Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:19, реферат

Описание работы

Предмет данной работы – монополия. Она является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Сначала обсудим, какие же бывают монополии-формы и виды. Также рассмотрим типологию монополий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Сущность монополии……………………………………………………….4
1.1 Виды монополий……………………………………………………….8
1.2 Международные монополии………………………………………….12
3. Монополистическая конкуренция……………………………………14
2 Типы монополии……………………………………………………………18
3 Показатели монопольной власти…………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………23
Список используемой литературы…………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

эк отр.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

      Сокращение  спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

      Ситуация  долгосрочного равновесия показана на рисунке 3.

      Рисунок 3 - Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D – спрос; MR – предельные издержки; ATC – средние валовые издержки.

      Отсутствие  экономической прибыли лишает новые  фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые – для выхода из неё. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но всё же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заниматься частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

      Является  ли рыночный механизм монополистической конкуренции эффективным?

      С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку производство осуществляется не минимальными издержками: производство Q0 достигает величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т.е. составляют величину Q1. Однако, если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов, то многообразие товаров, отражающие индивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме.

      Более лоялен рынок олигополии, которая  может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это  отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

    2  Типы монополий

 

      Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

  1. монополия отдельного предприятия;
  2. монополия как соглашение;
  3. монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

      Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

      Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

      Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения  возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

      Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

      Синдикат  — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

      Хотя  необходимо сказать пару слов о таком  способе монополизации, как корнер.

      Корнер  – способ, придуманный еще в  ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.

      Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя  год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

      Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

      Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

      Существуют  также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

      Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

      В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и   начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

      Опыт  показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

     За  свою историю человечество накопило немалый опыт  столкновений  с  монополиями и убедилось, что  монополия – это экономическое  зло. Появление монополий  нарушает нормальную работу  рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией. 
 
 
 
 
 
 
 

            3  Показатели монопольной  власти 

      Монопольная власть – это способность фирмы  воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

      Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной  властью, т.к. является единственным поставщиком  уникальной продукции.

      Но  чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.

      Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

      Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.

      Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной  власти:

      1. Показатель монопольной власти  Лернера: 

      

      Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции  этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем  больше L, тем больше монопольная  власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC .

      2. Если мы умножим числитель  и знаменатель показателя Лернера  на Q , то получим формулу для  вычисления индекса монопольной власти: , или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.

      3. Степень концентрации рынка, или  индекс Херфиндаля - Хиршмана:

      

      где Pi – это процентная доля на рынке  каждой фирмы, или удельный вес фирмы  в рыночном предложении отрасли, n – количество фирм в отрасли. Чем  больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения  монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, Pi =100%, тогда H = 10.000. 10.000 – это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H<1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н≥1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Нужно иметь в виду, что данный показатель не дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров.

      Рассмотрим  источники, или факторы монопольной  власти (т.е. то, от чего зависит монопольная  власть):

      1)  Доля фирмы в рыночном предложении.

      2)  Отсутствие/наличие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью. Чем больше доля фирмы (1), и чем меньше заменителей у товара, тем больше монопольная власть.

      3)  Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Изучив  выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара.

      В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.

      Монополизм  плох тем, что новым компаниям  тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.

      Негативные  моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать  антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную  политику.

      Разработка  антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует. 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Агатова, И.И. История экономических учений/. И.И. Агатова – Москва: «Юристъ», 2001. – 246 с.

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф. Борисов – Москва: «Юрайт», 2005. – 400 с.
  2. Борисов С.Р., Васильев, В.Н. Основы предпринимательства и организации производства: Учебное пособие/ Под ред. Проф. В.Н. Васильева. – М.: Машиностроение, 2005. - 752 с.
  3. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия Учебник для вузов/ В. Я. Горфинкель – 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006-670с.
  4. Калачева, А.П. Организация работы предприятия / А.П. Калачева -М.:ПРИОР, 2006.- 431с.
  5. Крутик, А.Н., Пименова А.. Введение в предпринимательство/А.Н. Крутик, - С-Пб.: «Политехника», 2005. – 344 с.
  6. Осипов Ю.В.,  Смирнова Е.П. Основы предпринимательского дела/ Ю.В. Осипов, Е. П. Смирнова, - М.: БЕК, 2002г.
  7. Пелих, А.С. Экономика предприятия и отрасли промышленности/ А.С. Пелих – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  8. Поздняков, В.Я., Казаков, С.В. Экономика отрасли/ В.Я. Поздняков, С.В, Казаков – Москва: ИНФА – М, 2008.
  9. Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Экономическая теория: Учебник/ М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков – Москва: Норма, 2007. – 672с.

Информация о работе Монополия