Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:49, доклад
Изучив разнообразные статьи и публикации, видеоролики в новостных порталах на тему «Москва как международный финансовый центр», я столкнулась с, достаточно противоречивыми мнениями, государственных служащих, экспертов и деятелей в экономической сфере на эту тему. В частности президент , премьер министр и министр финансов убеждены в успехе данного проекта и в необходимости принятия всевозможных мер по его осуществлению.
Федеральное
государственное
«ФИНАНСОВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРИ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»
Эссе
на
тему:
«Москва
как международный
финансовый центр»
Выполнила:
студентка группы ФМ 4-5
Скидан Е.Г.
Проверила: Оглоблина
Е. В.
Москва
2011
Изучив разнообразные статьи и публикации, видеоролики в новостных порталах на тему «Москва как международный финансовый центр», я столкнулась с, достаточно противоречивыми мнениями, государственных служащих, экспертов и деятелей в экономической сфере на эту тему. В частности президент , премьер министр и министр финансов убеждены в успехе данного проекта и в необходимости принятия всевозможных мер по его осуществлению.
Напротив, эксперты , такие как Сергей Шторгин, заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам, Павел Самиев, директор департамента рейтингов финансовых институтов, в своей статье широко описал негативные экономические последствия для страны в целом, после становления столицы финансовым центром. Для окончательного принятия или непринятия данного курса развития города Москвы необходимо взвесить как положительные, так и отрицательные моменты.
Мировая глобализация
диктует сегодня жесткие
За годы экономических реформ Москва превратилась в крупнейший финансовый центр страны, со значительным отрывом опережающий другие города России по уровню развития финансовой инфраструктуры и концентрации финансовых ресурсов. Как сегодня в столице находится большая часть ведущих финансовых институтов: крупнейшие банки, страховые компании, пенсионные фонды, биржи и т. д. Через финансовую систему города проходит более 80% финансовых ресурсов страны.
Что касается ведущей российской биржевой площадки, она также находится в Москве. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) входит в десятку крупнейших бирж мира: на нее приходится более 80% оборота организованного рынка ценных бумаг в России, причем около 30% сделок на ММВБ совершается нерезидентами (на 1 декабря 2010 года суммарный объём торгов ММВБ составил 798 463,44 млн. руб. ($25 467,87 млн.)).
В Москве представлены и работают все ведущие национальные компании. Большинство крупных иностранных компаний, работающих на разных региональных рынках России, свои головные офисы также разместили в Москве. Уже сегодня российская столица является одним из ведущих городов мира по величине городского бюджета, запланированный размер которого на 2010 год составлял 1 трлн. 137 млн. руб. (объем расходов бюджета запланирован на уровне 1 трлн. 245 млн. руб.). В июне 2010 года доходная часть бюджета была увеличена на 60,7 млрд. рублей — до 1 трлн. 60,8 млрд. руб. — доходы увеличились в том числе на сумму свыше 40 млрд. руб. за счет собственных доходов городского бюджета и почти 19 млрд. руб. субвенций и субсидий из федерального бюджета. Все это делает дальнейшую интеграцию Москвы в мировую финансовую систему объективной необходимостью, которая в будущем может привести к значительному усилию ее международной роли.
При этом в практическом плане превращение Москвы в международный финансовый центр означает привлечение новых инвестиционных ресурсов в город, рост налогооблагаемой базы, увеличение количества рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, что особенно важно для Москвы, имеющей большое число ВУЗов и академических учреждений. Это также приведет к увеличению объема выплачиваемой в городе заработной платы, а значит, и к повышению уровня жизни населения и увеличению общего объема потребительского спроса. Это направление дальнейшего развития города, по моему мнению, напрямую связано с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной 17.11.2008 г. Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание важность проблемы развития в городе Москве сектора финансовых услуг международного уровня и превращения города Москвы в один из ведущих международных финансовых центров, Правительство Москвы 19 мая 2009 года утвердило Постановление № 445-ПП «О концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг».
Мировой опыт создания
современных международных
Подобными «точками
роста» традиционно считаются
После изучения данной темы я пришла к выводу о том, что Москва уже сегодня отвечает некоторым из перечисленных выше критериев, а в отношении остальных — стремится к их достижению.
По данным исследования GFCI 10, опубликованного в сентябре компанией Z/Yen, Москва занимает 61-е место в списке крупнейших мировых финансовых центров – на семь позиций выше, чем в предыдущем рейтинге.
Стоит отметить,что борьба за лидерство среди скандинавских и восточно-европейских международных финансовых центров усиливается. Суммарный балл Москвы стал выше на 75 пунктов, таким образом, столица России опередила ближайших соперников, Копенгаген и Санкт-Петербург.
Список девяти
лидеров среди мировых
Москва вошла
в десятку центров с растущим
потенциалом, что соответствует
высокой степени
Что касается наиболее
ожидаемых перемен в
Ключевыми факторами успеха финансовых центров, по мнению аналитиков Z/Yen, являются их «интегрированность», диверсификация и глубина финансового рынка.
«Интегрированный»
финансовый центр широко известен в
мире и обладает, с точки зрения
зарубежных профессионалов, налаженными
связями с другими
Лидеры (Лондон, Нью-Йорк, Гонконг) демонстрируют максимальные показатели по всем трем ключевым направлениям. Некоторые центры, несмотря на глубокую международную интеграцию, отстают по степени развития отдельных секторов финансового рынка. Центр не обязательно должен быть универсальным – многие из развитых глобальных центров имеют узкую специализацию.
Конкретные
шаги по созданию МФЦ
Строительство в России Международного
финансового центра будет осуществляться
в два этапа. До 2010 г. предполагается развивать
национальный фондовый рынок и интегрировать
его в региональную финансовую инфраструктуру;
в 2010–2012 гг. планируется достичь высокого
уровня конкурентоспособности на глобальном
уровне, становления регионального международного
финансового центра в России — одного
из ведущих центров на евроазиатском пространстве.
К 2012 г. одна из российских бирж должна
войти в число 12 мировых лидеров по торговому
обороту и объемам размещений акций и
облигаций. При этом доля иностранных
бумаг в биржевом обороте составит не
менее 10 %, а рост доли финансового сектора
в ВВП — до 6 %.
Для этого, по планам Минэкономразвития,
первоочередными нормативными актами
станут законы о биржах и организованных
торгах, о клиринговой деятельности, о
секьюритизации, о противодействии неправомерному
использованию инсайдерской информации
и манипулированию рынком. Предлагается
внести ряд изменений и в налоговое законодательство.
В части повышения надежности и устойчивости
российской банковской системы предполагается
реализовать следующие меры: введение
в законодательство институтов безотзывного
банковского вклада физических лиц и номинальных
банковских счетов; упрощение процедуры
и снижение издержек при осуществлении
кредитными организациями эмиссии ценных
бумаг; формирование торговой площадки
для осуществления межбанковского кредитования
и другие. Предлагается реализовать мероприятия
и по расширению возможностей для инвестирования
средств населения и коллективных инвесторов
/ негосударственных пенсионных фондов,
страховых компаний, инвестиционных фондов
в ценные бумаги российских эмитентов,
повышению роли независимых российских
и международных рейтинговых агентств
в информационном обеспечении и регулировании
финансовых рынков.
Но также не стоит забывать про проблемы и препятствия на пути создания финансового центра.
Одна из проблем России, с которой мы неоднократно сталкиваемся – это недостаточное развитие финансового сектора страны, что стало наиболее заметно в период кризиса. Кризис так же показал, насколько сильно зависит мировая экономика от экономики США и, что необходимы в противовес доллару другие резервные валюты. Сейчас идет стабильное развитие евро, а вскоре возможно создание подобного валютного союза в Азии, где центральную роль могут играть японская йена и китайский юань. Мое мнение – есть все шансы стать резервной валютой и у российского рубля. Основной задачей на пути достижения этой цели является создание в России международного финансового центра. Как сказал Медведев Д.А. «Международный финансовый центр может стать в будущем крупной и универсальной финансовой площадкой в регионе, а в перспективе может успешно конкурировать на глобальных финансовых рынках. Такой центр позволит модернизировать всю финансовую инфраструктуру страны, должен стать инструментом привлечения в экономику дополнительных ресурсов, причем не только зарубежных, но и внутренних.
К сожалению, как было подчеркнуто 20 апреля2010 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым на экономическом совещании с министрами, реализация мер по созданию МФЦ в России происходит крайне неудовлетворительно. План мероприятий, рассчитанный на2009 г., выполнен лишь на 10%. Из 48 пунктов, предусмотренных планом, реализованы меры лишь по пяти пунктам и принято четыре федеральных закона из 43. При этом хотя часть из принятых мероприятий и реализована, но радикальных действий не видно.
Эти показатели
очень плачевны, т.к. построение МФЦ
без фундаментальных законов
просто невозможно. Нормативно-правовые
акты являются основным регулятором, отвечающим
за стабильность финансового сектора.
Если взять пример стран с хорошо
развитым финансовым сектором, то там
это тысячи законодательных и
нормативных документов, которые
регулируют отношения участников финансового
рынка. Я считаю, что главной причиной
такого затягивания с принятием
новых законов – это то, что
Федеральная Служба по Финансовым Рынкам
(ФСФР) по своему статусу – федеральная
служба, т.е. орган государственной
власти, лишенный возможности издавать
нормативные акты, регулирующие отношения
во вверенной ему сфере. Как известно,
в соответствии с п. 5 Постановления
№ 206 ФСФР только разрабатывает проекты
законодательных и иных нормативных
правовых актов, а их принятие возможно
только через постановления