Модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся

Содержание

Введение
1Теоретические аспекты рыночной экономики
2Специфика российской модели рыночной экономики
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Модель рыночной экономики.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфи­ческие особенности каждого отдельного хозяйства, безуслов­но, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой про­граммы, все меры должны быть взаимосвязанны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную страте­гию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.[11,c.389]

           В настоящее время переходная экономика России представ­ляет собой взаимодействие, с одной стороны, прошлой, (но еще не ушедшей с арены) централизованной системы хозяйствова­ния, а с другой стороны, новой рыночной системы. Это означа­ет, что внешние, экзогенные, факторы — факторы централизованного управления — сдерживают развитие рынка, и следова­тельно, внутренние, эндогенные, силы развития экономики «сдавлены» и не могут проявить себя в полной мере. Поэтому не случайно, что переходная экономика формируется в проти­воречивых, нередко исключающих друг друга условиях: с одной стороны, либерализация экономики, а с другой — все еще жесткий государственный контроль.

Специфика переходной экономики в России такова:

1.              Плюрализм форм собственности, т. е. :

а)              экономическое и внеэкономическое (бюрократическое
и т. п.) отчуждение работников от средств производства и пре­вращение их в наемных работников;

б)              трансформация бывшей номенклатуры в собственников,
обеспечивающих первоначальное накопление капитала;

в)              реорганизация бывших государственных предприятий в
закрытые бюрократические корпорации.

2.              Интеграция централизованных и рыночных форм хозяй­ствования.

Экономическая власть в руках крупных корпораций, что превращает их в господствующую экономическую силу обще­ства.

3.              Новые распределительные отношения доходов.

На этой основе формируется специфическая структура общества: с од­ной стороны, капиталистическая элита, с другой — средний
класс, обслуживающий элиту (служащие СП, средняя госу­дарственная корпоративная бюрократия, работники финансо­вых учреждений, охрана и др.), и нарождение беднейшего класса наемных работников.

Соединение всех названных специфических закономернос­тей приводит к парадоксальному итогу: чем выше концентра­ция экономической власти в руках элиты, тем меньше возможности свободного гармоничного развития человека, тем боль­ше деградация и пауперизм широких слоев населения. Таков классический путь первоначального накопления капитала, который в настоящее время имеет место и в России.

Чтобы выйти из этого состояния, необходимо бороться за создание социально ориентированной экономики через усиление государственной власти, не допускающей уве­личения пропасти между богатыми и бедными.

Исходные условия. Для перехода российской экономики к модели социально ориентированного рыночного хозяйства требуется активизация потребительского (платежеспособного) спроса населения и предприятий. В развитых странах платежеспособный спрос стимулируется через регу­лирование процентных ставок, заработной платы, цен, налогов, денеж­ной массы, валютного курса и т. д. В России начиная с 1992 г. в результа­те проведения курса реформ наблюдается падение платежеспособного спроса. В результате гиперинфляции обесценились сбережения населе­ния. Как следствие, не только снижен платежеспособный спрос, но и ут­рачен один из основных источников финансирования инвестиций. Отсут­ствие ориентации на социальные цели явилось одной из важнейших при­чин потери доверия к правительственной программе проведения курса реформ.

В начале 1998 г. в Минэкономики РФ были разработаны прогнозы функционирования экономики России на период до 2001 г. В ближайшие два года (1998-1999 гг.) не предусматривался переход к высоким тем­пам экономического роста. Более того, ожидалось, что в 1998 г. темпы прироста основных макропоказателей будут низкими. Так оно и случи­лось в результате мирового финансового кризиса, разразившегося в Рос­сии 17 августа 1998 г.

Чтобы обеспечить экономический рост в будущем, необходи­мо решить сегодняшние проблемы российской экономики.

Первая проблема — избавиться от дефицита финансового (денежного) капитала. Он возник в ходе гиперинфляции 1992-1994 и 1998 гг. и уничтожил сбережения населения и оборотный капитал реального сектора. Отсюда — чрезмерно высокая цена кредитов, неплатежи в реальном секторе, низ­кий платежеспособный спрос.

Вторая проблема — обеспечить эффективность значитель­ной части производства и, как результат, укрепить трудовой, материальный, институциональный, природный потенциалы России.

С этой целью государство должно стимулировать инвести­ции в развитие экономики.

Чтобы устранить негативное влияние проводимых реформ на соци­ально-экономическое положение в стране, необходимо в области бюд­жетной политики:

- поставить выполнение доходной части бюджета в жесткую зависи­мость от финансового состояния реального сектора экономики;

- избегать роста задолженности по заработной плате бюджетным организациям и ее перманентного накопления (фактически принудитель­ный заем средств у населения) и погашения;

- ввести в законодательное русло процесс использования денежной
эмиссии в целях обеспечения российской экономики и увеличения эмис­сионного дохода коммерческими структурами и Центральным банком
России;

- необходимо пресечь неограниченные заимствования на практичес­ки бесплатной безвозмездной основе средств фондов социального страхо­вания, пенсионного и других для покрытия текущих расходов бюджета и
восстановить практику целевого кредитования не только банков для финансирования реального сектора экономики, но и Министерства финан­сов РФ в рамках предоставления кредитов под проекты на конкурсной
основе при возможном участии в таких конкурсах самих банковских
структур.

В области налоговой политики в целях нормализации финансового положения основного контингента налогоплательщиков можно выде­лить следующие приоритеты:

- сбалансированное распределение налогового бремени между отрас­лями экономики (снижение налоговой нагрузки на топливно-сырьевые
отрасли и соответственно уровня затрат в энергоемких производствах);

- проведение гибкой политики налоговой нагрузки на промышлен­ные предприятия и на население;

- изменение действующей практики начисления налогов в сторону
учета реальной выручки как базы для налогообложения, что позволит ре­шить проблему уплаты налогов «живыми деньгами»;

- в области денежно-кредитной политики необходимо преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству.
Именно государство — основной гарант устойчивости национальной валю­ты и источник доверия к национальным институтам денежной системы;

- необходимо полнее включать бюджеты домашних хозяйств в сферу
кредитно-денежных отношений. Именно состояние семейных бюджетов
основного массива граждан отражает и определяет прогрессивность (или
регрессивность) проводимой политики. ЦБ России должен расширить
сферу своей ответственности за стабильность национальной валюты.
Банк России призван контролировать достаточность денежной массы не
только в целом по стране, но и по каждому из секторов экономики, реги­онов, а также пропорции функциональной ее структуры (сбережений де­нег в текущем обороте). Не менее важно обеспечить спрос на денежные
ресурсы в разрезе агрегатов денежной массы (наличной, на счетах пред­приятий и т. д.), а не просто совокупного спроса на деньги.

В области денежно-кредитной политики курс проведения реформ дол­жен быть ориентирован на преодоление неплатежей населению, снижение диспропорций доходов основных его групп, обеспечение государством гражданам реального прожиточного минимума. В этой связи первоочеред­ными целями денежно-кредитной политики государства должны стать:

- показатели реальных доходов населения и прежде всего степень
обеспеченности широких слоев граждан кредитными услугами;

- в условиях высокого уровня долларизации накоплений населения
основой курса на последовательное укрепление покупательной способно­сти национальной валюты и усиление гарантий накоплений в россий­ских банках должно стать принятие специального закона о сбережениях
граждан. Одномоментные меры по снижению уровня долларизации сбе­режений способны лишь обострить ситуацию в сфере денежного обраще­ния и усугубить недоверие к российскому государству, а главное — резко
повысить давление на потребительский рынок. Кроме того, любые чрез­вычайные меры репрессивного характера будут играть на руку опреде­ленным группам участников финансового рынка;

- чтобы увеличить привлекательность сбережений в национальной
валюте необходима система гарантий;

- включение населения в систему кредитно-денежных отношений
традиционно сводится к одному аспекту — привлечению сбережений на­
селения в качестве банковских ресурсов;

- активизация кредитования сектора домашних хозяйств как необходимого условия обеспечения устойчивости банковской системы (ликвидности российских банков) и экономического роста — обычно упуска­ется из виду. Современная денежно-кредитная политика формируется в
ограниченном рамками макроэкономического подхода информационном
пространстве, которое в условиях повышенной нестабильности экономи­ки не дает адекватного представления о происходящих социально-эконо­мических процессах, тем более в сфере денежных отношений;

- установление четкого «статуса» клиента банка как лица, обладаю­щего определенной совокупностью прав и обязанностей, интересы кото­рого призвано защитить государство. Прежде всего нужно отказаться от
неверного, хотя и закрепленного в законе, положения о том, что государ­ство не отвечает по обязательствам коммерческих банков. Это его прямая
обязанность перед гражданином.

Итак, в результате проведения курса реформ в России заложены правовые и институциональные основы рыночной эко­номики, вместе с тем налицо спад производства, финансово-экономическая нестабильность и глубокий социальный кри­зис. А отсюда разочарование населения в реформах и активи­зация разнообразных форм социального протеста. И причиной тому явилась непродуманная политика приватизации, что ис­ключило мощные социально-экономические механизмы из инструментария рыночных реформ.[11,c.392]

        Особенности предстоящего периода — в крайней ограниченности выбора целе­вых направлений конструктивной анти­кризисной стратегии. Масштабы угроз ближайшего десятилетия и располагае­мые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное со­держание экономического развития, необходимые для преодоления нового обострения системного кризиса.

Первое направление — повышение уров­ня и качества жизни основной массы населения.

В ближайшее десятилетие эта задача является императивом антикризисной стратегии по целому ряду причин. С од­ной стороны, уход от сегодняшней ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже прожи­точного минимума, необходим для того, чтобы сохранить «человеческий капи­тал», демографический, образовательный и культурный потенциал общества и со­здать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и предпринима­тельской деятельности. С другой сторо­ны, рост благосостояния необходим и как фактор экономического оживле­ния: запустить российскую экономику невозможно, если не будет создан эф­фективный платежеспособный спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных товаропроизводителей.

В конечном счете за десять лет требу­ется создать российский «средний класс» — массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ни­же дореформенного. Он должен охва­тить, по крайней мере, 40% населения. Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Как по­казывают расчеты, для реализации таких условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,8 раза.

Второе направление — резкая активи­зация инвестиций для качественной модернизации производственно-технологического аппарата и поддержания сырьевой базы экономики. Для того, чтобы сохранить необходимые производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественно­го обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза. При этом необходимо:

- расширить внутренние финансовые источники инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора;

- перейти к режиму интенсивного обновления производственного аппарата;

- обеспечить структурный маневр ин­вестициями в пользу обрабатываю­щей промышленности и сельского хозяйства;

- восстановить и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (машин, технологического оборудования), максимально задействовав име­ющийся инновационный и технологи­ческий потенциал.

Третье направление — обеспечение воен­ной безопасности страны. Уровень прогнозируемых в период с 2006 по 2015 год военных угроз, а также требования военно-технологической безопасности требуют увеличения рас­ходов на национальную оборону в 2,2 раза, до 175-180 миллиардов рублей. Нормализация расходов на оборону подразуме­вает, в частности:

- поддержание численности вооружен­ных сил, необходимой для ведения одного-двух вооруженных конфликтов средней интенсивности на различных театрах военных действий, то есть не менее 1,2 миллиона человек (это потребует не менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных расходов на одного военнослужащего в 45 ты­сяч рублей);

Информация о работе Модели рыночной экономики