Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:01, доклад
Основной, как бы базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики. Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может.
Либеральная экономика 2
Социально ориентированная экономика 3
Импортозамещающая экономическая система 7
Принципы построения экономики в НИС Восточной и Юго-Восточной Азии 8
ЭМИ-111 |
Модели рыночной эконоки |
Блинова
Мария Павловна |
Оглавление
Либеральная экономика 2
Социально ориентированная экономика 3
Импортозамещающая экономическая система 7
Принципы построения экономики в НИС Восточной и Юго-Восточной Азии 8
Основной,
как бы базовой современной
Следующая экономическая система – так называемая социально ориентированная рыночная экономика3. Главное ее отличие от либеральной системы состоит в том, что государство берет на себя обязательства по поддержанию приемлемого уровня жизни всех лояльных граждан, а также по защите их от экономических потрясений, не вызванных неправильным поведением самих граждан. Данная модель реализуется в двух основных модификациях: западноевропейской и скандинавской.
а) Скандинавская модель. Скандинавская
модель фактически представляет собой
либеральный вариант, надстроенный сильной
социальной политикой и политикой выравнивания
доходов. В области собственно производства
и бизнеса господствуют свободные рыночные
отношения, доля государственной собственности
несущественно отличается от сложившейся
в странах с либеральной экономикой. Так
в Швеции в начале 90-х годов число государственных
предприятий составляло около 7 % среди
средних и крупных, на них было занято
приблизительно 12 % работающих. Продукция
шведских государственных предприятий
составляла 10 % ВВП. В Норвегии на государственных
предприятиях было занято 9 % работающих,
в Дании – 3 %, продукция датских госпредприятий
составляла 4 % ВВП. Однако в сфере распределения
доходов государство занимает очень жесткую
позицию, поддерживаемую, как правило,
большинством населения. Система налогообложения
Швеции до начала 90-х годов изымала в общей
сложности до 53 % личного дохода делового
человека, причем прогрессия шкалы налогообложения
была достаточно крутой (5, 17, 31, 42 %). Доля
налогов в ВВП Швеции составляла 55,3 %, в
то время как в ВВП ФРГ – 37 %, в ВВП США –
28,9 %. Подоходный налог4 со шведских
компаний взимался в размере 52 %. Изъятые
таким образом средства позволяют создавать
полностью государственную и весьма обширную
социальную сферу. Значительные пособия
выплачиваются всем молодым семьям,
пенитенциарная система5 поддерживается
на таком уровне, который не имеет аналогов
в мире, система образования является
бесплатной и т.д. В 2002 году по расходам
на душу населения в сфере образования
Норвегия занимала 3 место в мире, Дания
– 7, Финляндия – 11, Швеция – 12. По душевым
затратам на здравоохранение Норвегия
также была третьей в мире, Дания занимала
4-е место, Швеция – 6, Финляндия – 16. В итоге
уровень жизни в странах с данной моделью
очень высок, коммунальное хозяйство и
культура общественного быта пребывают
на недосягаемой высоте, расслоение по
имущественному признаку очень невелико.
Однако экономика не обладает той мобильностью,
которая характерна для стран с либеральной
моделью, а темпы экономического роста
хоть и стабильны, но невысоки. В странах
«скандинавской модели» широко распространена
кооперация. В Швеции в начале 90-х годов
на кооперативы приходится 5 % всех занятых,
7,5 % занятых в промышленности и 14 % занятых
в розничной торговле. Кооперативы производят
5 % промышленной продукции и 80 % конечной
продукции сельского хозяйства. Экономика
стран «скандинавской
модели» высококонцентрирована.
На рубеже 80-х и 90-х годов страны скандинавской
модели пережили кризис, оказавшийся особенно
глубоким в Швеции. Уровень ВВП в этой
стране на протяжении 1991-1993 годов падал.
Общее сокращение составило 5 %. В 1991 году
шведское правительство снизило предельную
ставку подоходного налога до 50 %, а предельную
ставку на доходы корпораций с 52-57 до 30 %.
Это вызвало нарастание бюджетного дефицита.
Подобные меры были предприняты и в Норвегии.
В Швеции с 1994 года, а в других странах
данной модели с 1991 года возобновился
нормальный экономический
рост. И хотя государственное потребление в Швеции продолжало снижаться до 1997 года, все же в 1996 году государственные расходы составляли 68 % ВВП страны, а доходы госбюджета – 53 %. Принципы построения шведской экономики не претерпели существенных изменений. Таким образом, можно констатировать, что «скандинавская модель» продемонстрировала как свою уязвимость, так и, не смотря на это, высокую жизнеспособность.
б)Западноевропейская(
Рассмотрим систему, которая получила название импортозамещающей. Данный тип экономики обычно складывается в странах со слабой и очень зависимой от внешних поставок экономикой или, что случается гораздо реже, в странах самодостаточных, обладающих большими внутренними ресурсами. Примером такой страны является Индия. Укрепление национального хозяйства в этих условиях часто происходит на пути постепенного вытеснения импортных товаров отечественными. При этом ведущая роль отводится государству. Так как национальный капитал, как правило, не имеет серьезных источников инвестиционных ресурсов, государство начинает создавать базовые тяжелые отрасли за счет бюджета. Складывается промышленная структура, в которой доминируют государственные предприятия тяжелой промышленности и инфраструктуры. Национальный частный бизнес представлен в легкой промышленности и сфере обслуживания. Иностранные инвестиции жестко контролируются, предпочтение отдается кредитам, т.к. правительство постоянно испытывает недостаток средств для финансирования большого, громоздкого и малорентабельного государственного сектора и проведения многочисленных программ индустриализации. Нередко государство контролирует практически всю финансовую сферу. Во внешнеэкономической деятельности господствует жесткий протекционизм в форме высоких таможенных пошлин и прямых запретов на импорт. На ранних этапах экспорт не слишком поощряется, но с ростом дефицита госбюджета он начинает стимулироваться правительством. Для этой системы характерен большой внешний долг, высокая инфляция, не очень хорошая наполненность рынка, слабое развитие социальной сферы, т.к. государственные ресурсы используются для подъема промышленности, жесткая внутренняя политика, коррупция, перетяжеленная структура производства. Подобного рода экономические системы были особенно распространены в Латинской Америке, однако к настоящему времени данная система в основном отошла в прошлое. Следует отметить, что в Индии импортозамещающая экономическая модель обладает существенным своеобразием, что будет показано ниже.
Одним из наиболее перспективных экономических регионов является Восточная и Юго-Восточная Азия. В литературе сложилось устойчивое представление о том, что в Новых индустриальных странах Азии первой и второй волны сложилась экспортоориентированная экономическая модель. Подобное определение в явном виде присутствует в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Думается,
что это не соответствует
но, как правило, существует консенсус между властью и основной частью народа, основанный на активном использовании традиционной идеи мудрого централизованного правления. В целом государство проводит весьма прагматичную политику, не держась за какие-то определенные модели и принципы. Итогом является высокий устойчивый рост, высокая конкурентоспособность национальных товаров и очевидное повышение уровня и качества жизни населения при некотором отставании политической и социальной сфер, сохранение традиционного культурного своеобразия. Следует отметить, что Восточно-азиатские экономические модели постоянно находятся в процессе реформирования, что выгодно отличает их от большинства прочих моделей, обладающих гораздо большей жесткостью. На наш взгляд, речь идет именно о реформировании, а не о трансформации системы, т.к. ее основные элементы все же остаются неизменными. Таковыми являются ведущая роль государства как движущей силы экономического развития, деловая этика, в той или иной степени восходящая к конфуцианству, активное использование внешнеэкономических ресурсов, смешанная система отношений собственности с приниженной по западным представлениям ролью частной собственности, эффективный государственный контроль над всеми ключевыми элементами системы и т.д. На наш взгляд, данная система очень жестко вписана в местный цивилизационный контекст. В то же время, многие российские, западные исследователи высказывают мысль, что причина успеха стран региона заключается в сочетании правильной экономической политики с удачным набором государственных институтов, что делает ее пригодной для распространения на другие регионы. Эту мысль мы находим в докладе секретариата UNCTAD, сделанном в 1996 году, в интереснейшем исследовании Джона Файербэнка, в книге «Asia-Pacific Economies», и других источниках. На это можно ответить, перефразировав слова авторов изданного в Лондоне исследования «Behind East Asian Growth» о том, что «35 лет назад все эти [восточно-азиатские] страны, исключая Японию, были бедными, и некоторые все еще таковы. Неужели конфуцианство коренным образом изменилось за это короткое время?» Мы, в свою очередь, можем спросить: «Феномен НИС Азии известен уже 30 лет. Почему же этот всесторонне изученный опыт не распространяется за пределы региона?» На наш взгляд, причина именно в том, что здесь проявились коренные свойства Дальневосточной цивилизации, причем неверно сводить их только к конфуцианству, как это делают авторы, обладающее несколько более объемным взглядом. Конфуцианство является важнейшим, но далеко не единственным элементом Китайской цивилизации. Фактически можно говорить о полномасштабном принятии конфуцианства лишь в самом Китае и Корее. Даже в Японии конфуцианство не являлось официальной идеологией или религией, хотя, безусловно, было широко известно и изучаемо. Поэтому Восточноазиатскую модель следует сопоставлять с китайской цивилизацией как цельным комплексом, не вычленяя из нее какие-то отдельные, пусть и весьма важные элементы. 3.5 Арабская ресурсная экономика