Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:49, научная работа
Основной вопрос, который хотелось бы рассмотреть, заключается в следующем : какие проблемы и какие перспективы имеет Казахстанпосле завершения реструктуризации экономики? Однако вопрос этот требует некоторого пояснения. До реструктурирования экономики Казахстан, ранее являвшийся придатком России ( Советской системы ), приступил к созданию независимого государства. На мой взгляд, создание суверенного государства оказало значительное влияние на процесс экономической трансформации.
1. Введение
2. Основная часть : 1. Модернизация и типы модернизации
2. Экономическая модернизация
3. Заключение : Экономическая модернизация Казахстана
Однако в Казахстане одна из самых низких в мире средняя урожайность зерновых и других сельскохозяйственных культур, а также продуктивностьживотноводства. Например, по урожайности зерновых в том же благоприятном 1994 году - 12,2 центнера с гектара (в 1995 году было лишь 5,3 ц.) - Казахстан занимал последнее место в СССР и 142 место в мире, т.е. соседствовал с Монголией, Мали, Гренландией. По надою молока от одной коровы (2357 кг в 1995 году) он многократно уступал таким странам с развитым животноводством, как США (6673 кг), Дания (6265 кг), Швеция (6213 кг), Канада (5780 кг), Финляндия (5446 кг), Великобритания (5215 кг), Япония (5096 кг), Венгрия (4919 кг), а среди бывших союзных республик, составлявших СССР, по этому показателю Казахстан занимал 12-е место, опережая только Закавказские республики. Наряду с серьезными недостатками в ведении сельскохозяйственного
производства, здесь надо учесть значительные и почти ежегодные отклонения объемов его продукции в зависимости от погодных условий.
Например, вслед почти 60-процентным спадом в производстве зерна в 1991 году был рекордный его урожай в 1992 году. Поэтому именно в данной сфере экономики, т.е. в сельском хозяйстве, особенно остро встала проблема изменения подходов к его развитию как с позиции интересов и возможностей самостоятельного государства, так и необходимости быстрейшего освоения новых методов хозяйствования и широкого
внедрения прогрессивных технологий для повышения продуктивности полей и ферм, расширения объемов и совершенствования способов переработки, хранения, транспортировки сырья и создания развитой социальной инфраструктуры села. Однако эта глобальная и неотложная задача пока решается медленно, мало того, за последние годы сельское хозяйство Казахстана впало в глубочайший кризис.
Агропромышленный
комплекс республики
С 1992 года в Казахстане начата, а с конца 1993 года более активно
ведется работа по реформированию его экономики на путях рыночных отношений. Именно за эти годы активизировался процесс формирования многоукладной экономики. К концу 1995 года в республике действовали 91,3 тыс. хозяйствующих субъектов, 73,4 тыс. из которых представляли негосударственный сектор экономики. Удельный вес продук- ции промышленности, произведенной в 1995 году предприятиями негосударственного сектора экономики, составил 30,4%; в сельском хозяйстве доля объема валовойпродукции составляет 38,9%. В республике развивается предпринимательство, средний и малый бизнес: к началу 1996 года работали 21,3 тыс. предприятий и организаций, представляющих их, где было занято 147,2 тыс. человек. Наряду с другими факторами, этому способствует продолжающийся процесс разгосударствления и приватизации. Только в 1993-1995 гг., в рамках малой приватизации, продано 9 тыс. различных объектов, а по программе массовой приватизации, которая ныне практически завершилась, на аукционах продано еще 2 тыс. предприятий (в основном в сфере обслуживания); из 2120 совхозов и других более-менее крупных сельхозпредприятий 93% также подверглись разгосударствлению и приватизации.В результате приватизации и формирования негосударствен- ного (рыночного) сектора экономики, класса собственников, в частные руки уже перешло около 60% уставных фондов приватизированных
предприятий.
Казахстан интенсивно ищет новые пути выхода из создавшегося за
последние годы глубокого экономического и социального кризиса путем оздоровления прежде всего своих базовых отраслей экономики.Одним из таких направлений становится передача крупных промышленных предприятий в контрактное управление отечественным и иностранным
фирмам (за последние 2 года было заключено 42 контракта).
Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.
Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики;
передаточные и
К сожалению, за период независимости Казахстана несырьевые секторы экономики находились на периферии интересов каждого из правительств республики. Как следствие, теперь у нас аграрная, пищевая и другие отрасли остаются неразвитыми.
Однако ограничение в данном случае одной только негативной
характеристикой было бы проявлением необъективности. Есть сферы
деятельности, где наличествуют примеры успешного развития. За эти 12 лет, скажем, были достигнуты определенные положительные результаты в вопросе организации коммунального хозяйства. Кстати, весьма высокие оценки ходу развития социальной отрасли в Казахстане дают и зарубежные
специалисты. Так недавно с официальным визитом республику посетил Герман Греф, представитель правительства Российской Федерации. Он прибыл сюда с целью перенять опыт организации и проведения социальных и административных реформ. Для Казахстана это своего рода прецедент.
Но все же факт остается фактом: Казахстан не обладает
конкурентоспособной несырьевой экономикой. Конечно, такой результат
является следствием вполне объективных причин. Сейчас ситуация начинает меняться. В этом году руководство страны разработало программу развития сельского хозяйства. Оно же с некоторых пор стало уделять больше внимания проблемам малого и среднего бизнеса. Но внимания эти отрасли удостоились довольно поздно. И это выглядит уже как попытка наверстать упущенное.
Нынешний принцип комплексного экономического развития Казахстана «step by step» - «шаг за шагом». Сырьевой сектор дает толчок для развития иных сфер – промышленной, аграрной, производственной. Он же при возникновении каких-тотрудностей поддерживает их в плане финансирова- ния. Основной же акцент ставится на развитие одной определенной отрасли в течение определенного периода времени.
Интересно, что государства, находившиеся ранее в схожих условиях,
являют в основной своей массе примеры отрицательного свойства. Страны, чей экономический рост обеспечивался главным образом за счет природных ресурсов, либо заболевали «голландской болезнью», либо просто проедали запасы своих недр. Исключение же составляют некоторые государства Западной Европы, к примеру Норвегия, которая одновременно поднимала все сферы своей экономики.
Если рассматривать страны Юго-Восточной Азии, которые многие аналитики часто ставят в пример Казахстану, то надо отметить следующее. Они развивались по иному, не во всем приемлемому пути. Эти государства не обладали большими запасами углеводородов и металлов, а упор делали на наращивание интеллектуального капитала. И в отличие республики Казахстан, страны Юго-Восточной Азии изначально определили собственное место в системе мирового производства, добились создания необходимых условий и получили поддержку со стороны США и ряда европейских держав.
Обширность территории, огромные различия в климатических и
географических условиях, а также низкая плотность населения делают проблему транспорта в Казахстане особенно значительной и важной, хотя за годы советской власти и в этой сфере экономики произошли огромные количественные и качественные преобразования: эксплуатационная длина
железных дорог общего пользования на территории республики достигла 14,5 тыс. км, общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (также общего пользования) - 82 тыс. км, авиационных трасс (в пределах республики) - 108 тыс. км, внутренних судоходных путей на реках - 4 тыс. км. Однако основным видом транспорта, как для перевозки грузов, так и пассажиров (в том числе на международных сообщениях) остается автомобильный транспорт, что в условиях Казахстана является не совсем удобным средством передвижения. На долю железнодорожного
транспорта даже в более благоприятные годы приходилось лишь 13% отправленных грузов и менее 20% перевозки пассажиров по междугород -ным сообщениям. Доля авиации и речного транспорта совсем ничтожна в перевозках грузов, а в отправлении пассажиров занимают менее 4% от общего объема пассажироперевозок. Тем не менее можно утверждать, что
транспорт даже по "советским" стандартам был развит неплохо. Другое дело, что советская техника имела другой параметрический подход, и самое главное
- на протяжении последних 10 и более лет почти не обновлялась. Если учесть к тому же еще и то, что теперь транспорт суверенного государства должен соответствовать общемировым стандартам, необходимость скорейшей и глубокой его модернизации становится понятной. Несмотря на удаленность от океанов, являясь как бы мостом между Европой и Азией, имея громадную территорию, что таит в себе исключительно высокий транспортный (транзитный) потенциал для других государств, Казахстан может формировать через свою территорию мировые сухопутные магистрали.
Еще в древние времена народы, живущие на территории современного
Казахстана и Средней Азии, сполна познали преимущество соседства с трассой Великого шелкового пути, общая протяженность которого от юго-восточных окраин Китая до средиземноморского побережья Турции составляла более 6,5 тыс. км. Через их земли шло огромное количество товаров, обмен передовой культурой. Понимая это, Казахстан уже сумел сделать первые шаги в его восстановлении, но уже более современными средствами транспорта. Казахстан сейчас имеет связь всеми видами современного транспорта (по железным и автомобильным дорогам, авиатранспортом) с Китаем и практически может перевозить грузы стран Европы и Азии в любую точку Китая, стран Юго- Восточной Азии. Открыто морское сообщение с Ираном, смешанное (железнодорожно- автомобильное) с Турцией. С открытием в мае 1996 года недлинной рельсовой ветки к сети железных дорог Ирана до границ
Туркменистана восстанавливается в железнодорожном варианте Великий "Шелковый путь" от китайского Дальнего Востока в Европу. Казахстан совместно с Китаем ведет большую работу по развитию станции "Дружба'', через которую в ближайшем будущем будут проходить миллионы тонн грузов многих стран Мира.На его территории завершается электрификация железных дорог южного и северного направлений железнодорожных магистралей. Начаты работы по коренной реконструкции и новому развитию Алматинского международного и других аэропортов. Подготовлены планы увеличения мощностей гавани на побережье Каспийского моря.
Однако для ускорения всех этих широкомасштабных и имеющих
международное значение мероприятий Казахстану требуются большие инвестиции: в первую очередь на развитие и модернизацию железных дорог на юге, на модернизацию наземных коммуникаций и системы управления воздушного транспорта.
В августе 2012 года исполнилось 20 лет со дня установления дипломатических отношений между Республикой Армения и Республикой Казахстан. За прошедшие годы в наших странах были осуществлены существенные преобразования в различных сферах общественно-политичес -кой и социально-экономической жизни.В Казахстане в основе преобразова -ний во многом легла Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года, ставящая во главу угла такие принципы, как процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Данный документ заложил прочные основы развития республики, получившей свой независимый статус после распада Союза.
Основное содержание проводимых в Казахстане
последние десятилетия реформ заключалось
в трансформации страны в безопасное,
стабильное, экологически устойчивое
государство с динамично развивающейся
экономикой. В соответствии с поставленными
задачами был обозначен и ряд долгосрочных
приоритетов в развитии государства и
общества, такие, как: обеспечение национальной
безопасности и внутриполитической стабильнос-
ти, консолидация общества; обеспечение
экономического роста, базирующегося
на открытой рыночной экономике с высоким
уровнем иностранных инвестиций и внутренних
сбережений; обеспечение здоровья, образования
и благополучия граждан Казахстана; развитие
энергетических ресурсов и инфраструктуры,
в особенности в сферах транспорта и связи
и создание и развитие профессионального
государства. Эти приоритеты служат основой
для формирования планов развития страны
в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Так, в ближайшее десятилетие основополагаю-
щими направлениями в деятельности казахстанского
государства будут подготовка к посткризисному
развитию; обеспечение устойчивого роста
экономики за счет ускорения диверсификации
через индустриализацию и развитие инфраструктуры;
приоритетом является и дальнейшая необходимость
форсированной инновационной модернизации
во всех сферах общественно-политического
и социально-экономического развития,
инвестиции в будущее и повышение конкурентоспособности
человеческого капитала для достижения
устойчивого экономического роста, процветания
и социального благополучия казахстанцев;
обеспечение населения качествен- ными
социальными и жилищно-коммунальными
услугами и укрепление межнационального
согласия, безопасности, стабильности
международных отношений.