Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:02, контрольная работа
Тенденция развития современного крупного российского бизнеса связана с тем, что в его деятельности экономическая результативность все более тесно связывается с социальной практикой, его соучастием в общественно значимых проектах.
Модели
взаимодействия государства и бизнеса
Тенденция развития современного крупного российского бизнеса связана с тем, что в его деятельности экономическая результативность все более тесно связывается с социальной практикой, его соучастием в общественно значимых проектах.
Это
обуславливает изменение
Вклад бизнес-структур в решение социальных проблем общества должен осуществляться не только в виде разовой спонсорской или благотворительной помощи, направленной на улучшение имиджа компании, а в виде целостных, системных корпоративных социальных программ.
Эти программы предполагают взаимодействие бизнеса как с государством в целом, так и с местными сообществами и обязательное участие бизнеса в принятии решений и их реализации, как на уровне отдельных социальных программ, так и на уровне Федеральных национальных проектов.
Деятельность в социальной сфере — это на сегодня наиболее актуальная и важная форма проявления социальной ответственности бизнеса. Для более полной реализации концепции социальной ответственности государству необходимо согласовывать с бизнес-структурами вопросы принятия важных решений и стремиться к достижению общей позиции в области социальной политики и экономических стратегий.
Рядом исследователей были выявлены четыре основные модели взаимодействия бизнеса и государства: «Добровольно-принудительная благотворительность», «Город-комбинат», «Торг», «Социальное партнерство».
Основной характеристикой первой модели взаимодействия является диктат власти, препятствующий росту эффективности программ бизнеса. При этом бизнес не может эффективно проводить экспертизу целесообразности финансируемой деятельности. Модель «Торг» предполагает, что ни власть, ни бизнес не могут диктовать другой стороне правила игры. При этом их деятельность разобщена. Третья модель основана на благотворительной деятельности предприятия, которая необходима для функционирования общества, компенсирует отсутствие инициатив государства. Самой приемлемой является модель «Социальное партнерство», которая основана на равноправном взаимодействии государства и бизнеса по реализации социальной политики.
Но, в реализации социального партнерства государства и бизнеса должен присутствовать и третий активный субъект — общество. Во взаимоотношениях с бизнесом и государством представителем общества может и должна быть Общественная палата Российской Федерации. Общественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32.
Согласно данному закону, Общественная палата избирается каждые два года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля над деятельностью органов власти.
Палата состоит из одиннадцати комиссий, имеющих различное направление деятельности, например таких как: Комиссия Общественной палаты по развитию образования; Комиссия Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике; Комиссия Общественной палаты по науке и инновациям; Комиссия Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры; Комиссия Общественной палаты по охране здоровья и экологии. На мой взгляд, рационально введение и налаживание функционирования дополнительной комиссии — комиссии по реализации социальных проектов, которая станет одним из субъектов взаимодействия государства, бизнеса и общества, представляя в этой схеме интересы общества.
Каждая
комиссия включает в себя ряд рабочих
групп, с закрепленными
Как
было отмечено ранее, представители
бизнеса могут поддерживать как
существующие социальные проекты, так
и разрабатывать и
На основе данного утверждения, была разработана трехсторонняя модель взаимодействия государства, бизнеса и общества по решению социальных проблем путем разработки и реализации долгосрочных социальных проектов.
Основные субъекты взаимодействия:
— Государство — органы
— Бизнес — представители
крупного бизнеса,
— Общество — Общественная
палата РФ (комиссия по реализации
социальных проектов), опросы ВЦИОМ,
проводимые непосредственно до
реализации программы по
На мой взгляд, взаимодействие может осуществляться по трем основным направлениям:
— Инициатива бизнеса;
— Инициатива органов
— Общественная инициатива.
Если программа разработана бизнес структурой либо органами власти, то она должна быть представлена на рассмотрение в комиссию по реализации социальных проектов. Если же программа предложена общественной палатой, то о ней должны быть извещены представители бизнеса, для поиска источника финансирования.
Рассмотрим подробнее предложенные модели взаимодействия.
Модель первая — инициатором программы является бизнес. В этом случае функции между субъектами взаимодействия будут распределяться следующим образом:
Бизнес структура: 1. Разработка социально-значимой программы; 2. Внесение ее на обсуждение; 3. Финансирование.
Государство: 1. Оценка возможных результатов программы, существующих рисков; 2. Обеспечение реализации программы в рамках закона; 3. Контроль за реализацией программы; 4. Частичное финансирование (не во всех случаях).
Общество:
1. Оценка значимости программы для
общества, потребности общества в
ее реализации; 2. Анализ возможных позитивных/
Модель вторая — социальная программа разрабатывается по инициативе органов власти. В данной ситуации на субъектов взаимодействия ложатся следующие обязательства:
Государство: 1. Разработка социально-значимой программы; 2. Внесение ее на обсуждение; 3. Частичное финансирование.
Бизнес: 1. Оценка своих финансовых возможностей; 2. Оценка значимости реализации программы для своей основной деятельности; 3. Финансирование, либо частичное финансирование программы.
Общество: 1. Оценка значимости программы для общества; 2. Анализ позитивных/негативных результатов; 3. Одобрение/неодобрение программы; 4. Общественный контроль за исполнением программы.
И
заключительная третья модель — программа,
направленная на решение социальной
проблемы разрабатывается
Общество: 1. Разработка социально-значимой программы.
Бизнес: 1. Оценка целесообразности финансирования данной программы; 2. Финансирование, либо частичное финансирование.
Государство: 1. Оценка возможных результатов программы, существующих рисков; 2. Обеспечение реализации программы в рамках закона; 3. Контроль за реализацией программы; 4. Частичное финансирование программы.
Таким образом, описаны основные модели взаимодействия государства, бизнеса и общества по решению социальных проблем посредством реализации социальных программ.
Предложенная схема взаимодействия, на мой взгляд, позволяет учитывать интересы всех заинтересованных сторон, дает возможность контролировать процесс реализации программ, позволяет оценить эффективность мероприятий, расширить границы финансирования социальных проектов. Так же данная модель позволит предвидеть результаты и возможные риски при реализации программы и, в итоге, разрабатывать и реализовывать социальные программы, объективно отражающие потребности населения, финансово обеспеченные и находящиеся под контролем государства.
Для более четкого представления о предложенной модели, рассмотрим конкретный пример решения социальной проблемы посредством реализации социального проекта (программы) на основе взаимодействия государства, бизнеса, и общества.
Для моделирования ситуации рассмотрим решение актуальной в настоящее время проблемы безработицы, посредством разработки и реализации программы переобучения и повышения квалификации. В данном случае функции субъектов взаимодействия на уровне трех предложенных моделей будут распределяться следующим образом:
Модель 1: Инициатива бизнеса.
Бизнес: 1. Разработка программы; 2. Вынесение ее на рассмотрение общества и органов власти; 3. Финансирование.
Государство: 1. Оценка программы: наличие потребности в тех профессиях, которым будут обучать, внесение возможных коррективов в программу; 2. Обеспечение рабочими местами участников программы, возможно создание дополнительных рабочих мест.
Общество: 1. Оценка значимости программы для общества: есть ли нуждаемость в данного рода программе и насколько граждане готовы сменить свою профессию; 2. Анализ уже существующих программ данного направления, возможный отказ в реализации программы ввиду того, что она дублирует уже существующие, вынесение предложения осуществить финансирование другой, более значимой программы.
Модель 2: Инициатива государства.
Государство: 1. Разработка программы; 2. Вынесение ее на рассмотрение общества и органов власти; 3. Частичное финансирование.
Общество:
1. Оценка значимости программы для
общества: есть ли нуждаемость в
программе и насколько граждане
готовы сменить свою профессию; 2. Анализ
уже существующих программ данного
направления, возможный отказ в
реализации программы ввиду того,
что она дублирует уже
Бизнес: 1. Частичное финансирование; 2.Анализ положения дел в своей отрасли, на основе которого возможно решение о предоставлении рабочих мест участникам программы, либо временное трудоустройство.
Модель 3: Инициатива Общества.
Общество: 1. Разработка программы (с учетом оценки ее значимости и общественного мнения).
Информация о работе Модели взаимодействия государства и бизнеса