Монетарная политика Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, реферат

Описание работы

Очень сложную роль Банку Англии приходится выполнять, осуществляя контроль и регулирование денежно-кредитной сферы. Связанные с этим функции вовлекают Банк в орбиту национальной экономической политики, где, помимо глубоких профессиональных знаний, требуется умелое политическое маневрирование.

Работа содержит 1 файл

Монетарная политика Великобритании.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Монетарная  политика Англии

     Банк  Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под  руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка  Англии не зависит от сиены правительства.

   Очень сложную роль Банку Англии приходится выполнять, осуществляя контроль и регулирование денежно-кредитной сферы. Связанные с этим функции вовлекают Банк в орбиту национальной экономической политики, где, помимо глубоких профессиональных знаний, требуется умелое политическое маневрирование. Круг соображений, стоящих за каждым его шагом, неизменно расширяется и зачастую бывает противоречивым:

  • интересы внутренней денежной политики оказываются в конфликте с задачами стабилизации курса фунта стерлингов;
  • финансирование бюджетного дефицита путем выпуска новых займов подрывают антиинфляционные усилия правительства;
  • контроль над объемом кредитов идет вразрез со стимулированием конкуренции среди банков и т.д.

   Тем не менее, в Англии денежно-кредитные  методы регулирования экономики  остаются среди важнейших инструментов государственного монополистического вмешательства, а роль в них центрального банка особенно значительной в связи с тем, что в стране практически  отсутствуют влиятельные кредитные учреждения, принадлежащие государству.

          Первой целью центрального банка является поддержание ценности национальной валюты. Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной стоимости денежной единицы измерения. В Великобритании денежная политика осуществляется главным образом посредством регулирования процентной ставки.

          В настоящее время понятие  “стабильный уровень цен” во  многих странах наполняется практическим  содержанием. В большинстве из  них стабилизацию связывают с  очень низким уровнем инфляции. В случае дестабилизации вся  вина не должна списываться  на слабое управление денежной политикой или ее практическое отсутствие.  Причины, как правило, кроются гораздо  глубже. Так, в начале 70-х годов  цели краткосрочной стабилизации и ценовой стабильности пришли в противоречие под влиянием нефтяного кризиса и усиления требований профсоюзов - в этих условиях центральному банку мало, что удавалось сделать, чтобы исправить положение.

          Достижение ценовой стабильности  в настоящее время в Англии  имеет 2 направления:

1)     достижения среднего уровня инфляции 25% или меньше и

2)     более открытый режим проведения денежной политики.

          Проведение монетарной политики, то есть определения, главным  образом, уровня процентных ставок, обеспечивающих достижение инфляционной  цели, возложено на Банк Англии и Казначейство. Принятый в 1946 году Акт Банка Англии дает Казначейству право выпускать указания Банку Англии и, хотя Казначейство никогда это право не использовало, отношения между ними таковы, что финальное решение по поводу процентных ставок принимает Министр Финансов. Тем не менее, Банк Англии играет очень важную роль в  принятии решения. Теперь Банк Англии публикует квартальный Отчет по инфляции (Inflation Report), который содержит подробный анализ информации, а также протокол встречи Министра и Управляющего публикуется через 6 недель после их встречи по поводу процентных ставок.

          При подготовке Отчета по инфляции  и процентным ставкам Банк  Англии принимает во внимание  внутренние и внешние экономические  и монетарные факторы, которые будут иметь отношение к инфляции будущих двух лет. Совет Банка по процентным ставкам содержит информацию об изменениях, влияющих на промышленность и торговлю в различных регионах Англии, предоставляемую агентами Банк Англии.

          После того, как решение о методах денежной политики принято, Банк Англии начинает действовать, используя механизмы, описанные ниже. 

Установка ограничений на объем кредитов и  регулирование процентной ставки.

     Один  из методов монетарной политики –  это воздействие на процентную ставку. Существуют прямые и косвенные инструменты монетарной политики. В разное время в Великобритании использовались разные методы монетарной политики.

     Так на данный момент Великобритания проводит курс мягкой монетарной политики, удерживая процентные ставки на рекордно низком уровне 0,5%. Так при низкой процентной ставки инвестиции увеличиваются, растет цена облигации, это ведет к увеличению запасов наличных денег.

В прошлом  проводились и другие инструменты.

     В 1973—1974 гг. в связи с резким увеличением процентных ставок Банк запретил коммерческим банкам уплачивать мелким вкладчикам процент по депозитам свыше 9,5%. Это ограничение было введено для того, чтобы предотвратить отлив средств из «строительных обществ», которые не могли конкурировать с банками путем увеличения своих ставок. Прямое вмешательство Банка  Англии  имело место и в период  банковского  кризиса 1973—1975 гг., когда он выступил инициатором оказания финансовой поддержки ряду банков, испытывавшим нехватку ликвидности. Им был организован «спасательный фонд», в котором, помимо средств клиринговых банков, использовались собственные средства Банка  Англии. 

Резервная политика.

          Одним из важнейших инструментов  современной монетарной политики  является резервная политика  основанная на изменение требований центрального банка к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов.

                    С созданием высокоразвитой двухуровневой  банковской системы кассовые  резервы коммерческих банков, помещаемые ими на счета в центральном банке, перестали быть гарантийным фондом для погашения задолженности по вкладам. Немаловажную роль здесь сыграло улучшение организации и техники совершения банковских операций, а также создание системы страхования депозитов. Как отмечают некоторые экономисты, современным банкам обычно достаточно иметь в наличии не более 2% своих денежных средств.

          В настоящее время минимальные  резервы имеют двойное назначение:

1. они должны обеспечивать постоянный уровень ликвидности коммерческих банков ;

2.они являются инструментом центрального банка для регулирования денежной массы, платеже- и кредитоспособности коммерческих банков.

     Величина минимальных резервов может определяться двояким способом - по отношению к банковским пассивам либо по отношению к банковским активам. Способ определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является наиболее старым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать в обязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах в центральном банке. Коммерческие банки Великобритании содержат 0,35% стерлинговых депозитов на счете в Банке Англии.

          Второй способ определения величины  резервных требований по отношению  к банковским активам является  чисто французским изобретением  и на практике применяется  значительно реже. Сущность его  заключается в количественном ограничении кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого коммерческого банка. Также, могут лимитироваться объем и число кредитов, предоставляемых одному клиенту банком. Такие директивные параметры получили название “кредитных потолков” и соответственно метод - метод кредитных потолков.

       В Англии этот метод использовался  до 1971 года. За нарушение установленных  кредитных лимитов коммерческие  банки подвергались со стороны Банка Англии санкциям в виде уплаты высокого учетного процента или обязательного перечисления на беспроцентные счета  в Банк Англии суммы, равной превышению этих лимитов. До 1980 годов было требования к банкам содержать резервы в Банке Англии  в соответствии с тем, насколько быстро росло число их вкладов.

     Однако  данный метод имеет недостатки: основанные на кредитных операциях нормы обязательных резервов,  выступают  в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций.

        Поэтому этот метод использовался лишь на короткие промежутки времени. И с 80-х годах взят  курс   на финансовую либерализацию.

Однако  по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Поэтому к прямому ограничению объемов банковского кредитования центральный банк прибегает обычно в периоды усиления инфляции или кризисов платежного баланса.

                             Операции на открытом рынке.

     Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственным долгом страны. Английское правительство расходует, как правило, больше, чем оно получает в виде налогов.

     Банк  контролирует новый долг правительства  и существующий объем долга. Тремя  основными формами правительственных  займов являются казначейские векселя, правительственные фондовые бумаги (известные как высоконадежные ценные бумаги) и займы на валютном рынке.

     Так, например, на конец декабря 2004 г. долг правительства Великобритании составил 436,1 млрд. фунтов вместе с облигациями, казначейскими векселями и нерыночными сберегательными и инвестиционными инструментами:

         

          Казначейские векселя - это краткосрочные  (обычно сроком 3 или 6 месяцев) ценные бумаги, выпускаемые Банком Англии регулярно каждую неделю. Их главной целью является не финансирование расходов правительства, а изъятие наличности из системы для того, чтобы способствовать проведению монетарной политики. Количество выпускаемых векселей зависит от потоков средств в будущем. Векселя продаются по цене ниже  их погашаемой стоимости, а дисконт отразит процентную ставку. Векселя могут покупаться и продаваться на рынке некоторое число раз. На долю векселей приходится около 5% долговых обязательств британского правительства.

Например: 11 июня 2011 года DMO провело ряд заранее запланированных тендеров, в ходе которых были размещены:

  • 1-месячные Sterling Treasury bills, на общую сумму £ 1.5 млрд. Спрос покупателей на этот вид активов увеличился. Цена векселей составила 99.961595 % за £ 100 номинала.
  • 3-месячные Sterling Treasury bills, на общую сумму £ 1.5 млрд. Спрос покупателей на этот вид активов резко увеличился. Цена векселей составила 99.870059 % за £ 100 номинала.
  • 6-месячные Sterling Treasury bills, на общую сумму £ 1.5 млрд. Спрос покупателей на этот вид активов незначительно снизился. Цена векселей составила99.722201 % за £ 100 номинала.

          Высоконадежные ценные бумаги  правительства - это долгосрочные  ценные бумаги ( их жизнь может  длиться от 5 до 40 лет), выпускаемые  для финансирования дефицита, возникаемого  в результате превышения правительственных расходов над его доходами. Процент по ним  представляет собой купонный процент, выплачиваемый каждые 6 месяцев.

          Главная цель - продать достаточное  количество таких ценных бумаг  каждый год, чтобы удовлетворить  потребность государственного сектора в средствах для покрытия дефицита который включает в себя не только бюджет правительства, но и бюджет местных органов власти и государственных корпораций. Когда доходы в бюджет наоборот превышают расходы , цель -  сбалансировать бюджет с помощью покупки этих ценных бумаг, т.е. извлечения их из оборота. Такая политика велась в Англии в 1980-х годах.

Монетарная  политика в 1980-х годах

      Проанализируем  состояние экономики Великобритании в 1980-х годах. В   1980  г. в Соединенном Королевстве  Великобритании  и Северной Ирландии разворачивался экономический кризис, начавшийся в конце 1979 г. Он характеризовался перенакоплением капитала и инфляцией. Рост розничных цен в целом за год составил 15,1% (в 1979 г.—17,2%).

     Экономическая политика консерваторов отличалась непоследовательностью, представляя собой смесь монетаристских (проводилась сдерживающая денежно-кредитная политика) и неокейнсианских методов регулирования хозяйства. Иными словами, с одной стороны, правительство, объявив борьбу с инфляцией главной задачей своей политики, приступило к обузданию роста цен, прежде всего путем сокращения государственных расходов и осуществления кредитно-денежной политики, с другой — в условиях кризиса было вынуждено увеличивать ассигнования для помощи монополиям, чтобы не допустить резкого падения доходов.

     В начале 1980-х  Банк Англии продал больше государственного долга, чем было необходимо для удовлетворения нужд правительства, с целью уменьшить денежную массу в обращении. Эта политика была отменена в 1985 году.

     Предусматривалось резкое сокращение потребностей государственного сектора в займах; в целях сдерживания  роста денежной массы минимальная  банковская ставка за кредиты держалась  с декабря 1979 г. по июнь  1980  г. на рекордно высоком уровне —17% (в июле она была снижена до 16%, в ноябре — до 14%).

     Продолжался курс на передачу национализированных  предприятий частному капиталу. Правительство  разрешило частным предпринимателям деятельность в являвшейся государственной  монополией системе связи, а также  в энергетической промышленности, дало согласие на превращение в частную фирму Британского управления транспортных доков.

Информация о работе Монетарная политика Англии