Монополия, олигополия, конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

Рынок - место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
В наше время экономика очень распространенная дисциплина. Ведь экономика окружает нас по всюду, мы часто сталкиваемся с ней в повседневной жизни, сами не замечая этого. К примеру, поход в магазин за покупками, проезд на транспорте, ведем хозяйство дома. В наше время экономика и ее знание очень важны, для современного человека. Дисциплина интересна, т.к она во-первых нужна для общего развития, а главное для любой профессии.
В этой работе, будут рассмотрены немало важные темы экономики. Будет рассказано самое главное про: конкуренцию, монополию, совершенную и несовершенную конкуренцию, а так же олигополию.

Содержание

Введение 2
1. Монополия и конкуренция 3
2. Олигополия 7
3. Совершенная и не совершенная конкуренция 11
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

15 монополия, олигополия,конкуренция.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Жесткость цен и неценовая  конкуренция. Эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально  новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и  ее крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.

Слияния и поглощения. Одним из важнейших способов увеличить  свою долю рынка являются слияния  и поглощения. Они способны значительно  поднять рыночную концентрацию в отрасли. Вплоть до 60-х годов преобладали горизонтальные слияния (между фирмами, производящими сходный продукт) и вертикальные слияния (между фирмами, относящимися к разным этапам производственного цикла). Начиная с 60-х годов, большое распространение получили конгломератные слияния - объединения компаний, производственно не связанных между собой.

Причина этого - статьи антимонопольного законодательства, ограничивающие распространение влияния фирмы на одном рынке. В такой ситуации у компании-олигополиста в принципе существуют два пути развития: либо диверсифицировать свою деятельность, создав компанию конгломератного типа, либо перенести борьбу за большую долю рынка с национального на международный уровень, рассматривая весь мир как свой потенциальный рынок.

Стремление к сговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения - весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор: высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства.

Прежде всего, обратим  внимание на огромную роль, которую  играет при определении рыночного  поведения олигополиста субъективный фактор – характер взаимоотношений  между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения  каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

 

  • 3. Совершенная и не совершенная конкуренция

Свободная конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Связи между производителями  осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности  достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих  условий:

- Объем производства  отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

- Реализуемые каждым  производителем товары являются  однородными;

- Покупатели хорошо  информированы о ценах;

- Продавцы не вступают  в сговор по поводу цен и  действуют независимо друг от  друга.

Соблюдение условий  реализации обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния.

Рыночная конкуренция  имеет определенные преимущества и  недостатки.

Преимущества:

- Способствует более  эффективному использованию ресурсов  при производстве необходимых  обществу товаров;

- Вызывает необходимость  гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

- Создает условия по  оптимальному использованию научно-технических  достижений в области создания  новых видов товаров, внедрения  новой техники и технологий, разработке  более совершенных методов организации и управления производством;

- Обеспечивает свободу  выбора и действий потребителей  и производителей;

- Нацеливает производителей  на удовлетворение разнообразных  потребностей и на повышение  качества товаров и услуг.

Недостатки:

- Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

- Отрицательно сказывается  на защите окружающей среды;

- Не обеспечивает развитие  производства товаров и услуг  коллективного пользования (дамбы,  дороги, общественный транспорт);

- Не создает условия  для развития фундаментальной  науки, системы общего образования,  многих элементов городского  хозяйства;

- Не гарантирует права  на труд, на доход, на отдых;

- Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной  несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Монополистическая, несовершенная  конкуренция.

Монополистическая, несовершенная  конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерный общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. С помощью рекламы монополии влияют на формирование спроса, через каналы финансовых связей - на заказчика, на контрагентов.

Термин «монополия»  в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В  современных условиях употребление этого термина вышло за рамки  буквального понимания, и он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

Основными признаками монополизма  выступают монопольные цены и  монопольные прибыли. Монопольное  положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию. До XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала.

Формами монополизации  могут быть картельные соглашения, синдицирование, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции.

Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует  иметь в виду, что существует несколько  видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая  свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного  товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную  прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько  крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции  и ведут между собой преимущественно  неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

- Рыночная структура,  в которой действуют одноотраслевые  торгово-промышленные фирмы;

- Рыночная структура,  в которой несколько крупных  поставщиков, не связанных никакими  соглашениями, конкурируют между  собой;

- Рынок, на котором  господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная взаимосвязь в виде подетальной специализации. Обычно термин «Олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.

Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются  только два поставщика определенного  товара и между ними полностью  отсутствуют монополистические  соглашения о ценах, рынках сбыта, масштабах  производства. Дуополия - наиболее простой  случай олигополии.

Билатеральная монополия - (двухсторонняя монополия) - тип  рыночной структуры, при которой  возникает противоборство единого  поставщика и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает  при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении.

В конце XIX -начале XXв. Во многих работах прославлялась экономика  «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной  стороны, «свободная конкуренция» и  «совершенство», с другой - «монополия»  и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость».

Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, т.к. представители  теории стали рассматривать монополию  как условие массового производства.

В современные условиях «несовершенная конкуренция», в основном, применяется для характеристики немонополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами с высокими издержками производства и низкой прибыльностью. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых « монополий начала XX века. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

В настоящее время  в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение  так называемая экономическая теория производства. В ее модели выделяют 2 типа рынка:

- Рынок товаров и  услуг, используемых для личного  потребления;

- Рынок факторов производства.

Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих  товаров, с другой - как потребитель, как носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объемам производимых с их помощью продуктов. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение произведенного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Заключение

Мы рассмотрели такую  тему как «Монополия и конкуренция». Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

На мой взгляд, полезно  время от времени проводить различия между характерными чертами чисто  конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

Мы выяснили, что для  того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться  следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая  свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной  конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Общество, признавая, что  монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной  прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция и олигополия.

Информация о работе Монополия, олигополия, конкуренция