Автор: s*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:20, реферат
Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи.
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Иногда
говорят (и в этом есть доля правды),
что самый большой страх
Иногда
для вступления в дело имеются
естественные препятствия. К примеру,
одна фирма может иметь патент
на технологию, необходимую для производства
какого-то продукта. Это делает невозможным
вступление на рынок других фирм, по
меньшей мере до тех пор, пока не истечет
срок действия патента. Другие законодательно
установленные права действуют в том же
направлении, например копирайт (авторское
право) может ограничить продажу книги,
музыкального произведения, программного
обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности
отдельной компании, а необходимость обладания
правительственной лицензией ограничивает
доступ новых фирм на рынок телефонного
обслуживания, телевизионных передач
или внутренних грузовых перевозок. Наконец,
эффект масштаба может ограничить число
фирм, выступающих на одном рынке. В ряде
случаев положительный эффект масштаба
может привести к созданию такой ситуации,
когда наличие на рынке только одной фирмы
будет наиболее эффективным решением
проблемы. Такая ситуация называется
естественной монополией.
3.3. Взаимодействие между фирмами
Конкурентная
стратегия фирмы является решающим
фактором монопольной власти. Предположим,
что на рынке действуют четыре
фирмы. Как они могут конкурировать
друг с другом? Они могут, например,
конкурировать очень
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Монопольная власть
фирмы часто меняется по времени,
как и условия ее деятельности
(рыночный спрос и издержки). Это
приводит к изменениям в поведении
самой фирмы и ее конкурентов.
Монопольная власть, следовательно,
должна рассматриваться в динамике.
Например, кривая рыночного спроса
может быть неэластична на кратковременном
отрезке (такая ситуация сложилась
с нефтью, когда ОПЕК имел огромную
монопольную власть в краткосрочный
период, но значительно меньшую на
долговременном этапе). Более того,
реальная или потенциальная монопольная
власть в краткосрочном периоде
усиливает конкуренцию в