Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Содержание

Введение.

1.Понятие национальной экономики, ее цели.

Цели национальной экономики
Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.

2.Система и виды макроэкономических пропорций.

2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.

3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования

национальной экономики.

3.1Прогнозирование экономического развития РБ.

4. Методы регулирования экономики.

5.Понятие национального продукта и система национальных счетов (СНС).

5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.

Структура СНС.

6.ВВП, его формы и методы измерения.

6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya1.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

    Важными методологическими принципами прогнозирования  являются

- принцип  вариативности прогнозов. Мера  и характер воздействия государства  на экономику—  не единственные  элементы сценариев экономического прогнозирования. Вступить в силу  могут, например, прогноз погодных условий, определяющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз наступления болезней и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов может быть очень много, поэтому следует разумно ограничивать их число.

  • принцип социальной направленности и приоритетов общественных потребностей. Данный принцип означает, что планы развития экономики должны быть направлены на удовлетворение конечных потребностей субъекта. В приоритетном порядке должны развиваться отрасли экономики, направленные на человека.
  • принцип повышения эффективности общественного производства или принцип оптимальности. Это означает, что в прогнозах должны отражаться достижения науки и техники. Они должны ориентировать хозяйствующих субъектов на совершенствование структуры производства, повышение объема выпускаемой продукции, более эффективное использование имеющихся ресурсов.
  • принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть  сбалансированы по ресурсам и возможностям экономики, они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на  формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.
  • принцип сочетания отраслевого и регионального аспекта прогнозирования. Это значит, что в прогнозах должны быть отражены основные направления развития отраслей экономики и в то же время должен использоваться территориальный подход к прогнозированию с тем, чтобы обеспечить комплексное использование ресурсов, которыми располагает данный регион.
  • принцип приоритетов. Он означает, что из всего многообразия отраслей, производств необходимо выделить главные и направить на их развитие ресурсы, увязать цели развития экономики с ресурсами.
  • принцип непрерывности. Он предполагает непрерывность процесса прогнозирования, взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов.
  • принцип комплексности или системности. Он предполагает рассмотрение экономики как системы и в свете системного подхода выявить системные свойства объекта, обеспечить комплексность решения социально-экономических,  организационных, научно-технических и др. проблем, оптимизировать структуру и характер развития системы.

-    принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны  отражать объективное состояние  экономики, применяемые модели  прогнозирования должны соответствовать  процессам и тенденциям развития реальной экономики.

    К числу методологических принципов  прогнозирования следует отнести формирование комплекса, системы прогнозов. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации одного прогноза, например экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составление политического прогноза, прогноза развития национальных суверенитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечить большую надежность выполнения прогнозов. Для методологии современного прогнозирования характерным является то, что она должна быть тщательно адаптирована к новым для народного    хозяйства рыночным механизмам.

    Основные  направления социально-экономического развития РБ до 2010 г. утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. № 445.

    В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.

   В ближайшем пятилетии (2001-2005 гг.) важнейшей целью является создание условий для устойчивого социально-экономического роста на основе повышения эффективности реального сектора экономики, уровня обеспеченности населения товарами и услугами, развития производственной и социальной инфраструктуры, формирования благоприятной среды обитания.

    Исходя  из преемственности направлений развития и с учетом изменения воздействия на него отдельных факторов, на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:

  • наращивание экспорта товаров и услуг;
  • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;
  • активизация инвестиционной и инновационной деятельности;
  • развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры;
  • дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
  • формирование эффективной системы здравоохранения.

    Главными  средствами достижения указанных целей и важнейшими задачами по реализации установленных приоритетов являются:

  • финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;
  • осуществление структурной перестройки экономики на основе специализации,

кооперации и интеграции крупных, средних и малых предприятий, выведение из хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы;

  • целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сферы, призванных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации;
  • повышение эффективности развития агропромышленного комплекса;
  • разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования экономики, включая расширение привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов;
  • формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований;
  • развитие инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории страны;
  • совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках;
  • ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства - стройсбережений, стройнакоплений, иппотечного кредитования;
  • расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала;
  • формирование конкурентной среды и эффективной институциональной основы экономической деятельности;
  • опережающий рост производства потребительских товаров;
  • обеспечение экономической безопасности страны.

   Для решения этих задач предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны.

    Эффективная социальная политика РБ понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через зарплату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности; надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

    Целями  дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты.

    Реформирование  оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

   Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низко квалифицированными работниками, упорядочение структуры зарплаты путем включения в основную зарплату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается обеспечить за счет: среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения в 2001-2005 гг. на уровне 3,2-4,2% в год; реальной заработной платы -  4,9-6,8%; повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до 53% против 42,1% в 2000 г.

   Рост  оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

   Основная  цель социальной защиты - поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты предполагается осуществить в два этапа.

   До 2005 г. предусматривается усиление государственной поддержки социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту.

    Социальное  страхование призвано не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально ориентированный характер. Социальному страхованию, как особой организационно-правовой форме социальной защиты, отводится роль автономного и самостоятельного механизма для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также выполнения ряда других функций - организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование по безработице).

    Совершенствование пенсионного обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан.

   Предполагается  создать комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень -  дополнительные профессиональные пенсионные системы -будет формироваться на накопительных принципах.

    Важной  задачей является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи.

Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития