Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:45, контрольная работа
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
1 Определение монополии
2 Причины монополии в Республике Беларусь
3 Виды монополистических объединений
Тема:
«Монополия: причины,
и виды последствий»
План
1 Определение монополии
2 Причины монополии в Республике Беларусь
3 Виды
монополистических объединений
1
Определение монополии.
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
Понятно,
что, как и совершенная конкуренция,
чистая монополия является некой
абстракцией. Во-первых, практически
не существует продуктов, не имеющих
заменителей. Во-вторых, редко когда
на национальном (или мировом) рынке
есть только один продавец. Хотя на более
замкнутых рынках, к примеру, в
маленьком городке, мы можем наблюдать
явление чистой монополии.
Например, в таком городе может быть только
один врач - стоматолог.
Необходимо отметить, что, как правило,
деятельность таких монополий регламентируется
муниципальными властями и правительственными
организациями.
Характерные черты монополии
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
1)
монополист является
2)
продукция носит уникальный
3)
проникновение в отрасль
4)
степень влияния монополиста
на рыночную цену очень
Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность
получения монопольных прибылей
вследствие особого рыночного положения
неизбежно привлекает в отрасль
новых производителей, а это предполагает
жесткую конкурентную борьбу между
монополией и аутсайдерами.
2 Причины монополии
В
нашей стране сложился особый тип
монопольного хозяйства, не имеющий
аналогов в мире. Причинами его появления
были:
1) устранение рыночных условий хозяйствования
вследствие игнорирования законов товарного
производства.
2) свёртывание товарно-денежных отношений
3) ликвидация конкуренции
4) искусственная концентрация и узкая
специализация производства
5) преобладание централизма и бюрократии
в управлении экономикой и др.
Наша экономика уникальна: в ней монополизировано
не только производство, но и среда обитания
хозяйствующих субъектов. Государство
выступает одновременно и как монопольный
производитель, и как монопольно управляющее
начало. Негосударственные экономические
субъекты вмонтированы в монопольную
среду обитания, им же созданную.
Отличия рыночной монополии от монополии
в условиях командной экономики представлены
следующим образом:
Государственный монополизм по своему
содержанию является точной копией характерных
признаков чистой монополии в рыночной
экономике.
В Республике Беларусь господствуют монополия
государственной собственности - по содержанию,
а по форме- чистая монополия и олигополия.
На долю 1-4 крупных производителей определённых
товаров приходится 70% выпуска продукции.
Уникальность белорусских монополий заключается
в том, что многие их них находятся в крайне
тяжёлом финансовом положении, а некоторые
- даже на грани банкротства. Наличие устаревшего
оборудования, затоваривание продукцией
вследствие потери рынков сбыта, отсутствие
средств на выплату заработной платы,
низкая рентабельность - таков далеко
не полный перечень признаков отечественных
монополистов.
Характерным явлением отечественного
производства становится монопсония (предприятие
- единственный покупатель), чему способствует
монопольность торговой сети.
В настоящее время происходит трансформация
монополизма в скрытые гипертрофированные
формы: скрытая монополия государства,
чиновников, богатых, мафиозно-коррумпированных
кланов в торговле, сфере обращения, финансовой,
скрытая монополия иностранного капитала
в отдельных отраслях.
’’В связи с этим стратегическим направлением
деятельности в области антимонопольной
политики является формирование полноценной
конкурентной среды, ориентированной
прежде всего на качественные стороны
функционирования экономики ’’,- подчёркнуто
в программном документе ’’Основные
направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006 - 2010
годы’’.
Монопольная сущность экономической системы
хозяйствования, проявляющаяся в чистой
монополии, и реже в олигополии отраслей
народного хозяйства, обуславливает невозможность
появления конкурентной среды без изменения
экономических основ и форм экономических
отношений [7, с. 87].
В условиях отсутствия рыночной конкуренции
формирование конкурентной среды должно
происходить поэтапно:
1) становление конкуренции между отечественными
производителями одной отрасли за рынки
сбыта и рынки сырья; появление конкуренции
между банками за долгосрочное кредитование
производственных программ, между торговыми
организациями - за установление связей
с производителями.
2) формирование межотраслевой конкуренции
за норму прибыли, становление нетоварных
форм конкуренции, за финансовое лидерство
между трестами, концернами, холдингами,
финансовыми группами.
3) зарождение равнопартнёрских отношений
между отечественными и иностранными
производителями.
Специалисты полагают, что этапы становления
конкуренции будут совпадать с этапами
укрепления белорусского рубля и развития
рыночных отношений.
Целесообразно различать условия возникновения
конкуренции и условия формирования конкурентной
среды.
Основными условиями появления конкуренции
являются:
1) собственность на средства производства,
продукт и доход
2) доступ к ресурсам и информации
3) множественность обособленных производителей,
экономическая самостоятельность (выбор
вида деятельности, организационных форм,
определение источников финансирования,
методов и структур управления производством,
сбытом и т.д.).
Рыночная конкуренция- система отношений
между экономически самостоятельными
производителями (продавцами) товаров
и услуг, стремящихся к поиску новых способов
реализации их экономических интересов.
Условиями её развития, наряду с указанными,
выступают: заинтересованность субъектов
в росте прибыли, стимулирование создания
новых предприятий в монополизированных
отраслях и др.
Ф. Хайек особо подчёркивал необходимость
наличия: развитого института индивидуализированной
(нечастной) собственности-единоличной,
семейной, партнёрской, кооперативной,
акционерной; разработанной правовой
базы, определённой деятельности государства
и правительства по созданию условий для
конкуренции; исключение централизованного
планирования, вмешательства в систему
ценообразования и распределения ресурсов.
Основными направлениями государственной
политики по формированию конкурентной
среды в РБ являются: создание организационных,
правовых и экономических предпосылок
для демонополизации экономики и развития
предпринимательства. С этой целью Министерство
по антимонопольной политике было преобразовано
в Министерство предпринимательства и
инвестиций [7, с. 62].
Формирование конкурентной среды в РБ
осуществляется ликвидацией объединений
и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих
самостоятельность предприятий; выделением
структурных подразделений действующих
предприятий и преобразованием их в самостоятельные
субъекты; созданием новых, частных предприятий,
малых и средних, акционерных обществ.
В рыночной экономике акционерные общества
появились вследствие обострения конкуренции
как более высокая ступень в развитии
индивидуального частного капитала, они
создавались, как правило, путём преобразования
(переименования) предприятия в акционерное
общество.
Негосударственные, в том числе частные,
фирмы формировались в основном в торговой
и финансовой сферах, где наиболее интенсивно
развивались процессы первоначального
накопления капитала. В ряде отраслей
конкуренция создавалась благодаря импорту.
В ходе реформирования экономики РБ полноценной
конкуренции, затрагивающей сферу материального
производства, не возникло. Предпосылки
для формирования конкурентной среды
не создаются. Подлинного разгосударствления
экономики не происходит, приватизация
до 1996г. носила преимущественно государственно-акционерный
характер, а в настоящее время вообще приостановлена.
Вместе с тем в ’’Основных направлениях
социально-экономического развития РБ
на 2006-2010 годы ’’ подчёркивается, что
’’главная цель приватизации заключается
не в формальном перераспределении собственности,
а в повышении эффективности производства
и создании конкурентной среды...’’.
Становление конкуренции сдерживает отсутствие
навыков предпринимательской деятельности
у администрации негосударственных предприятий.
Либерализация цен обернулась их необоснованным
повышением, падением спроса и уменьшением
объёмов производства, утратой рынков
сбыта. В настоящее время почти каждое
третье предприятие республики является
убыточным. В промышленности доля таких
предприятий выросла за год с 9 до 25 процентов,
в сельском хозяйстве - с 11 до 19, а в строительстве-
с 17 до 37,5 процентов.
В РБ вместо здоровой возникла ’’теневая’’
конкуренция между монопольными группами
’’дельцов’’, монопольными структурами
по осуществлению ростовщических и спекулятивных
операций.
Созданные преимущественно в непроизводственной
сфере коммерческие структуры - малочисленны,
сосредоточены на распределении готового
продукта и не способствуют формированию
конкурентных отношений в производстве
(между предприятиями- за рынки ресурсов,
за инвестора, за потребителя и т. д.; между
рабочей силой- за рабочие места; между
банками- за объекты кредитования, вложения
капитала).
Возникающая конкуренция между банками
за предоставление краткосрочных кредитов
способствует накоплению не производственного,
а ростовщического капитала непроизводственного
происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов
без прироста товарного предложения, способствуя
росту неотоваренной денежной массы ограниченного
числа субъектов. Она также способствует
банкротству маломощных коммерческих
банков, укрепляя монополию в этой сфере
[4, с. 62].
Появлению настоящей конкуренции препятствует
монополизм Национального банка РБ, административный
характер его отношений с промышленными
предприятиями.
Особенностью становления предпринимательства
в Беларуси является его значительная
зависимость от государства, которое не
столько поощряет предпринимательскую
деятельность, сколько стремится поставить
её под свой постоянный контроль.
Причинами отсутствия конкуренции в РБ
являются: медленное реформирование экономики,
господство нерыночной по содержанию
чистой монополии и олигополии: отсутствие
радикальных изменений в организационных
формах, структуре функционирования промышленных
предприятий, механизме управления ими:
наличие существенных барьеров для конкуренции(экономических,
административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических факторов, тормозящих
становление рыночных конкурентных отношений
в экономике переходного периода, следует
отнести налоговую, кредитную, инвестиционную
и ценовую политику государства, сроки
окупаемости капитальных вложений, неплатежи
и т.д. Административными барьерами, препятствующими
выходу на рынок, является регистрация
предприятий, выдача лицензий, квотирование
и т.д. (В программном документе ’’Основные
направления социально-экономического
развития РБ на 2006-2010 годы’’ предусмотрены:
пересмотр налоговой, валютной и кредитной
политики в целях стимулирования экспорта
и поддержки отечественных производителей;
введение строгого заявительского порядка
регистрации предприятий в сфере малого
и среднего производственного бизнеса
).
Существует также ряд барьеров, связанных
с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных
неразвитостью рыночной инфраструктуры,
ограниченностью природно-сырьевых ресурсов
и необходимостью охраны окружающей среды.
Развитие конкурентных отношений в Республике
Беларусь в настоящее время ограничивается
преобладанием государственной собственности
и высокой степенью монополизации экономики.
Будущее конкурентных отношений связано
с процессами разгосударствления, принятием
действенных антимонопольных законов
и другими мерами государственной поддержки
конкуренции и государственной защиты
национальной конкурентоспособности
[10, с. 92].
3. Виды монополистических
объединений
Ситуация, при которой на рынке действует
только один продавец, является редкой.
Значительно чаще в отрасли доминирует
несколько крупных производителей (поставщиков).
Для них становится выгодным создать союз,
занимающий монопольной положение на
рынке (монополию, основанную на сговоре).
Видами (формами) таких монополистических
объединений могут быть пулы, ринги, картели,
синдикаты, тресты и концерны.
Пул (англ. pool – общий котел)– временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.
Ринг (корнер) – (англ. ring, амер. corner)–кратковременное соглашение предпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.
Картель (франц. cartel, итал. cartelio)– соглашение между несколькими производителями однородной продукции об ограничении общих объемов ее выпуска продукции для поддержания монопольно высоких цен. Каждому участнику картеля выделяется квота (доля) в общем объеме производства. Кроме того, рынок может быть разделен территориально, чтобы исключить конкуренцию на локальных рынках.
Для потребителей продукции картель является монополией, а для его членов – видом олигопольного соглашения, при котором действия участников должны контролироваться организацией. Дело в том, что у каждого отдельного участника существует объективная заинтересованность втайне от остальных ее членов превысить установленную ему квоту выпуска, так как при сложившейся на рынке монопольной цене его собственный оптимальный размер выпуска превышает выделенную ему квоту.
Синдикат (лат. sindicatus – поверенный, представитель)– объединение предприятий, производящих однородную продукцию, созданное для ее продажи через единую торговую сеть. Синдикат учреждает торговое товарищество, которое заключает договор о продаже с каждым из его членов. Производительный капитал остается в собственности участников, а произведенной продукцией распоряжается синдикат.
Трест (англ. trust – доверять)– объединение фирм, в котором его участники теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются в своей деятельности решениям единого управляющего центра. В рамках треста объединяются все виды активов участников – производительный, товарный и денежный капитал. Организационно-правовой формой треста может быть акционерного общество.
Концерн (англ. concern – участие, заинтересованность)– крупное объединение предприятий, формально сохраняющих юридическую самостоятельность, вокруг головной материнской компании, которая держит в своих руках крупные пакеты акций этих компаний. В концернах достигается высокая степень концентрации управления финансами и инвестициями. Головная компания, непосредственно не занимающаяся организаций производства и только владеющая пакетами акций контролируемых предприятий, называется холдингом (англ. holding)
Список используемой
литературы
1) «Государственная антимонопольная
политика: практический опыт Законодательства»
(рекомендации парламентских слушаний,
проведенных Комитетом палаты представителей
по экономической политике и предпринимательству).
Журнал БГЭУ №3 – 2006г.
2) Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.:
«Основы экономической теории: принципы,
проблемы, политика, германский опыт и
российский путь» – СП б: Издательство
«Питер», 2006г.
3) Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е
изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2007 г.
4) Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: «Микроэкономика.
Теория и российская практика». Учебник
для студентов вузов, обучающихся по экономическим
специальностям и направлениям. 2 изд.
– М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ
и Д», 2004 г.
5) Корогодин: «Общая экономическая теория».
Учебное пособие для студентов неэкономических
факультетов вузов. – Воронеж: Издательство
Воронежского государственного университета,
2005 г.
6) Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник
для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М.,
2004 г.
7) Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник
– ИНФРА-М, 2007 г.
8) Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В.,
и др.: «Экономическая теория». Учебник
для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой
Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2000г.
9) Курс экономической теории: учебник
– 4-е дополненное и переработанное издание,
Киров: «АСА», 2007 г.
10) 50 лекций по микроэкономике: в 2-х томах.
СП б.: Экономическая школа. 2000 г.
11) Экономика. Учебник./Под. ред. А.И.Архипова,
А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: "ПРОСПЕКТ",
2003.