периоду предыдущего
года)
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
ВВП |
8,1 |
7,8 |
6,7 |
6,6 |
6,2 |
Инфляция, за период |
11,9 |
11,8 |
7-8,5 |
5,5-7 |
5-6,8 |
Промышленное производство |
6,3 |
5,2 |
6,0 |
5,8 |
5,2 |
Инвестиции в основной капитал |
21,1 |
16,5 |
14,5 |
13,3 |
10,2 |
Реальные располагаемые доходы населения |
10,7 |
10,2 |
10,5 |
9,3 |
8,0 |
Оборот розничной торговли |
16,1 |
14,8 |
13,2 |
10,5 |
9,5 |
Экспорт товаров, млрд. долл. |
354,4 |
525,4 |
507,5 |
502,5 |
509,5 |
Импорт товаров, млрд. долл. |
223,5 |
308,6 |
370,0 |
434,5 |
489,7 |
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель |
69,3 |
112 |
95 |
90 |
80 |
Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2011-2012 годов, а параметры бюджета на 2010 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2010 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до
9,69 трлн. рублей.
Исходя из текущей оценки 2010 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2010 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2011 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2012 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2010 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.
Резкое сокращение
запланированных доходов
Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2012 году по сравнению с 2009 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2012 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2009 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2010-2012 годы.
Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.
Доходы и расходы.
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2011 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С начала 2011 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов исходят из 91,3%).
Рисунок 1
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
Проектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах.
В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.
Предельный объем
расходов федерального бюджета на 2010
год и на плановый период 2011 и 2012
годов определен исходя из прогноза
поступления доходов в
Таблица 3
Расчет предельного
объема расходов федерального бюджета
млрд. руб.
|
Оценка |
Прогноз | ||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы |
6 561,3 |
6 636,2 |
7 346,9 |
8 097,4 |
%% к ВВП |
17,0 |
15,7 |
15,7 |
15,5 |
Источники покрытия дефицита |
3 418,8 |
3 186,6 |
2 011,7 |
1 563,8 |
%% к ВВП |
8,9 |
7,5 |
4,3 |
3,0 |
Расходы (предельный объем) (1+2) |
9 980,1 |
9 822,8 |
9 358,6 |
9 661,2 |
%% к ВВП |
25,9 |
23,2 |
20,0 |
18,5 |
в том числе нераспределенные ресурсы |
80,0* |
234,0** |
483,1** | |
%% к общему объему расходов |
0,8 |
2,5 |
5,0 | |
Изменения к предыдущему году |
2409,2 |
- 157,3 |
- 464,2 |
302,6 |
% (в номинальном выражении) |
6,3 |
- 1,6 |
- 4,7 |
3,2 |
% (в реальном выражении) |
5,5 |
- 1,8 |
- 5,1 |
3,0 |
Информация о работе Национальная экономика, ее результаты и их измерение