Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:54, реферат
Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:
выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом;
производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей.;
монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.
Введение
Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:
Данные
условия означают, что фирма-монополист
в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять
цену реализуемого товара в любом направлении.
Поскольку фирма-монополист выступает
как отрасль, кривая спроса на весь объем
производимого товара, т.е. рыночная кривая
спроса, является и кривой спроса монополии.
Это означает, что фирма-монополист обязана
понижать цену
производимого товара,
чтобы продать дополнительную единицу
своей продукции.
Отсюда следует, что в отличие от совершенной
конкуренции, при которой предельная выручка
также равна цене, в условиях монополии предельная
выручка MR всегда меньше
средней выручки AR, т.е.
всегда меньше цены
товара и кривая
предельной выручки MR всегда лежит ниже
кривой AR, т.е. ниже кривой спроса.
1.Равновесие в краткосрочном периоде.
Согласно универсальному правилу 2, действуя в любой рыночной структуре, фирма производит такое количество товара q, при котором MR = MC. Фирма-монополист также будет стремиться выполнить данное условие; цена товара при этом будет определяться спросом на товар фирмы-монополиста. Раскрытие зависимости цены товара, производимого монополистом, от объемов выпуска проще сделать использованием соответствующих графиков.
Рис.17. Максимизация прибыли фирмой-монополистом
Как видно из рис. 17, фирма производит такой объем товара qе, при котором MR=MC. Цена Ре при этом определяется соответствующей точкой Е1 на кривой спроса D. Если цена Ре превосходит средние суммарные издержки, т.е. находится выше кривой АТС (рис. 17а), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.
В
том случае, если
средние суммарные
издержки при выпуске
объема товаров qе равны
цене (кривая АТС1 на
рис. 17 б), то фирма полностью
покрывает издержки
упущенных возможностей
и имеет нулевую прибыль.
Когда же суммарные
издержки на единицу
продукции превосходят
цену (кривая АТС2 на
рис. 17 б), фирма-монополист
несет убытки.
Поскольку у фирмы-монополиста кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса, то в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р=МС, при монополии универсальное правило 2 (МС=MR) выполняется, в том случае, когда предельные издержки меньше цены товара (МС<Р) и точка
пересечения
кривых МС и MR находится ниже кривой D.
2.Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.
Если фирма
является монополистом, то она олицетворяет
собой отрасль, и условия максимизации
прибыли для отдельной фирмы-монополиста
применимы и для всей отрасли. Несомненно,
прибыль, получаемая фирмой-монополистом,
будет привлекать в отрасль иные фирмы.
Поэтому монополист
обеспечит равновесие
в долгосрочном периоде только
в том случае, если он
сможет удержать контролируемую
им отрасль
от проникновения в
нее иных фирм. Препятствия,
которые выдвигает монополист на пути
проникновения в отрасль иных фирм, называются входными
барьерами.
В
таблице 3 в сжатой форме охарактеризованы
правила поведения монополиста,
позволяющие ему
Таблица 3
Решение монополиста об оптимальном объёме предложения.
Период | Предельное условие | Проверка прибылью |
Краткосрочный |
Выбирать объём выпуска, при котором MR=MC | Производить только в том случае, если Р* ³ AVC. Прекратить производство, если Р*<AVС |
Долгосрочный |
Выбирать объём выпуска, при котором MR=LMC | Производить только в том случае, если Р* ³ LAC. Прекратить производство, если Р*<LAC |
Существуют два отличия данной таблицы от случая совершенной конкуренции. Первое состоит в том, что в предельном условии, которое используется для расчёта величины оптимального положительного выпуска. Цена заменена предельным доходом. Второе отличие в том, что при проверке прибылью монополист пользуется ценой, при которой объём спроса, равняется оптимальному положительному объёму выпуска, тогда как совершенный конкурент пользуется существующей рыночной ценой, на которую он не может влиять.
Совершенные конкуренты могут быть охарактеризованы как ценополучатели, т.к. они понимают рыночную цену как данную и не находящуюся вне их контроля. Выше было показано, что решение конкурентной фирмы относительно объёма её выпуска может быть выражено при помощи кривой предложения, показывающей, сколько продукции произвела бы фирма при каждом заданном значении цены. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую D как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения.
Таким
образом, нельзя сказать, что монопольная
цена и монопольный выпуск определяется
соотношением спроса и предложения.
Но в условиях монополии, как и
в условиях совершенной конкуренции,
цена и выпуск определяются условиями
спроса и условиями формирования издержек.
Предельные издержки являются ключевым
элементом издержек в обоих случаях.
3.СПРОС НА ПРОДУКТ МОНОПОЛИИ
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Таким образом, сокращая продаваемое количество товара, фирма может повышать рыночную цену, т.к. является монополистом на этом рынке.
Продавец обладает монопольной властью если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения объёма выпуска своего продукта.
Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами заключается в мере их власти над рынком.
В качестве примера предлагаю рассмотреть некую фирму. У фирмы имеется патент, дающий ей исключительное право на производство неких товаров. Чтобы рассчитать объём выпуска, максимизирующей её прибыль, фирма должна пройти через такого же рода предельный. Если производство ещё одной единицы продукции в неделю увеличит доход в большей мере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпуска снизит издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить. Другими словами, фирма должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом .
Предельный доход MR- это величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.
В
первых двух столбцах таблицы 1 показана
рыночная шкала спроса на изделия
фирмы . При цене в 2 $ спрос предъявляется
на 7 штук в неделю; при более высоких
ценах объём спроса на продукцию
ниже. В третьем столбце показан совокупный
доход фирмы, который как раз равен цене,
умноженной на количество производимых
единиц при различных значениях цены.
Совокупный доход в начале увеличивается
по мере снижения цены, а затем уменьшается,
когда цена становится низкой.
Спрос, совокупный доход и
Объём
спроса,
единиц в неделю |
Цена
(в $ за единицу) |
Совокупный
доход,
Кол-во х цену ($ в неделю) |
Предельный
доход,
($ в неделю) |
0 | 16 | 0 | |
1 | 14 | 14 | 14 |
2 | 12 | 24 | 10 |
3 | 10 | 30 | 6 |
4 | 8 | 32 | 2 |
5 | 6 | 30 | -2 |
6 | 4 | 24 | -6 |
7 | 2 | 14 | -10 |
8 | 0 | 0 | -14 |
Приведённые в первых трёх столбцах таблицы 1 данные показаны в графическом рисунке 1.1А2
Кривая спроса на продукцию фирмы (D) показана на рис. 1.1б.3, а соответствующая кривая совокупного дохода на рис. 1.1а.
В последнем столбце таблицы 1 показан предельный доход фирмы. Величина этого предельного дохода ниже цены при всех (кроме единичного), объёмах выпуска. Это объясняется тем, что фирма может наращивать свой предельный объём продаж только за счёт снижения цены.
Приведённый
в таблице 1 пример иллюстрирует
эти последствия. Шкала спроса показывает,
что 2 единицы могут быть проданы
по 12 $ за каждую, но чтобы продать 3 единицы
в неделю, фирма должна снизить цену
до 10 $ за каждую. Когда объём продаж возрастёт
с 2 до 3 единиц, прирост совокупного дохода
будет равен 6 $ (30 $ - 24 $).
К кривой спроса на рис. 1.1б. мы добавляем кривую предельного дохода (MR) из таблицы. Например, предельный доход, полученный за счёт увеличения выпуска с одной единицы до двух, составляет 10 $. Это отмечено точкой G на кривой MR. Кривая MR берёт начало в той же самой точке на вертикальной оси, что и кривая спроса. Предельный доход от первой единицы выпуска всегда равняется цене данной единицы, поскольку в этой ситуации нет “первоначального выпуска”, приносящего меньший доход в результате снижения цены, которое необходимо для увеличения спроса. Однако после того как первая единица продана, MR становится ниже цены.
Как показано на рисунке 1.3,4 кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доход достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доход может быть увеличен за счёт наращивания объёма продаж, следовательно, величина совокупного дохода не может быть максимальной. В тех случаях, когда предельный доход отрицателен, совокупный доход может быть увеличен за счёт уменьшения объёма продаж. Совокупный доход может принимать, максимальное значение только в том случае, когда предельный доход равняется нулю.
Чтобы
максимизировать свою прибыль, монополист
придерживается такого же рода двухшаговой
процедуры, что и совершенно конкурентная
фирма. На первом шаге фирмы обоих
типов рассчитывают величину оптимального
положительного выпуска, который позволяет
максимизировать прибыль, при условии,
что фирма производит что-либо вообще.
Если совершенный конкурент в этих расчётах
использует рыночную цену, то монополист
пользуется предельным доходом. На рисунке
1.3. показаны кривая спроса D и кривая предельного
дохода MR - тоже, что и на рисунке 1.2. На
рисунке изображена также кривая предельных
издержек фирмы (MC). Для монополиста, как
и для любой фирмы, MC показывает величину
прироста совокупных издержек фирмы в
том случае, когда она увеличивает выпуск
продукции на одну единицу.