Монетаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Монетаризм — школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Монетарный — значит денежный (money — деньги, monetary — денежный). Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров[1].

Содержание

Введение 3
1.Сущность монетаризма 4
2.Эволюция монетаризма 10
3.Возможности реализации в современной экономике 15
Заключение 21
Список использованных источников 22

Работа содержит 1 файл

Монетаризм(бГЭУ)1.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

      Системный кризис, охвативший западные страны в 70-х – 80-х гг. придал серьезный импульс в дальнейшем развитии монетаристкой концепции. Экономические реалии показали невозможность регулирования процессов инфляции с помощью общепринятой кейсианской модели. В этот период монетаризм расширил свое влияние и претерпел определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в экономической жизни и т.п..

      Усиление инфляции привело к формированию глобального монетаризма. В основу глобального монетаризма положено следующее утверждение. Инфляция  чисто денежный феномен, но денежная система понимается более широко, в глобальном смысле как мировая валютно-финансовая система. Это было естественной реакцией на интернационализацию процесса инфляции. Усиление инфляции монетаристы объясняли ростом неустойчивости финансовой системы после отказа от конвертируемости доллара в 1971 г. и краха системы фиксированных валютных курсов. Последовавшее за этим резкое увеличение стоимости золотых резервов центральных банков привело к усилению нестабильности внутреннего денежного обращения и валютных курсов[10].

      Были созданы большие эконометрические модели, позволяющие установить статистические характеристики важнейших макроэкономических зависимостей, прежде всего тех, которые в той или иной форме отражали влияние денег на экономику. В 1970 г. была опубликована Сент-луисская модель, представляющая систему из восьми приведенных уравнений. Экзогенные переменные модели: масса денег в обращении, правительственные расходы на поддержание занятости, потенциальный уровень производства, прошлые темпы инфляции; эндогенные изменение совокупных расходов, избыточный спрос, изменения уровня производства, текущий темп инфляции (зависит от величины избыточного спроса), ожидаемые изменения уровня цен (задаются как адаптивные ожидания), расхождения между достигнутым и потенциальным обменом производства, уровень безработицы, процентные ставки (зависят от изменений массы денег, цен и их ожиданий)[ 5].

      Параллельно с эконометрическими исследованиями создавалась и теоретическая  основа монетаризма  модель номинального дохода Фридмена.

      Принципиальное  значение в модели имеют два механизма: воздействия денег на процент, а через него на ожидаемое изменение номинального дохода, и адаптации, отражающий способность системы адаптироваться к отклонениям номинального дохода от ожидаемого его уровня. Оба эти механизма во взаимодействии и определяют траекторию краткосрочного движения. Модель ничего не говорит о влиянии денег на цены и уровень производства в отдельности.

      Этот  аспект был рассмотрен в рамках так  называемой теоремы об ускорении, которая  явилась обобщением модели номинального дохода. Фридмен ввел функции, описывающие изменения цен и реального дохода. Переменными этих функций являлись: изменения номинального дохода, ожидаемых цен и ожидаемого реального дохода, а также реального дохода и его ожидаемого значения. При некоторых упрощающих предположениях можно ожидать, что данная система будет описывать затухающий колебательный процесс, т.е. когда воздействие одноразового увеличения денежной массы прекращается, через некоторое время экономика возвращается на траекторию устойчивого роста. Колебания возобновляются, когда системе сообщается новый импульс в виде ускоренного роста денежной массы.

      Иными словами, для того чтобы денежная политика влияла на реальное производство, необходимо увеличивать массу денег  возрастающим темпом. В этом и состоит  теорема об ускорении[11].

      Американские экономисты К. Брунер и А. Мелцер отказались от использования моделей в приведенной форме и обратились к структурным моделям с целью более детального изучения механизма трансмиссии и последовательности воздействия изменения денежной массы на экономику.

      В этой модели авторы исследовали эффект роста правительственных расходов в зависимости от того, как он финансируется: через увеличение предложения  денег или выпуск облигаций. Согласно модели, рост правительственных расходов, осуществляемый через банковскую систему, т.е. посредством эмиссии, вызывает увеличение реальных кассовых остатков, что ведет к росту расходов и номинальных доходов. В коротком периоде рост номинальных доходов приводит к увеличению реальных доходов, а впоследствии  к росту цен и процентных ставок.

      Если  расходы финансируются за счет выпуска  облигаций, рыночная стоимость ценных бумаг понижается, процентные ставки растут и изменяется их структура, происходит изменение стоимости активов, находящихся  у экономических субъектов, а  следовательно, изменяется их спрос, однако уже через эффект богатства, а не реальных кассовых остатков, как в первом случае. Теоретически оба способа финансирования правительственных расходов одинаково действенны. Однако проведенные Мелцером и Брукнером расчеты показали, что в первом случае эффект значительнее[12].

      Реальные проблемы 70-х годов побудили экономистов внимательнее подойти к вопросу о том, что определяет естественное состояние безработицы и каковы факторы, его обусловливающие. Среди них были названы: производительность труда, структура занятости, условия международной торговли и т.д., а также социально-психологические факторы, которые определяют претензии людей, их нежелание признать новую ситуацию и т.д. [13].

      Широкий подход к проблеме естественного уровня безработицы свидетельствует о некоторой модификации представлений монетаристов о взаимодействии реальных и денежных процессов. Наиболее интересна в этом отношении позиция английского экономиса Д. Лейдлера, опубликовавшего в 1980 г. работу «Монетаристский подход».

      Автор предложил более сложную схему  механизма трансмиссии и, в частности, рассматривал изменение структуры портфеля активов в ответ на рост денежной массы, а также поставил вопрос о соотношении макро- и микроподходов применительно к данной проблеме и попытался дать микроэкономическую интерпретацию механизма трансмиссии. Кроме того, он предложил выделить в естественном уровне безработицы структурный и фрикционный компоненты. Лейдлер пришел к следующим выводам: политика стимулирования спроса не может снизить естественный уровень безработицы, но она может воздействовать на ту часть безработицы, которая возникает в результате краткосрочного уменьшения агрегированного спроса ниже его потенциального уровня из-за фрикционности рынка труда[14].

      Развитие  гипотезы о естественной норме безработицы и разработка проблемы ожиданий и их роли в экономике связаны с новой классикой, которая считается особой ветвью монетаризма.

       

 

       3.Возможности  реализации в современной  экономике 

      Монетарная  политика занимает сейчас, пожалуй, основное место в инструментах макроэкономики. Признано, что она действует более быстро и эффективно, чем фискальная политика. Некоторые школы в экономической теории даже считают, что фискальная политика вообще не приносит никакого результата и если уж пробовать помогать работе рыночного механизма, то только с помощью монетарной политики. К таким школам относятся монетаризм и школа рациональных ожиданий.

      Монетарная  политика - один из основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.

      Высшей  и конечной целью монетарной политики государства является обеспечение  стабильности цен, полной занятости  и роста реального объема валового национального продукта. Проводником монетарной политики является центральный банк страны. Объекты политики – предложение и спрос на денежном рынке[15].

      Спрос на деньги - количество денег, которое  население и фирмы хотели бы иметь  в своем распоряжении в настоящий  момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по денежным активам.

      Предложение денег - количество денег, предлагаемое центральным банком страны на денежном рынке.

      Монетарная  политика начинается с определения  задач правительством и центральным банком в области стабилизации экономики. Если экономика находится в рецессии, то центральный банк будет увеличивать денежное предложение, если экономика находится в фазе подьема с большим уровнем инфляции,центральный банк может выбрать политику сокращения денежного предложения.

      Совокупность  мероприятий, направленных на изменение  денежной  массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов, получила название денежно-кредитной политики. Ее цель  заключается в регулировании хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на  их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента.    Предполагается, что кредитная экспансия может оказать положительное влияние на динамику капиталовложений, потребительский спрос и способствовать выведению экономики из кризисного состояния. Например, экономический подъем обычно сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких случаях   центральные банки стремятся предотвратить "перегрев" конъюнктуры при помощи кредитной рестрикции: ограничение кредита, повышения процента, сдерживания темпов эмиссии платежных средств и т.п.  Цель денежно-кредитной политики центрального банка - обеспечение благоприятных условий для финансового капитала. Эта цель конкретизируется в задачах органов денежно-кредитного контроля: смягчение или устранение   циклических колебаний производства и занятости рабочей силы; регулирование   темпов экономического  роста; сдерживание инфляции; выравнивание платежного баланса. Попытки устранить коренные противоречия производства с помощью денежно-кредитной политики, как правило, не достигают цели. Поэтому денежно-кредитные мероприятия дополняются прямыми   формами государственного вмешательства в экономику. Однако и в этих случаях удается лишь смягчить остроту кризисных явлений  ценой диспропорций в экономике.

      Денежно-кредитная  политика отличается от других методов  государственного регулирования косвенным   характером воздействия на процесс воспроизводства. Наиболее распространена следующая схема регулирования: денежная масса - норма процента -  капиталовложения - национальный доход. Центральный банк пытается непосредственно изменять только объем денежной эмиссии и кредита. Эти операции влияют на рынок ссудных капиталов, что находит выражение в динамике нормы процента. Уровень процента, по мнению некоторых экономистов, важен для инвестирования капитала. Изменяя условия капиталовложений, центральные банки в конечном счете оказывают влияние на производство и занятость.

      Методы  денежно-кредитной политики делятся  на две группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.

      Основными инструментами денежно-кредитной  политики являются: изменение учетной ставки;  операции на открытом рынке; изменение норм обязательных резервов[16].

      Изменение учетной ставки - старейший метод кредитного регулирования: она применялась Банком Англии еще с середины ХIХв.  Этот метод был связан с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него  свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сократить заимствования.   Это затрудняло пополнение резервных счетов, вело к повышению процентных ставок и в итоге к сокращению кредитных операций.   Если центральный банк снижал переучетную ставку, он облегчал для коммерческих банков пополнение резервных счетов и тем самым поощрял кредитную экспансию. В 30 - 40 годах центральные банки проводили рекомендованную   Кейнсом политику "дешевых денег", то есть низких процентных ставок и обильного кредита. В Великобритании с 1932 по 1951 год  переучетная ставка сохранялась на уровне 2 %, в США с 1937 по  1948 г. - 1 % . Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить кредитование казначейства на льготных условиях в период и после Второй Мировой войны. С 50-х г. во многих странах вновь возродилась активная учетная политика.  Однако в целом значение этого метода регулирования по сравнению   с другими снизилось.

      Операции  на открытом рынке заключаются в покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный   банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже ценных бумаг центральный банк списывает суммы с этих счетов.  Таким образом, указанные   операции используются как метод регулирования резервов банков, а также   процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Информация о работе Монетаризм