Модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:01, доклад

Описание работы

Основной, как бы базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики. Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может.

Содержание

Либеральная экономика 2
Социально ориентированная экономика 3
Импортозамещающая экономическая система 7
Принципы построения экономики в НИС Восточной и Юго-Восточной Азии 8

Работа содержит 1 файл

Модели рыночной экономики.docx

— 143.33 Кб (Скачать)
ЭМИ-111
Модели  рыночной эконоки
 
 
 
Блинова Мария Павловна 
 

 

Оглавление

Либеральная экономика 2

Социально ориентированная  экономика 3

Импортозамещающая экономическая система 7

    Принципы  построения экономики  в НИС Восточной  и Юго-Восточной  Азии 8

1Либеральная экономика

 

    Основной, как бы базовой современной экономической  системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики. Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего финансовыми методами. Так, большинство квазиобщественных и даже часть общественных благ в этой системе производится частными фирмами по заказу или при поддержке государства. Число естественных монополий крайне мало, государственная собственность (в сфере производства и распределения) составляет несколько процентов от общего объема производственных фондов, функционирует огромное число мелких фирм, процедуры открытия и ликвидации предприятия крайне просты. Основным финансовым результатом, отслеживаемым фирмами, является, как правило, норма или 2объем прибыли. Государственная социальная поддержка оказывается только лицам, опустившимся за черту бедности, большинство социальных услуг для экономически благополучного населения реализуется на индивидуальной частной платной основе через системы добровольного страхования. Целями экономической политики внутри страны являются поддержание справедливой конкуренции и высокого уровня производства, во внешнеэкономических связях практикуется умеренный протекционизм, выражающийся в требовании свободы торговли в тех отраслях, в которых национальные фирмы занимают сильные позиции, и отстаивании права на защиту национальных интересов в тех отраслях, где конкуренты сильнее. Налоговая система чаще всего носит фискальный характер, то есть, ориентированна не столько на функцию регулирования экономических процессов, сколько на функцию сбора средств для нужд правительства. Кроме того, она ориентируется на поддержку малого и инновационное предпринимательство. Финансирование науки и образования носит смешанный характер, прикладные исследования и элитные учебные заведения финансируются из частных фондов. Государство нередко проявляет себя не в качестве организатора, а в качестве заказчика научных разработок. В целом государство и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система на сегодняшний день наиболее полно реализована в США.

Социально ориентированная  экономика

 

    Следующая экономическая система – так  называемая социально ориентированная рыночная экономика3. Главное ее отличие от либеральной системы состоит в том, что государство берет на себя обязательства по поддержанию приемлемого уровня жизни всех лояльных граждан, а также по защите их от экономических потрясений, не вызванных неправильным поведением самих граждан. Данная модель реализуется в двух основных модификациях: западноевропейской и скандинавской.

а) Скандинавская модель. Скандинавская модель фактически представляет собой либеральный вариант, надстроенный сильной социальной политикой и политикой выравнивания доходов. В области собственно производства и бизнеса господствуют свободные рыночные отношения, доля государственной собственности несущественно отличается от сложившейся в странах с либеральной экономикой. Так в Швеции в начале 90-х годов число государственных предприятий составляло около 7 % среди средних и крупных, на них было занято приблизительно 12 % работающих. Продукция шведских государственных предприятий составляла 10 % ВВП. В Норвегии на государственных предприятиях было занято 9 % работающих, в Дании – 3 %, продукция датских госпредприятий составляла 4 % ВВП. Однако в сфере распределения доходов государство занимает очень жесткую позицию, поддерживаемую, как правило, большинством населения. Система налогообложения Швеции до начала 90-х годов изымала в общей сложности до 53 % личного дохода делового человека, причем прогрессия шкалы налогообложения была достаточно крутой (5, 17, 31, 42 %). Доля налогов в ВВП Швеции составляла 55,3 %, в то время как в ВВП ФРГ – 37 %, в ВВП США – 28,9 %. Подоходный налог4 со шведских компаний взимался в размере 52 %. Изъятые таким образом средства позволяют создавать полностью государственную и весьма обширную социальную сферу. Значительные пособия выплачиваются всем молодым семьям, пенитенциарная система5 поддерживается на таком уровне, который не имеет аналогов в мире, система образования является бесплатной и т.д. В 2002 году по расходам на душу населения в сфере образования Норвегия занимала 3 место в мире, Дания – 7, Финляндия – 11, Швеция – 12. По душевым затратам на здравоохранение Норвегия также была третьей в мире, Дания занимала 4-е место, Швеция – 6, Финляндия – 16. В итоге уровень жизни в странах с данной моделью очень высок, коммунальное хозяйство и культура общественного быта пребывают на недосягаемой высоте, расслоение по имущественному признаку очень невелико. Однако экономика не обладает той мобильностью, которая характерна для стран с либеральной моделью, а темпы экономического роста хоть и стабильны, но невысоки. В странах «скандинавской модели» широко распространена кооперация. В Швеции в начале 90-х годов на кооперативы приходится 5 % всех занятых, 7,5 % занятых в промышленности и 14 % занятых в розничной торговле. Кооперативы производят 5 % промышленной продукции и 80 % конечной продукции сельского хозяйства. Экономика стран «скандинавской модели» высококонцентрирована. На рубеже 80-х и 90-х годов страны скандинавской модели пережили кризис, оказавшийся особенно глубоким в Швеции. Уровень ВВП в этой стране на протяжении 1991-1993 годов падал. Общее сокращение составило 5 %. В 1991 году шведское правительство снизило предельную ставку подоходного налога до 50 %, а предельную ставку на доходы корпораций с 52-57 до 30 %. Это вызвало нарастание бюджетного дефицита. Подобные меры были предприняты и в Норвегии. В Швеции с 1994 года, а в других странах данной модели с 1991 года возобновился нормальный экономический  

рост. И  хотя государственное потребление  в Швеции продолжало снижаться до 1997 года, все же в 1996 году государственные  расходы составляли 68 % ВВП страны, а доходы госбюджета – 53 %. Принципы построения шведской экономики не претерпели существенных изменений. Таким образом, можно констатировать, что «скандинавская модель» продемонстрировала как свою уязвимость, так и, не смотря на это, высокую жизнеспособность.

б)Западноевропейская(континентальная)модель. Западноевропейская модель отличается более глубоким вмешательством государства собственно в производство с целью обеспечения стабильного уровня развития хозяйства и регулирования его структуры. Государство, как правило, берет на себя развитие инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика, среднее образование), или рассматривает эти сферы как отрасли, где должны существовать контролируемые государством естественные монополии. Многие страны, в которых функционирует данная модель, осуществляют индикативное планирование. Государство поддерживает субсидиями, кредитами и прямым вмешательством молодые и перспективные, а так же стратегически важные отрасли. Государственная собственность может достигать 25-30 %. Налоговая политика, как правило, гибкая, ориентированная как на решение социальных задач, так и на стимулирование производства. Социальная сфера представляет собой нечто среднее между социальным обслуживанием в рамках скандинавской и либеральной модели. Поощряется принятие на себя крупными фирмами социальных задач – создание системы пенсионного и медицинского обеспечения своих работников, предоставление высоких пособий при увольнении, создание хороших условий труда и отдыха, благотворительность за пределами предприятия и т.д. Поддерживается развитие третьего сектора, т.е. предприятий, не приносящих прибыли, но имеющих социальное значение для самих занятых и оказывающих коммерчески не выгодные, но социально значимые услуги. Большое внимание уделяется охране и восстановлению природной среды. Экономика в целом ориентируется на стабильный умеренно высокий рост. Отдельная фирма оценивается как по уровню прибыльности, так и по социальным показателям. Развитию конкуренции не придается столь большого значения, как при либеральной модели. Во внешней политике сочетаются либеральные тенденции по отношению к развитым странам, благотворительность по отношению к экономически слабым государствам и протекционизм по отношению к молодым конкурентам.

Импортозамещающая экономическая система

 

    Рассмотрим  систему, которая получила название импортозамещающей. Данный тип экономики обычно складывается в странах со слабой и очень зависимой от внешних поставок экономикой или, что случается гораздо реже, в странах самодостаточных, обладающих большими внутренними ресурсами. Примером такой страны является Индия. Укрепление национального хозяйства в этих условиях часто происходит на пути постепенного вытеснения импортных товаров отечественными. При этом ведущая роль отводится государству. Так как национальный капитал, как правило, не имеет серьезных источников инвестиционных ресурсов, государство начинает создавать базовые тяжелые отрасли за счет бюджета. Складывается промышленная структура, в которой доминируют государственные предприятия тяжелой промышленности и инфраструктуры. Национальный частный бизнес представлен в легкой промышленности и сфере обслуживания. Иностранные инвестиции жестко контролируются, предпочтение отдается кредитам, т.к. правительство постоянно испытывает недостаток средств для финансирования большого, громоздкого и малорентабельного государственного сектора и проведения многочисленных программ индустриализации. Нередко государство контролирует практически всю финансовую сферу. Во внешнеэкономической деятельности господствует жесткий протекционизм в форме высоких таможенных пошлин и прямых запретов на импорт. На ранних этапах экспорт не слишком поощряется, но с ростом дефицита госбюджета он начинает стимулироваться правительством. Для этой системы характерен большой внешний долг, высокая инфляция, не очень хорошая наполненность рынка, слабое развитие социальной сферы, т.к. государственные ресурсы используются для подъема промышленности, жесткая внутренняя политика, коррупция, перетяжеленная структура производства. Подобного рода экономические системы были особенно распространены в Латинской Америке, однако к настоящему времени данная система в основном отошла в прошлое. Следует отметить, что в Индии импортозамещающая экономическая модель обладает существенным своеобразием, что будет показано ниже.

Принципы  построения экономики  в НИС Восточной  и Юго-Восточной  Азии

 

     Одним из наиболее перспективных экономических  регионов является Восточная и Юго-Восточная  Азия. В литературе сложилось устойчивое представление о том, что в  Новых индустриальных странах Азии первой и второй волны сложилась  экспортоориентированная экономическая модель. Подобное определение в явном виде присутствует в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.

    Думается, что это не соответствует действительности. Так называемая экспортная квота, отношение  стоимости экспорта к стоимости  ВВП, в НИС Азии, не отличается порядково от аналогичного показателя некоторых европейских стран со сравнимыми размерами экономики, что явствует из таблицы 2. Не смотря на высокие значения экспортной квоты, нигде в литературе европейские экономики не определяются как «экспортоориентированные». И что самое главное, ориентация на экспорт является лишь одной из черт экономик стран региона, причем далеко не основной и не определяющей. Поэтому в данной работе термин «экспортоориентированная модель» не будет использоваться по отношению к экономической системе НИС Восточной и Юго-Восточной Азии. Наиболее важной чертой региональной экономической системы является активная роль государства в построении мощной экономики. Для этого оно использует обширный набор косвенных и прямых, экономических и, административных методов, целью применения которых является стимулирование национального предпринимательства и ориентирование его на развитие наиболее перспективных отраслей. Финансовые средства на индустриализацию привлекаются из-за рубежа сначала за счет займов, а потом в форме прямых капиталовложений и поступлений от экспорта. Для стимулирования капиталовложений используется гибкая селективно-поощрительная политика. Главной целью хозяйствования и на макро, и на микроуровне считается расширение объемов производства даже и в ущерб рентабельности. В связи с этим фирмы используют заемные средства в гораздо большем объеме, чем обычно, доля собственных средств в капиталовложениях, как правило, не превышает 35 %. Государство часто практикует средне- и долгосрочное планирование, причем плановые цифры играют роль важных ориентиров для бизнеса. Финансовые ресурсы, так же, как и в рамках импортозамещающей экономики, находятся под более или менее жестким контролем государства. Во внешнеэкономической деятельности проводится полномасштабная политика протекционизма. Пошлины на импорт, как правило, достаточно высоки, хотя в тех отраслях, где импорт желателен, они могут и вообще отсутствовать. На ранних и средних этапах функционирует разрешительный режим, который предполагает получение разрешения на каждую сделку в области импорта. По мере укрепления национальной индустрии он сменяется запретительным, в рамках которого все не запрещенные к импорту товары можно ввозить беспрепятственно. Экспортеры активно поддерживаются системой налоговых льгот, субсидий, государственных гарантий и кредитов. Социальная сфера развивается, как правило, замедленными темпами, но поддерживается слабое имущественное расслоение общества как с помощью налоговой системы, так и с помощью пропаганды идей единства нации. Нередко власть носит авторитарный характер

но, как правило, существует консенсус между властью  и основной частью народа, основанный на активном использовании традиционной идеи мудрого централизованного  правления. В целом государство  проводит весьма прагматичную политику, не держась за какие-то определенные модели и принципы. Итогом является высокий устойчивый рост, высокая конкурентоспособность национальных товаров и очевидное повышение уровня и качества жизни населения при некотором отставании политической и социальной сфер, сохранение традиционного культурного своеобразия. Следует отметить, что Восточно-азиатские экономические модели постоянно находятся в процессе реформирования, что выгодно отличает их от большинства прочих моделей, обладающих гораздо большей жесткостью. На наш взгляд, речь идет именно о реформировании, а не о трансформации системы, т.к. ее основные элементы все же остаются неизменными. Таковыми являются ведущая роль государства как движущей силы экономического развития, деловая этика, в той или иной степени восходящая к конфуцианству, активное использование внешнеэкономических ресурсов, смешанная система отношений собственности с приниженной по западным представлениям ролью частной собственности, эффективный государственный контроль над всеми ключевыми элементами системы и т.д. На наш взгляд, данная система очень жестко вписана в местный цивилизационный контекст. В то же время, многие российские, западные исследователи высказывают мысль, что причина успеха стран региона заключается в сочетании правильной экономической политики с удачным набором государственных институтов, что делает ее пригодной для распространения на другие регионы. Эту мысль мы находим в докладе секретариата UNCTAD, сделанном в 1996 году, в интереснейшем исследовании Джона Файербэнка, в книге «Asia-Pacific Economies», и других источниках. На это можно ответить, перефразировав слова авторов изданного в Лондоне исследования «Behind East Asian Growth» о том, что «35 лет назад все эти [восточно-азиатские] страны, исключая Японию, были бедными, и некоторые все еще таковы. Неужели конфуцианство коренным образом изменилось за это короткое время?» Мы, в свою очередь, можем спросить: «Феномен НИС Азии известен уже 30 лет. Почему же этот всесторонне изученный опыт не распространяется за пределы региона?» На наш взгляд, причина именно в том, что здесь проявились коренные свойства Дальневосточной цивилизации, причем неверно сводить их только к конфуцианству, как это делают авторы, обладающее несколько более объемным взглядом. Конфуцианство является важнейшим, но далеко не единственным элементом Китайской цивилизации. Фактически можно говорить о полномасштабном принятии конфуцианства лишь в самом Китае и Корее. Даже в Японии конфуцианство не являлось официальной идеологией или религией, хотя, безусловно, было широко известно и изучаемо. Поэтому Восточноазиатскую модель следует сопоставлять с китайской цивилизацией как цельным комплексом, не вычленяя из нее какие-то отдельные, пусть и весьма важные элементы. 3.5 Арабская ресурсная экономика

Информация о работе Модели рыночной экономики