Москва международный финансовый центр

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:49, доклад

Описание работы

Изучив разнообразные статьи и публикации, видеоролики в новостных порталах на тему «Москва как международный финансовый центр», я столкнулась с, достаточно противоречивыми мнениями, государственных служащих, экспертов и деятелей в экономической сфере на эту тему. В частности президент , премьер министр и министр финансов убеждены в успехе данного проекта и в необходимости принятия всевозможных мер по его осуществлению.

Работа содержит 1 файл

эссе Москва фин центр.docx

— 27.45 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

Кафедра «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»

Эссе

на  тему: 

«Москва как международный  финансовый центр» 
 

Выполнила:

студентка группы ФМ 4-5

Скидан Е.Г.

Проверила: Оглоблина  Е. В. 
 

Москва

2011 

          Изучив разнообразные статьи и публикации, видеоролики в новостных порталах на тему «Москва как международный финансовый центр», я столкнулась с, достаточно противоречивыми мнениями, государственных служащих, экспертов и деятелей в экономической сфере на эту тему. В частности президент , премьер министр и министр финансов убеждены в успехе данного проекта и в необходимости принятия всевозможных мер по его осуществлению.

Напротив, эксперты , такие как Сергей Шторгин, заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам, Павел Самиев, директор департамента рейтингов финансовых институтов, в своей статье широко описал негативные экономические последствия для страны в целом, после становления столицы финансовым центром. Для окончательного принятия или непринятия данного курса развития города Москвы необходимо взвесить как положительные, так и отрицательные моменты.

Мировая глобализация диктует сегодня жесткие условия  развития экономики, одно из которых - наличие развитого финансового  рынка. Более того, жесткая международная  конкуренция заставляет сегодня  делать выбор только из двух вариантов: иметь высокоразвитый эффективный  национальный финансовый рынок или  не иметь никакого, привлекая финансирование с использованием ресурсов мировых  финансовых центров (США, Великобритании, Восточной Азии).

За годы экономических реформ Москва превратилась в крупнейший финансовый центр страны, со значительным отрывом опережающий другие города России по уровню развития финансовой инфраструктуры и концентрации финансовых ресурсов. Как сегодня в столице находится большая часть ведущих финансовых институтов: крупнейшие банки, страховые компании, пенсионные фонды, биржи и т. д. Через финансовую систему города проходит более 80% финансовых ресурсов страны.

Что касается ведущей  российской биржевой площадки, она также находится в Москве. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) входит в десятку крупнейших бирж мира: на нее приходится более 80% оборота организованного рынка ценных бумаг в России, причем около 30% сделок на ММВБ совершается нерезидентами (на 1 декабря 2010 года суммарный объём торгов ММВБ составил 798 463,44 млн. руб. ($25 467,87 млн.)).

В Москве представлены и работают все ведущие национальные компании. Большинство крупных иностранных компаний, работающих на разных региональных рынках России, свои головные офисы также разместили в Москве. Уже сегодня российская столица является одним из ведущих городов мира по величине городского бюджета, запланированный размер которого на 2010 год составлял 1 трлн. 137 млн. руб. (объем расходов бюджета запланирован на уровне 1 трлн. 245 млн. руб.). В июне 2010 года доходная часть бюджета была увеличена на 60,7 млрд. рублей — до 1 трлн. 60,8 млрд. руб. — доходы увеличились в том числе на сумму свыше 40 млрд. руб. за счет собственных доходов городского бюджета и почти 19 млрд. руб. субвенций и субсидий из федерального бюджета. Все это делает дальнейшую интеграцию Москвы в мировую финансовую систему объективной необходимостью, которая в будущем может привести к значительному усилию ее международной роли.

При этом в практическом плане превращение Москвы в международный финансовый центр означает привлечение новых инвестиционных ресурсов в город, рост налогооблагаемой базы, увеличение количества рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, что особенно важно для Москвы, имеющей большое число ВУЗов и академических учреждений. Это также приведет к увеличению объема выплачиваемой в городе заработной платы, а значит, и к повышению уровня жизни населения и увеличению общего объема потребительского спроса. Это направление дальнейшего развития города, по моему мнению, напрямую связано с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной 17.11.2008 г. Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание важность проблемы развития в городе Москве сектора финансовых услуг международного уровня и превращения города Москвы в один из ведущих международных финансовых центров, Правительство Москвы 19 мая 2009 года утвердило Постановление № 445-ПП «О концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг».

Мировой опыт создания современных международных финансовых центров в Сингапуре и Китае (в Гонконге и Шанхае) наглядно показал, что для успешной реализации таких проектов необходимо наличие нескольких макроэкономических опорных «точек роста», создающих предпосылки для возникновения и развития такого центра.

Подобными «точками роста» традиционно считаются следующие:

  • экономика с потенциалом масштабного роста;
  • устойчивая национальная валюта;
  • публичное владение акционерным капиталом;
  • либеральное регулирование экономикой страны.

После изучения данной темы я пришла к выводу  о том, что  Москва уже сегодня отвечает некоторым из перечисленных выше критериев, а в отношении остальных — стремится к их достижению.

По данным исследования GFCI 10, опубликованного в сентябре компанией Z/Yen, Москва занимает 61-е место в списке крупнейших мировых финансовых центров – на семь позиций выше, чем в предыдущем рейтинге.

Стоит отметить,что борьба за лидерство среди скандинавских и восточно-европейских международных финансовых центров усиливается. Суммарный балл Москвы стал выше на 75 пунктов, таким образом, столица России опередила ближайших соперников, Копенгаген и Санкт-Петербург.

Список девяти лидеров среди мировых финансовых центров возглавляют Лондон, Нью-Йорк и Гонконг. В этих городах развита  финансовая система и налажен  процесс взаимодействия с другими  финансовыми центрами.

Москва вошла  в десятку центров с растущим потенциалом, что соответствует  высокой степени информированности  международных инвесторов о возможностях России как развивающегося рынка. В  то же время, Москва пока не входит в  десятку центров, наиболее привлекательных  для открытия бизнеса. Как и в  предыдущем исследовании, среди причин фигурирует недостаточная глубина  и диверсификация сферы финансовых услуг. Инвестиционный климат Москвы нуждается  в значительном улучшении по ряду параметров, среди которых важнейшими, по мнению респондентов Z/Yen, являются условия ведения бизнеса (стабильность регулирования, коррупционная устойчивость), качество рынка труда (наличие квалифицированного персонала), строгость макроэкономического регулирования, размер налоговых ставок для юридических и физических лиц, развитость транспортной инфраструктуры.

Что касается наиболее ожидаемых перемен в регулировании, здесь ключевыми для респондентов стали вопросы налогообложения, справедливость и прогнозируемость регулирования, равные условия конкуренции, простота ведения бизнеса.

Ключевыми факторами  успеха финансовых центров, по мнению аналитиков Z/Yen, являются их «интегрированность», диверсификация и глубина финансового рынка.

«Интегрированный» финансовый центр широко известен в  мире и обладает, с точки зрения зарубежных профессионалов, налаженными  связями с другими международными центрами. Центр считается «глобальным», если более 60% респондентов из других центров дают ему аргументированную характеристику. Если оценку могут дать лишь 45% других центров, статус снижается до «международного». Диверсификация финансового рынка оценивается по ряду инструментальных факторов и отражает степень развития бизнес-климата.

Лидеры (Лондон, Нью-Йорк, Гонконг) демонстрируют максимальные показатели по всем трем ключевым направлениям. Некоторые центры, несмотря на глубокую международную интеграцию, отстают  по степени развития отдельных секторов финансового рынка. Центр не обязательно  должен быть универсальным – многие из развитых глобальных центров имеют  узкую специализацию.

Конкретные  шаги по созданию МФЦ  
Строительство в России Международного финансового центра будет осуществляться в два этапа. До 2010 г. предполагается развивать национальный фондовый рынок и интегрировать его в региональную финансовую инфраструктуру; в 2010–2012 гг. планируется достичь высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне, становления регионального международного финансового центра в России — одного из ведущих центров на евроазиатском пространстве. К 2012 г. одна из российских бирж должна войти в число 12 мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещений акций и облигаций. При этом доля иностранных бумаг в биржевом обороте составит не менее 10 %, а рост доли финансового сектора в ВВП — до 6 %.  
Для этого, по планам Минэкономразвития, первоочередными нормативными актами станут законы о биржах и организованных торгах, о клиринговой деятельности, о секьюритизации, о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Предлагается внести ряд изменений и в налоговое законодательство. В части повышения надежности и устойчивости российской банковской системы предполагается реализовать следующие меры: введение в законодательство институтов безотзывного банковского вклада физических лиц и номинальных банковских счетов; упрощение процедуры и снижение издержек при осуществлении кредитными организациями эмиссии ценных бумаг; формирование торговой площадки для осуществления межбанковского кредитования и другие. Предлагается реализовать мероприятия и по расширению возможностей для инвестирования средств населения и коллективных инвесторов / негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов в ценные бумаги российских эмитентов, повышению роли независимых российских и международных рейтинговых агентств в информационном обеспечении и регулировании финансовых рынков. 

Но также не стоит забывать про проблемы и  препятствия на пути создания финансового  центра.

Одна из проблем  России, с которой мы неоднократно сталкиваемся – это недостаточное  развитие финансового сектора страны, что стало наиболее заметно в  период кризиса. Кризис так же показал, насколько сильно зависит мировая  экономика от экономики США и, что необходимы в противовес доллару  другие резервные валюты. Сейчас идет стабильное развитие евро, а вскоре возможно создание подобного валютного союза в Азии, где центральную роль могут играть японская йена и китайский юань. Мое мнение – есть все шансы стать резервной валютой и у российского рубля. Основной задачей на пути достижения этой цели является создание в России международного финансового центра. Как сказал Медведев Д.А. «Международный финансовый центр может стать в будущем крупной и универсальной финансовой площадкой в регионе, а в перспективе может успешно конкурировать на глобальных финансовых рынках. Такой центр позволит модернизировать всю финансовую инфраструктуру страны, должен стать инструментом привлечения в экономику дополнительных ресурсов, причем не только зарубежных, но и внутренних.

К сожалению, как  было подчеркнуто 20 апреля2010 г. Президентом  РФ Д. А. Медведевым на экономическом  совещании с министрами, реализация мер по созданию МФЦ в России происходит крайне неудовлетворительно. План мероприятий, рассчитанный на2009 г., выполнен лишь на 10%. Из 48 пунктов, предусмотренных планом, реализованы меры лишь по пяти пунктам  и принято четыре федеральных  закона из 43. При этом хотя часть из принятых мероприятий и реализована, но радикальных действий не видно.

Эти показатели очень плачевны, т.к. построение МФЦ  без фундаментальных законов  просто невозможно. Нормативно-правовые акты являются основным регулятором, отвечающим за стабильность финансового сектора. Если взять пример стран с хорошо развитым финансовым сектором, то там  это тысячи законодательных и  нормативных документов, которые  регулируют отношения участников финансового  рынка. Я считаю, что главной причиной такого затягивания с принятием  новых законов – это то, что  Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР) по своему статусу – федеральная  служба, т.е. орган государственной  власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения  во вверенной ему сфере. Как известно, в соответствии с п. 5 Постановления  № 206 ФСФР только разрабатывает проекты  законодательных и иных нормативных  правовых актов, а их принятие возможно только через постановления Правительства  РФ.

Информация о работе Москва международный финансовый центр