Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:37, реферат
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Названные
функции характерны как для переходной,
так и для развитой рыночной экономики.
Однако на этапе перехода к рынку
реализация каждой из этих функций
характеризуется рядом
Если
в сформировавшемся рыночном хозяйстве
обеспечение правовой базы функционирования
экономики реализуется в
Правовая
основа хозяйствования должна быть стабильной.
Постоянные и существенные изменениям
хозяйственном законодательстве оказывают
дестабилизирующее воздействие
на экономику, формируя у хозяйственных
субъектов чувство
Особенности
экономической политики государства
в переходной экономике обусловлены
рядом обстоятельств. Переходная экономика
выходит из состояния равновесия,
требует для своей стабилизации
на качественно новой основе не только
создания новых институтов, но и
организации принципиально
В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования: 1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов, определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.; 2) ликвидация негативных эффектов рыночного поведения государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.;3) разработка нового хозяйственного законодательства;4) демонополизация и поощрение конкуренции;5) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора. Государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:
1)
требованием устранения
Перечисленные вышеуказанные проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике.
В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:
1)
административное
На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством: 1) налогов, НДС, налогов на доходы, акцизов и других; 2) дотаций, выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной; 3) фиксированных цен, устанавливаемых государством, выше или ниже равновесных, на отдельные товары или их группы.
Происходят
институциональные
Экономическое
вмешательство государства в
современный рынок необходимо для
осуществления следующих
1)
обеспечение правовой базы и
создание общих правовых
2)
стимулирование и защита
3)
антикризисная политика и
4)
регулирование
5)
стимулирование экономического
роста, оптимизация структуры
национального продукта и
6)
обеспечение экономической и
политической стабильности в
целях развития
7)
организация общенациональной
Необходимость выполнения этих функций государством в смешанной рыночной экономике приводит к следующему выводу: нерегулируемого рынка фактически вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный, свободный рынок. Однако даже развитая рыночная экономика не составляет еще всю экономику страны. Рынок ведь занят лишь теми потребностями, которые выражаются через платежеспособный спрос и приносят частному товаропроизводителю прибыль. В этот круг "выгодных" потребностей и производств не входит целый ряд иных – невыгодных. Но они представляют собой жизненно важные потребности общества, например: национальная оборона, охрана общественного порядка, единая энергосистема, водопроводная сеть страны, здравоохранение, защита от наводнений и т.д.[5, С.67]
Однако
в переходный период экономика находится
в особом состоянии промежуточности
между разными типами экономических
систем. Это, естественно, существенно
влияет на объем, направления и функции
государственного регулирования. Так,
при межсистемном переходе (от одной
системы к другой) возникает необходимость
серьезнейших институциональных реформ
– таких преобразований, которые
трансформируют важнейшие институты
социально-экономической
Под
трансформацией функций государства
понимается изменение его главной
целевой функции, а также связанная
с этим актуализация и расширение
одних функций и сужение
Более того, в переходный период не только трансформируются функции государства, но его действия становятся особенно необходимыми. Ведь те преобразования, которые в этот период совершаются, должны, прежде всего, коснуться законодательной базы данной страны. Это значит, что одни законы и инструкции должны быть отменены, а другие созданы, притом в комплексе, непротиворечиво, взаимоувязанно. Обычно в переходный период существенно изменяются также общенациональная денежная, банковская системы, бюджетно-налоговая политика, социальная политика, а это все – заботы государства.
Как видим, функций у государства становится больше, и сами они усложняются. Их в переходный период можно разделить на три основных блока (группы):
1)
по формированию и
2)
по реформированию и
3)
по разрешению противоречий, связанных
с переходным периодом, и по
социально-экономической
Таким образом, специфика переходного периода значительно усложняет задачи, которые приходятся на долю государства и не только расширяет его функции, но и трансформирует их. От выполнения же их во многом зависят результативность и даже продолжительность переходного периода, а также большие или меньшие издержки, потери происходящего перехода. А поскольку такие издержки могут быть велики и очень болезненны (утечка национального капитала в связи с кризисом за границу, обнищание населения, распространение болезней, падение морали, развитие преступности и т.д.), то роль государства в переходный период становится особенно ответственной.
Переживаемый
целым рядом стран переход
от планово-командной экономики
к рыночной экономике уникален. Его
задачи решаются впервые в истории.
Отсутствие соответствующей научной
теории и исторического опыта, глубина
экономического и социального кризиса
в постсоциалистических странах, а
также психологическая и
Следует
подчеркнуть особую важность еще
одной проблемы государства в
переходный период. Как известно, двигатель
всей экономики, ее главное звено
– это предприятие, а двигатель
предприятия – его работники.
Поэтому государственное
Выше
отмечалось, что закономерностью
переходной экономики является дифференциация
доходов и расслоение населения.
Так, в странах СНГ эти процессы,
как известно, привели к тому,
что 35-45% населения оказались за чертой
бедности. Это означает не только потерю
мотивации к