Мылый бизнес

Автор: v********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 12:31, реферат

Описание работы

В последние годы наметилась определенная стабилизация в состоянии малого предпринимательства в России. Отсутствие заметной динамики в его развитии свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране. В целях обеспечения дальнейшего экономического роста в стране, диверсификации экономики, устранения из нее теневого сектора, повышения деловой активности и роста занятости населения, обеспечения социальной стабильности в обществе необходимо в ближайшее время решать задачи по дальнейшему развитию малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Характеристика организации – места прохождения практики………4
2. Основы государственной поддержки малого бизнеса………………..9
3. Формы и методы поддержки предпринимательства………………...12
4. Перспективы развития малого бизнеса в период кризиса…………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

малый бизнес.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

      - завершение ребрендинга розничной сети «Связной». 
 

      2. Основы государственной поддержки малого бизнеса

     За  последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

     Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

     - государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

     -государственный  аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

     -государственная  инфраструктура поддержки малого  предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначена для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:

     1. В 2009 году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

     Основным  инструментом реализации государственной  политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные  программы развития и поддержки малого предпринимательства.

     Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

     2. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне.

     В настоящее время  в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

     Помимо  сети региональных государственных  фондов создана, развивается и действует  сеть муниципальных фондов. В настоящее  время их - более 170. Муниципальные  фонды, как правило, создаются при  участии региональных фондов.

     Региональные  фонды учреждены правительствами  субъектов федерации, муниципальные  фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных  и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать. 

      3. Формы и методы  поддержки предпринимательства 

     Возможно  несколько организационных форм предпринимательства в зависимости  от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являются одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь:

     Например, чтобы арендовать помещения или  найти сотрудников для своей  организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью. 

     4. Перспективы развития  малого бизнеса  в период кризиса 

     Правительство России верит в успехи малого бизнеса и заявляет о необходимости создания максимально благоприятных условий для его развития. Создание максимально комфортной среды для сохранения и развития потенциала малого бизнеса – одно из приоритетных направлений государственной политики, которое заложено в стратегию работы правительства на период до 2012 года.

     По  словам Владимира Путина, в малом  бизнесе работают самостоятельные  и энергичные люди, немалая часть  которых начинала своё дело "с  нуля", но они сумели добиться успехов  в малом бизнесе и создать  огромное количество новых рабочих  мест. Кроме того, малое предпринимательство реализует одну из наиболее значимых социальных задач – формирует устойчивый средний класс. Немаловажное значение имеет также и то, что малый бизнес вносит ощутимый вклад в экономику страны и увеличивает доходы бюджета.

     Согласно  мониторингу, проведённому специалистами Национального института системных исследований проблем предпринимательства, успехи малого бизнеса в некоторых регионах достаточно серьёзные. По данным исследования, в десятку лидеров были включены: Хабаровский край, Смоленская, Оренбургская, Тюменская и Тамбовская области, Республики Алтай, Тыва и Адыгея, Ненецкий и Ямало-Ненецкий АО.

     Самый большой рост количества малых предприятий  был зафиксирован в Ненецком АО (279,9%), рост объёмов оборотов здесь составил 122,7%, рост числа занятых в малом бизнесе – 100%, рост инвестиций – 125,5%. Такие серьёзные успехи малого бизнеса в Ненецком автономном округе специалисты связывают с тем, что основной сектор экономики здесь – топливно-энергетический, и руководство округа приняло хорошие антикризисные меры.

     В Оренбургской области успехи малого бизнеса также значительные: рост количества предприятий – 179,7%, рост объёмов оборотов – 106,2%, рост инвестиций – 132,3%, рост числа занятых – 120,9%. В этой области, в связи с кризисом, были большие сокращения на крупных предприятиях. И руководство области провело очень серьёзную работу, чтобы обеспечить людей рабочими местами. Именно благодаря этим мерам и были созданы многие предприятия малого бизнеса.

     Тот факт, что в Хабаровском крае успехи малого бизнеса одни из самых значительных в стране, эксперты обосновывают не только хорошей работой руководства края, но и внешнеэкономическими связями региона. Так как Китай активно реализует программу развития малого бизнеса, то созданные там предприятия начинают выходить на соседний рынок, тем самым, стимулируя его развитие. В Хабаровском крае количество малых предприятий увеличилось на 262,8%, рост объемов оборотов составил 103,9%, рост числа занятых – 226,4%, а рост инвестиций – 119,4%.

     Республики  Алтай и Тыва никогда ранее не занимали первых позиций в рейтинге развития малого предпринимательства, но данные проведённого мониторинга позволили включить эти республики в десятку лучших. По росту инвестиций республика Алтай заняла первое место (471,9%), а республика Тыва – второе (255,5%). Специалисты это объясняют антикризисными мерами, предпринятыми руководством республики.

     Влияние финансового кризиса на рост показателей  в различных районах сказалось  по-разному, что связано с устойчивостью  экономики региона и преобладающими в нём отраслями. Но, кроме того, успехи малого бизнеса во многом зависят от усилия местных властей, от принятия ими своевременных мер в непростой кризисный период.

     В настоящее время в тяжелых  условиях мирового финансового кризиса  конца 2008 г. малый бизнес в РФ особо остро нуждается в эффективной финансовой поддержке государства.

     В условиях мирового финансового кризиса  для мелких предприятий РФ характерны такие слабости как чрезмерная зависимость  от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.

     Во  многих странах для финансовой поддержки  малого бизнеса в условиях кризиса  формируются специальные резервы  для инвестирования в основные средства, субсидии или фискальные льготы на инвестиции, льготные займы или дотации. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.

     Однако, при разработке мер государственной  поддержки малого бизнеса в России в условиях мирового финансового кризиса в 2010 г. необходимо учитывать и специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. При этом эффективные меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

     В период мирового кризиса Правительство  РФ возлагает особые надежды на малый  бизнес в первую очередь как один из главных факторов экономического роста - потому что малый бизнес (как  уже рассматривалось в теоретической части работы) быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, социально ориентирован, создает новые рабочие места.

     Так правительству РФ, формируя программы  и разрабатывая механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, следует учитывать как прогрессивный опыт данной поддержки развитых и развивающих стран, так и учитывать собственный позитивный опыт.

Информация о работе Мылый бизнес