Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 22:11, доклад
Объектом конкурентной борьбы является цена с ее исходным базисом — издержками производства, качество и дизайн. Субъектами конкуренции выступают, во-первых, продавцы и покупатели, во-вторых, — сами производители, в-третьих, — сами покупатели.Исходя из взаимоотношений продавцов и покупателей, существуют следующие рыночные ситуации: конкуренция, монополия и олигополия, а также некоторые промежуточные варианты.
Конкуренция и монополия. Олигополия |
Объектом
конкурентной борьбы является цена с
ее исходным базисом — издержками
производства, качество и дизайн. Субъектами
конкуренции выступают, во-первых, продавцы
и покупатели, во-вторых, — сами производители,
в-третьих, — сами покупатели.Исходя
из взаимоотношений продавцов и покупателей,
существуют следующие рыночные ситуации:
конкуренция, монополия и олигополия,
а также некоторые промежуточные варианты.
Конкуренция
предполагает такое состояние рынка,
когда ни одна фирма не в состоянии
воздействовать на рыночную цену товара
или услуги. Наличие такой конкуренции,
составляющей целый исторический этап
рыночных отношений, называется эпохой
свободной конкуренции, а данный
вид характеризуется как Развитие конкурентных отношений объективно ведет к появлению монополии (от греческих слов: моно — единственный, полист — производитель). Дело в том, что конкуренция исходит из стремления получить максимальную прибыль, а этот интерес создает монополию, ибо каждый конкурент желает преимуществ для себя против других. Из механизма, способствующего выдвижению лучших она превращается в механизм подавления лучших более сильными. Монополией в широком смысле слова называют такую рыночную ситуацию, при которой продавец и покупатель, контролируя значительную часть предложения и спроса, оказывается в состоянии влиять на цены товаров. Образование монополий ведет к нарушению механизма рыночного ценообразования и неправильному распределению ресурсов. Конкуренция, деформированная наличием монополии, называется несовершенной. Различают два вида рыночных монополий. Первым является собственно монополия, к которой относятся фирмы, являющиеся единственным производителем товара, при чем у него нет близкого заменителя (субститута). Цена данного товара целиком определяется фирмой и не зависит от конъюнктуры. Наличие монополий в экономике было особенно характерно для начала XX века. В настоящее время они существуют в некоторых видах деятельности сферы услуг, а также в производстве вооружений. Другим видом является монополия — покупатель или монопсония. Из имеющихся в схеме рыночных ситуаций наибольшую деформацию рынку придает двусторонняя монополия, когда взаимодействует один продавец и один покупатель, что ведет к серьезному нарушению экономической системы. В этой ситуации практически невозможен контроль общества за ценами, качеством, ибо они устанавливаются путем соглашения между собой. В качестве примера подобной рыночной структуры можно провести военно-промышленный комплекс, где в качестве производителя выступает одна фирма, а покупателя — военное ведомство. Государство стремится не допустить создание особенно уродливых для рынка форм монополии, используя для этого антимонопольное законодательство. Для современного рынка основным видом конкурентных отношений является синтез конкуренции и монополия в виде олигополистической конкуренции. (Слово олигополия происходит от греческого слова «олигос» — мало, немного). Олигополия предполагает, что в отдельной отрасли народного хозяйства действует не одна, а несколько крупных корпорация, которые, конкурируя друг с другом, сохраняют ее в рамках некоторого сообщества, производящего идентичный товар. Именно наличие конкуренции внутри себя самой и полное или частичное отсутствие конкуренции извне позволяют олигополии не только выжить, но и развиваться. В качестве примера таких отношений можно привести рынок автомобильной промышленности США, где четыре корпорации «Джецерал-Моторз», «Форд Мотор», «Крайслер» и «Американ Моторз» производит 90% продукции, а еще 2,1 тыс. мелких компаний — остальные 10%. Существует два вида олигополии. Первый вид связан с отраслями, производящими идентичную продукцию, например, сталь, алюминий и т. д. Второй случай относится к небольшому числу фирм, производящих дифференцированную продукцию (автомобили, сигареты и т. д.). Структура олигополистического
рынка крайне противоречива. С одной
стороны, каждая из фирм в олигополии
стремится максимизировать свои
текущие прибыли, а с другой стороны,
— она строит свои действия с
учетом их влияния на поведение других
фирм в данной отрасли. Внутренняя конкуренция
обеспечивает выигрыш одним за счет
потерь других фирм. Так небольшое
уменьшение цен на продукт одной
фирмы резко сдвигает спрос на
рынке в ее пользу. Вместе с тем,
сотрудничество фирм, их согласованное
поведение позволяет иметь |