Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:14, курсовая работа
Целью исследования курсовой является:
* раскрытие сущности и роли монополий в рыночной экономики
Исходя из поставленных целей можно сформулировать следующие задачи:
1. раскрыть сущность монополий
2. раскрыть форму монополий
3. раскрыть роль монополий
4. раскрыть необходимость, формы и методы антимонопольной политики
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.
В течение последних 16 лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма.
В Конституции России сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
Необходимость
использования антимонопольного законодательства
диктуется общественными
Главный
орган проведения антимонопольной
политики в РФ претерпел целый
ряд преобразований. В сентябре 1998
года Государственный
В соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования.
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Целью антимонопольного законодательства является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.
В нашей стране определенную пользу может принести реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики. РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения — ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы).
С целью
контроля рыночной доли хозяйствующих
субъектов в стране с 1991г. Утвержден
Государственный реестр Российской
Федерации объединений и
Еще одним шагом в направлении совершенствования антимонопольной политики является пересмотр ее теоретических оснований с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.
Из изложенного
следует, что в целом система антимонопольного
регулирования в Российской Федерации
находится пока в стадии становления и
требует дальнейшего совершенствования,
но также нельзя не отметить, что это направление
государственной экономической политики
стремительно развивается и находится
под пристальным вниманием Правительства,
как одна из приоритетных задач.
Изучив
предложенную тему, следует сделать
вывод, что проблема монополии и
конкуренции является одной из наиболее
актуальных для экономики в настоящее
время. Монополизм представляет собой
серьезную проблему переходной экономики,
предприятия – монополисты обладают существенными
рыночными преимуществами перед другими
предприятиями, извлекая из своего положения
дополнительный доход.
Отсюда
можно сделать выводы:
1) Монополия предполагает,
что одна фирма является единственным
производителем данной продукции, не имеющей
аналогов. Монополист полностью контролирует
её цену и объём выпуска.
2) Главной целью монополиста
является получение максимальной прибыли
3) Рыночная власть в
общем виде заключается в способности
продавцов или покупателей воздействовать
на цену товара.
4) Монополист всегда
назначает цену выше величины предельных
издержек. Более того, выпуск монопольной
отрасли меньше выпуска конкурентной
отрасли, сталкивающейся с таким же спросом
и теми же условиями формирования издержек,
а монопольная цена выше конкурентной
цены.
5) Частично монопольная
власть определяется количеством фирм,
конкурирующих на рынке. Если на нем есть
только одна фирма (чистая монополия),
монопольная власть полностью зависит
от эластичности рыночного спроса. Чем
меньше эластичность спроса, тем большей
монопольной властью фирма обладает. Когда
на рынке действуют несколько фирм, монопольная
власть зависит также от того, как взаимодействуют
фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют,
тем меньшей монопольной властью обладает
каждая из них.
6) Иногда эффект масштаба
делает желательным чистую монополию.
Но для того чтобы максимизировать социальное
благосостояние, правительству нужно
устанавливать и регулировать цены.
7) Решающую
роль в создании на рынке благоприятной
конкурентной среды играют антимонопольное
законодательство и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых
способствует стабилизации всей экономики
в целом.
1. Барышева А.В., Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др. Монополизм и антимонопольная политика. М.: Наука, 2004 г.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2006г.
3. Булатов А.С. Экономика: учебник. М.: Экономистъ, 2005 г.
4. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов. С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов и др.; под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 2004 г.
5. Конституция Российской Федерации, ст. 8
6. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: Изд-во «Станкин», 2005 г.
7. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2004 г.
Информация о работе Монополия. Сущность и виды. Антимонопольное регулирование