Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:01, доклад
Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, М. — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги;
2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.
• 1 Виды монополий
o 1.1 Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке
• 2 Монополии и эффективность
• 3 Регулирование монополий
• 4 Монополия в современной экономической теории
• 5 Примечания
Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, М. — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать следующие виды М.: закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная М.), естественная, необходимая в связи с тем, что без такой М. нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
Содержание [убрать]
|
[править]Виды монополий
[править]Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке
[править]Монополии и эффективность
Жёлтым треугольником показан размер неэффективности распределения ресурсов при монополии: «чистые потери общества»
В условиях, когда конкуренты монополиста искусственно не допускаются на рынок, монополист может без потери доходов и доли рынка искусственно сдерживать развитие производства, получая доход только за счёт увеличения цен, при относительно стабильном количестве продаж (из-за отсутствия конкурентов спрос становится менее эластичным, т.е. цена меньше влияет на объёмы продаж). Это приводит к неэффективности распределения ресурсов («чистые потери общества», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара и по большей цене, чем потребители могли-бы иметь на этом уровне развития в более конкурентной среде. Однако в свободной экономике сверх прибыли монополий привлекли-бы в отрасль новых инвесторов и конкурентов стремящихся повторить успех монополиста.
Сам перевод слова с древнегреческого monopōlion = “a right of exclusive sale” [1] говорит об эксклюзивном праве на продажу. Очевидно, что возникновение такого эксклюзивного права невозможно без применения насилия или угрозы его применения по отношению к потенциальным конкурентам, желающим продавать похожий продукт. За плату или роялти власти продавали право на монополию, либо объявляли ту или иную государственную монополию для максимизации поступлений в казну или получения политических выгод (см Винная монополия).
Однако для существования
Монополии возникшие без насилия и без участия государства обычно являются следствием эффективности монополиста по сравнению с существующими конкурентами либо они, естественным путём, вынужденно теряют своё доминирующее положение. Так U.S. Steel имея 67% рынка в 1901 году вынуждена была уступить конкурентам свои позиции уже к 1911 году доля упала до 50%, и на сегодняшний день контролирует лишь 10% рынка. [6] Практика показывает, что в некоторых случаях монополия возникает, как естественная реакция потребителей на полезные свойства продукта и/или более низкую чем у конкурентов стоимость. Каждая устойчивая монополия возникшая без насилия (в т.ч. со стороны государства), внедряла революционные инновации, которые и позволяли ей выигрывать конкурентную борьбу, увеличивая долю как за счёт скупки и переоборудования производств конкурентов, так и за счёт роста собственных производственных мощностей. [7] [8].
[править]Регулирование монополий
[править]Монополия в современной экономической теории
По мнению Арнольда Харбергера, присутствие монополии на рынке ведет к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL).
По мнению Харви Лейбенстайна, у монополии нет стимулов поддерживать эффективное производство (X-эффективность).
Ценами Рамсэя называют линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам[9]. В этом случае цены будут выше рыночных, но потери общества от монополии буду минимальны.
Согласно мнению Ричарда Познера, монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения.
По мнению Томаса ДиЛоренцо, устойчивой может быть только монополия, защищенная государством. Не существует ни одного достоверно известного случая, чтобы некий производитель добился низких издержек в долгосрочной перспективе и тем самым установил перманентную монополию. Постоянно действующий механизм конкуренции – в том числе потенциальной конкуренции – исключает возможность появления монополии в услов