Национальная экономика, ее результаты и их измерение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Механизм хозяйствования экономических субъектов рассматривается на двух уровнях — в рамках фирмы (закономерности ее поведения изучаются микроэкономикой) и в рамках национальной экономики (изучаются макроэкономикой). Макроэкономика — это наука, исследующая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики в целом, а также инструменты и методы ее регулирования. Другими словами, это наука об агрегированном поведении субъектов в экономике. Именно совокупные экономические тенденции являются объектом исследования макроэкономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….….3
1.Национальная экономика : ее сущность, структура и цели………………………………4
2.Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики………………………………………………………………………………….....10
3.Особенности трансформации российской экономики на современном этапе…………16
Практическая часть…………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………..…….25
Список литературы…………………………………………………………….…………….26

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

3.Особенности трансформации  российской экономики на современном  этапе.

Системная трансформация  в России сопровождалась глубоким экономическим кризисом, сменившимся некоторым оживлением в экономике, но с затухающими темпами основных экономических показателей.

В сложившихся условиях для России особенно важным является выбор концепций и стратегии  развития, основанных на анализе взаимодействия старого и нового и выявления устойчивых составляющих институциональной системы. После краха тотального огосударствления в России стал осуществляться вариант быстрой капитализации путем шоковой терапии, приведшей в итоге к системному кризису.

Процесс трансформации  затронул и социально-трудовую сферу, в которой произошли принципиальные изменения. Становление различных, форм собственности привело к  созданию института найма труда, базирующегося на частной собственности  и регулирующего трудовые отношения в определенных секторах экономики. Начал формироваться рынок труда, появилась официально признанная безработица. Для трудовых отношений характерным стала нестабильность и неустойчивость, имманентно присущая рынку, однако другое существенное свойство рынка — повышение производительности и эффективности труда, к сожалению, в экономике России и социально-трудовой сфере проявилось слабо. В итоге реформирования, изначальной целью которого было оздоровление трудовых отношений, усилилась деформированность социально-трудовых отношений: системы стимулирования, трудовой мотивации и организации труда.

В результате снизилась  эффективность занятости, что проявилось в резком падении производительности труда за годы реформ, негативных

процессах в отраслевой структуре, занятых за счет опережающего сокращения ее численности, в прогрессивных отраслях экономики, больших масштабах недоиспользования рабочей силы, в виде расширения неполной занятости и роста безработицы.

Все это привело к  выводу о том, что функционирование российской экономики и, в частности, социально-трудовой сферы трудно объяснить с позиций широко распространенных экономических теорий. Анализ факторов занятости и рынка труда за последние 10 лет свидетельствует об особенности развития социально-трудовой сферы в России и специфике формирующегося рынка труда. Негативные последствия трансформации в экономике и социально-трудовой сфере — это результат проводимой политики реформ. Особенности такой политики, на наш взгляд, заключаются не только в использованных методах (прежде всего неоклассические, монетаристские рецепты), но и в форсированном, широкомасштабном внедрении рыночных отношений в те сферы, где развитие нерыночных институтов может быть более эффективно.

В сложившейся ситуации исследование проблем занятости и рынка труда и, прежде всего, их теоретических аспектов, приобретает исключительную актуальность.

В ряде последних работ, посвященных исследованию занятости  и рынку труда, исследуются структура  и качественные характеристики занятых  и безработных, выявляются связи между основными социально-экономическими и трудовыми показателями, рассматриваются вопросы социального партнерства и регулирования рынка труда и трудовых отношений. Однако фрагментарность ряда исследований и узость методологической базы не позволяет адекватно воспринять новые реалии социально-экономического развития.

Инструментами сохранения макроэкономической стабильности являются взвешенная курсовая политика, снижение инфляции, повышение реальных доходов  населения, повышение реальных доходов бюджетов всех уровней.

Бюджет - не только важнейший стабилизатор нашей экономики, но и механизм повышения доверия к экономике. Повторение кризиса 1998г. России не грозит не потому, что цены на нефть не упадут, а потому, что мы готовы пройти испытание снижением цен.

26 августа этого года  Правительство РФ внесло проект  федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", который впервые составлен по принципу "скользящей трехлетки" - как внесение изменений в существующий трехлетний бюджет. При подготовке проекта федерального бюджета в таком формате реализован принцип раздельного планирования действующих и принимаемых обязательств, что позволит обеспечить предсказуемость и преемственность бюджетной политики на среднесрочный период.

Прогноз макроэкономических показателей, принятый для расчета, составлен с учетом уточнений  по итогам развития экономики в текущем  году.

Несколько слов об этих показателях. Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 гг. определены исходя из прогнозируемого темпа роста валового внутреннего продукта ежегодно на 6,2-6,7% и прогнозного уровня инфляции, не превышающего в 2010 г. 8,5%, в 2011 г. - 7,0% и в 2012 г. - 6,8%. Предполагается увеличение инвестиций в основной капитал, ежегодный прирост которых в среднесрочной перспективе составит 10-15%. В 2010-2012 гг. будут продолжаться увеличиваться и реальные денежные доходы населения - на 8,2-10,5% в год. Рост средней заработной платы по отраслям экономики ожидается в среднем за год на 11,4% в реальном выражении. Росту денежных доходов также будет способствовать решение Правительства РФ об увеличении заработной платы работникам федеральных бюджетных учреждений. В субъектах Российской Федерации в настоящее время в рамках подготовки проектов бюджетов анализируется возможность принятия решений по повышению заработной платы региональных бюджетников.

Прогноз основных макроэкономических параметров исходит из ожидаемого снижения цен на нефть марки "Юралс". К 2012 г. ожидается снижение цены с 112 долларов США за баррель в текущем году до 88. 
Объем валового внутреннего продукта увеличится с 44 трлн руб. в текущем году до 67 трлн. руб. к 2012 г. Значительное увеличение его объемов прогнозируется в 2010 г. - на 2,9 трлн. руб. относительно параметров, учтенных при формировании федерального бюджета на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. 
                                                                                                                   Таблица 2.

Основные показатели развития экономики 
(в % к соответствующему периоду предыдущего года) 

 

2008

2009

2010

2011

2012

ВВП

8,1

7,8

6,7

6,6

6,2

Инфляция, за период

11,9

11,8

7-8,5

5,5-7

5-6,8

Промышленное производство

6,3

5,2

6,0

5,8

5,2

Инвестиции в основной капитал

21,1

16,5

14,5

13,3

10,2

Реальные располагаемые  доходы населения

10,7

10,2

10,5

9,3

8,0

Оборот розничной торговли

16,1

14,8

13,2

10,5

9,5

Экспорт товаров, млрд. долл.

354,4

525,4

507,5

502,5

509,5

Импорт товаров, млрд. долл.

223,5

308,6

370,0

434,5

489,7

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

69,3

112

95

90

80


Федеральным законом  от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2011-2012 годов, а параметры бюджета на 2010 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2010 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до

9,69 трлн. рублей.

Исходя из текущей  оценки 2010 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.

Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной  системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2010 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2011 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2012 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2010 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.

Резкое сокращение запланированных доходов бюджета  в ближайшие годы во многом объясняется  падением мировых цен на энергоносители. В 2011-2012 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.

Новый прогноз  значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП  в 2012 году по сравнению с 2009 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2012 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2009 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2010-2012 годы.

Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.

Доходы  и расходы.

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем  налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2011 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

С начала 2011 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов исходят из 91,3%).

Рисунок 1

 

 

Общая сумма  доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном выражении  доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах  будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

Проектировки  расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах.

В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.

Предельный объем  расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный  бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы:

Таблица 3

Расчет предельного  объема расходов федерального бюджета  
млрд. руб.

 
Показатель

Оценка

Прогноз

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2

3

4

5

6

Доходы

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

17,0

15,7

15,7

15,5

Источники покрытия дефицита

3 418,8

3 186,6

2 011,7

1 563,8

%% к ВВП

8,9

7,5

4,3

3,0

Расходы (предельный объем) (1+2)

9 980,1

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе  нераспределенные ресурсы 

 

80,0*

234,0**

483,1**

%% к общему  объему расходов

 

0,8

2,5

5,0

Изменения к  предыдущему году

2409,2

- 157,3

- 464,2

302,6

% (в номинальном  выражении)

6,3

- 1,6

- 4,7

3,2

% (в реальном  выражении)

5,5

- 1,8

- 5,1

3,0

Информация о работе Национальная экономика, ее результаты и их измерение