Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:40, доклад
Стимул — физическая энергия (действие) и информация, на которую реагирует сенсорная система, в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой (Дж. Гибсон).
Мотив — материальный или идеальный предмет, который побуждает или направляет на себя деятельность или поступок, и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотива выступают потребности (А. Н. Леонтьев).
Елабужский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального
«Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева»
Кафедра экономики и менеджмента
Доклад
По дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда»
Выполнил студент группы 22503
Залалиев Т.Ш.
Проверил: к.э.н. доцент
Васильев В.Л.
Елабуга 2013 г.
Стимул — физическая энергия (действие) и информация, на которую реагирует сенсорная система, в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой (Дж. Гибсон).
Мотив — материальный или идеальный предмет, который побуждает или направляет на себя деятельность или поступок, и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотива выступают потребности (А. Н. Леонтьев).
Мотивация – внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Мотивирование – долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.
Трудовой мотив - это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей.
Стимулирование – метод управления трудом, основанный на фактической структуре ценностных ориентаций и интересов работника и призванный более полно реализовать имеющийся трудовой потенциал
По большому счету, существует два типа стимулирования: материальное и нематериальное. К материальным стимулам традиционно относят зарплату, премии и бонусы. Остальные факторы можно условно отнести к нематериальным, хотя для компании «нематериальная» не означает «бесплатная». Так, социальные льготы чаще относят к нематериальной мотивации, поскольку сотрудник не получает на руки «живые» деньги. Однако компания тратит средства на эти социальные льготы. Дополнительных затрат требуют и такие виды мотивации, как, например, корпоративные мероприятия. Наконец, существуют действительно нематериальные стимулы — устная похвала сотрудника в присутствии его коллег, Доска почета, награждение грамотами и отличительными знаками.
Вознаграждение – все то, что представляет для работника ценность или может оказаться ему ценным.
Внутреннее вознаграждение
Внутреннее вознаграждение работника определяется мотивационной структурой индивида, его психологическими особенностями и установками.
Внешнее вознаграждение – все то, что в рамках системы мотивации может быть предложено компанией в качестве стимула к работе и имеет ценность для работника. Это:
Данное вознаграждение призвано компенсировать работнику затраты его труда в производственном процессе и получило название компенсационного пакета.
Если мотивы деятельности человека
и поставленная им цель относятся
к отдаленному будущему и мотивы
предусматривают стратегию
Если же мотивы связаны только с ближайшим будущим, то они определяют тактику поведения. Такая мотивация рассматривается как текущая
Компенсационный пакет – система внешних вознаграждений наемному работнику за результаты труда в организации.
Стимулирование обучением - развитие персонала через повышение его квалификации.
Негативное стимулирование, связанное с осознанием возможных неприятностей, негативных последствий, прогнозируемым наказанием, которые могут последовать в случае не выполнения деятельности или нарушения организационных норм, и стремлением их избежать
Мотивы:
Денежные: заработная плата, премии и т. д.
Не денежные: путевки, лечение, транспорт.
Социальные: возможности карьерного роста, престижность работы.
Моральные: грамоты, награды, уважение руководства.
Творческие: возможности самосовершенствования и развития.
Виды мотивов к труду
1. Мотив социальности (потребность быть в коллективе). Данный мотив особенно характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом; «групповая мораль» (потребность «работать в хорошем коллективе» актуальна и для работников на постсоветском пространстве).
2. Мотив самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста. По мнению Херцберга, он является собственно мотивирующим фактором для сотрудников высокой квалификации.
3. Мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес».
4. Мотив надежности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности жизни и работы. В силу различных причин (исторических, этнических и т. д.) доля россиян (можно предположить, и украинцев), ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство.
5. Мотив приобретения нового (знания, вещей и т.д.) лежит в основе многих элементов воздействия. Особенно он важен в среде высококвалифицированных специалистов.
6. Мотив справедливости. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости. Однако нарушение справедливости, с точки зрения работников, ведет к демотивации.
7. Мотив состязательности как основа организации соревнования на предприятии – один из сильнейших мотивов, действующий во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически
Классификация видов нематериального стимулирования
I. Корпоративно-системные
1 – организационные
2 – творческие
3 – стимулирование свободным временем
4 – корпоративная культура
5 – продвижение по службе
6 – стимулирование обучением
7 – делегирование полномочий
8 - участие в акционерном капитале
II. Социально-психологические
1- признание
а) личная похвала
б) общественное признание
2 – подарки за высокие
3 – стимулирование
4 – возможность напрямую
5 – комфортное рабочее место
6 – условия для релаксации
7 – признание ошибок руководства
8– участие в делах
III. Социально-бытовые
1 – социальные льготы, не предусмотренные ТК РФ
а) жилье
б) медицинское обслуживание
в) организация питания
г) организация обучения и воспитания детей
д) льготное пенсионное обеспечение
е) транспортная доступность
ж) предоставление бытовых услуг
2 – подарки
на праздники и к дням
3 – гибкие
социальные выплаты (большие
4 – «Золотые парашюты»
Типы трудовой мотивации
В модели выделяются четыре базовых
типа мотивации достижения и один
тип мотивации избегания:
Инструментальный тип. Сама работа
не является для такого работника сколько-нибудь
значимой ценностью и рассматривается
только как источник заработка и других
благ, получаемых в качестве вознаграждения
за труд. Но его интересуют не любые деньги,
а именно заработок; поэтому он будет работать
с максимальной отдачей на любой работе,
если его труд будет справедливо и высоко
(в его понимании) оплачиваться. Поэтому
работник с инструментальным типом мотивации
скорее позитивно отнесется, например,
к предложению поработать в худших условиях:
для него это послужит основанием потребовать
увеличения заработка как доплаты за неблагоприятные
условия труда.
Профессиональный тип. Работник этого
типа ценит в работе ее содержание, возможность
проявить себя и доказать (не только окружающим,
но и себе), что он может справиться с трудным
заданием, которое не каждому посильно.
Эти работники предпочитают самостоятельность
в работе и отличаются развитым профессиональным
достоинством. К руководителю чаще всего
относится с известной долей иронии. Как
правило, работник с профессиональным
типом мотивации достаточно быстро становится
лучшим специалистом в компании на данном
типе рабочих мест.
Патриотический тип. Работников этого
типа интересует участие в реализации
общего, очень важного для организации
дела. Им свойственна убежденность в своей
нужности для организации, отличаются
готовностью взвалить на себя дополнительную
ответственность ради достижения результатов
общего дела. Для них важно общественное
признание участия в общих достижениях.
Хозяйский тип. Выражается в добровольном
принятии работником на себя полной ответственности
за выполняемую работу. Работник с таким
типом мотивации будет выполнять свою
работу с максимальной отдачей, не настаивая
на ее особой интересности или высокой
оплате, не требуя ни дополнительных указаний,
ни постоянного контроля. Работник с преобладанием
хозяйской мотивации — вероятно, самый
эффективный в смысле соотношения затрат
и результатов. Но хозяином очень трудно
управлять - он суверенен и не только не
нуждается в приказаниях или наказаниях
(свойственных распространенному у нас
административному стилю управления),
но и не терпит их. Этот тип мотивации характерен
прежде всего для людей, занятых предпринимательской
деятельностью.
Избегательная. Работник этого типа
обладает очень слабой мотивацией к эффективной
работе. У него низкая квалификация и он
не стремится ее повышать; он безответственен
и старается избежать любой работы, связанной
с личной ответственностью; он сам не проявляет
никакой активности и негативно относится
к активности других. Его основное стремление
- минимизировать свои трудовые усилия
на уровне, допустимом со стороны непосредственного
руководителя. В силу этих качеств он как
работник ценится невысоко, не может обеспечить
себя своим трудом и смирился с этим. Соответственно,
для улучшения своего положения и благосостояния
ему остается надеяться только на благоприятное
стечение обстоятельств и благосклонность
руководителя и «халяву».
Зато он удобен: ему можно поручить работу,
на которую не согласятся работники других
типов мотивации; он выступает за уравнительность
и согласен на достаточно низкий заработок,
лишь бы никто другой не получал существенно
больше; он чрезвычайно зависим от руководителя
и принимает эту зависимость как должное.
Кроме того, работник с избегательной
мотивацией – единственный, по отношению
к которому административный стиль управления
может быть эффективным, а потому оправданным.
Что можно делать, зная особенности мотивации персонала?
Стимулирование
Прежде всего, как это и замышлялось при
разработке типологической концепции,
можно обоснованно выбирать наиболее
действенные для этих групп виды и формы
стимулирования труда (см. табл. 1).
Таблица 1. Стимулирование работников с разными типами мотивации
Виды стимулирования |
Типы мотивации | ||||
Инструментальная |
Профессиональная |
Патриотическая |
Хозяйская |
Избегательная | |
Негативные (наказания, угроза потери работы и т.п.) |
применимы в денежной форме |
запрещены |
применимы в знаковой форме |
запрещены |
базовые |
Денежные |
базовые |
применимы |
нейтральные |
применимы |
нейтральные |
Натуральные (покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.) |
применимы в денежной форме |
применимы при целевой договоренности |
применимы в знаковой форме |
применимы при целевой договоренности |
базовые |
Моральные |
запрещены |
применимы |
базовые |
нейтральные |
нейтральные |
Патернализм (забота о работнике) |
запрещен |
запрещен |
применим |
запрещен |
базовый |
Организационные (содержание, условия и организация работы) |
нейтральные |
базовые |
нейтральные |
применимы |
запрещены |
Карьера, развитие |
применимы |
базовые |
нейтральные |
применимы |
запрещены |
Участие в совладении и управлении |
нейтральные |
применимы |
применимы |
базовые |
запрещены |
Оплата труда
Во-вторых, и это также предполагалось
при разработке типологической модели,
для различных мотивационных типов наиболее
эффективными (обладающими наибольшей
стимулирующей силой) являются разные
формы организации заработной платы (табл.
2).
Таблица 2. Оплата труда работников с различными типами мотивации
Тип мотивации |
Предпочтительная форма и |
Инструментальная |
Сдельная, с большой долей переменной части заработка, строго зависящей от достигнутых результатов (в первую очередь индивидуальных) |
Профессиональная |
Повременная (оклад, тариф), основанная на учете различий в уровне квалификации работников или в особенностях выполняемой работы (должности) |
Патриотическая |
С не очень большой переменной частью заработка, основанной на учете трудового вклада работника в общие результаты работы подразделения и организации в целом |
Хозяйская |
Сдельная или повременная |
Избегательная |
Повременная, с зависимостью зарплаты от затрат труда (с учетом переработок времени), плюс премии по общим результатам работы подразделения и/или всего предприятия |
Информация о работе Мотивация стимулирование труда виды оплаты труда пирамида маслоу