Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Содержание

Введение 3
Глава 1 «Понятие конкуренции»
§ 1.1 Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок 4
§ 1.2 Основные типы структур 7
Глава 2 «Поведение фирм в различных типах структур»
§ 2.1 Совершенная конкуренция 9
§ 2.2 Несовершенная конкуренция 11
§ 2.2.1 Чистая монополия 11
§ 2.2.2 Олигополия 18
§ 2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 19
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции 19
§ 2.2.3.2 Анализ кривой спроса 21
§ 2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 22
Глава 3 «Формы конкуренции в условиях монополистического производства»
§ 3.1 Виды соперничества 26
§ 3.2 Неценовая конкуренция 29
§ 3.3 Реклама 29
Глава 4 «Отрицательные последствия»
§ 4.1 Потери от несовершенной конкуренции 32
§ 4.2 Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности. 34
Практический пример 36
Заключение 41
Литература 42

Работа содержит 1 файл

монополистическая конкуренция хороший курсак.doc

— 763.00 Кб (Скачать)

      Еще одной тенденцией, которая будет  «корректировать» бизнес «сотовиков», в этом году станет санация сети. Только «Евросеть» за текущий год закрыла 9 салонов связи в Казани. Как сообщил «гДеньги» Евгений Чичваркин, вопрос санации торговых точек является очень актуальным для Казани. «В столице Татарстана в самом начале нашей там работы мы открывались не вполне разумно», - рассказал он. - Поэтому порядка 15% общего количества салонов пришлось закрыть». Местный оператор «Мобус» закрыл 3 точки. Как сообщил «гДеньги» директор сети Александр Бажин, в этом году компания открыла в Казани 8 магазинов. «Связной», согласно данным на 1 января 2006 года, имел по республике 45 салонов. По словам г-на Прохорова, в этом году ритейлер открыл здесь 10 магазинов, а общее количество салонов достигло 50 (из низ 30 в Казани). Получается, что 5 торговых точек «оптимизировали».

      Вопрос  повышения рентабельности для небольших  сетей решается с помощью аксессуаров: мороки с платежами выходит, по мнению специалистов отрасли, слишком много. Леонид Зацепин из «Телесейл» считает, что заниматься приемом платежей сотовых операторов – «бестолковое занятие». «По сути, это просто услуга, которая привлекает потребителей и делает торговую точку полноценной в наборе предоставляемых услуг, но особых денег для небольших сетей это не приносит, - рассказал он «гДеньги». – Та сумма, которую платежная система выплачивает сети, конечно, интересна, но практически вся она уходит на оплату возросшего интернет-трафика, установку дополнительных автоматов и прочее». Конечно, вознаграждение сотовых операторов дилерам за подключение спасает положение. Однако, все же основной после продажи телефонов статьей доходов для небольших сетей (как, например, крупнейшая на юго-востоке республики сеть салонов связи «Первый Сотовый» - 23 магазина) является продажа аксессуаров. По словам аналитика, показатель аксессуаров в общей структуре оборота компании, который является для сети оптимальным, должен быть на уровне не менее 5%, а наилучший показатель держится на уровне 10% и выше.1

     Аналитики компании "Беталинк" провели ранжирование регионов Татарстана по привлекательности для развития своего бизнеса. Исследуя рынок сотовой связи Татарстана, они выяснили, что в среднем татарстанцы тратят на сотовую связь порядка $ 10 в месяц. Объем татарстанского рынка продаж телефонов и сопутствующих товаров составляет, по различным оценкам, $ 170-200 млн. Десятка лидеров татарстанского рынка по количеству собственных салонов связи выглядит на сегодняшний день так: "Евросеть" – около 45 салонов, "Связной" – 37, "Мобус" – около 30 салонов, "Анарион" – 11, "Скайрон" – 10, "Сотовый мир" – 10, "Облик" – 10, "Мобильные Системы Связи" – 9, "Коннект" – 8, "Альт Телеком" – 7, "Беталинк" – 7.2

 

1 Ритейлер.РУ (Новости сайта), 10, Октябрь, 2006. Статья «На чем зарабатывают сотовые ритейлеры?» Ильдара Валеева, Деловой еженедельник "где Деньги"  
gazeta.etatar.ru

 

     Заключение

 

     Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция  впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в  определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

          Примером монополистической конкуренции  является рынок сотовых телефонов.  Здесь можно отметить, что главными  является факторы неценовой конкуренции,  такие как дополнительные и  послепродажные  услуги. Это прием  платежей, различные аксессуары  к мобильным телефонам, загрузка мультимедии. Особое внимание уделяется обслуживанию покупателей. Товар, безусловно, дифференцирован. Он не является незаменимым, и при этом модели телефонов имеют отличительные особенности.  Большое количество фирм (как производителей, так и операторов мобильной связи) обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие. Однако на этом рынке могут конкурировать лишь достаточно крупные фирмы. Так как необходимо постоянно идти в ногу с технологическим прогрессом, предлагать покупателям что-то новое и по более низким ценам.

      На  мой взгляд, такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием  технологии спектр предлагаемых услуг  расширяется, а цены снижаются.  Это возможно лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию.  Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок  всегда дают возможность  вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.

 

      Литература

 

1) Курс экономической  теории: Общие основы экономической  теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.- 832 с.- (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).

 
 

2) Экономическая  теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.

 

3) Курс экономической  теории: учебник – 4-е дополненное  и переработанное издание –  Киров: «АСА», 2001 г. – 752 с.

 

4) «ЭКОНОМИКС», К.Р.Макконел,  С.Л.Брю, Москва, ИНФРА-М, 2000г.

 

5) Экономическая  теория /Под редакцией А.И. Добрышна, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов.  3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 1999. – 544 с.: ил.

 

6) Экономическая  теория: Учебник для вузов / науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 640 с.: ил.

 

    7) «Курс по экономической теории», Москва, ИНФРА-М, 1997г.

 

8) Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; Под общ. ред. В. Л. Клюни, И.В. Новиковой.- Мн.: Тетра Системс, 2001.- 400с.

 

9) Интернет. Сайты:  Ритейлер.РУ (Новости сайта), 10, Октябрь, 2006. Статья «На чем зарабатывают сотовые ритейлеры?» Ильдара Валеева, Деловой еженедельник "где Деньги";  gazeta.etatar.ru; http://my-mobile.ru/; http://www.akm.ru/

Информация о работе Монополистическая конкуренция