Модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

Содержание

Введение ………………………………………………………….…..3
Глава 1. Сущность рыночной экономики…………….………….…4
Глава 2. Зарубежный опыт ………………………………………..10
2.1.Шведская модель …………………….………………………..10
2.2. Венгерская модель ……………………………………………22
2.3. Российская модель…………………………………………….26
Глава 3. Казахстанская модель……………………………………35
Заключение………………………

Работа содержит 1 файл

Модели рыночной экономики Казахстан.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

     Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.

     Экономические реформы постсоциалистического  периода как в России, так и  в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России. Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно-коммунальной и других сферах.

     Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.

     Первый  этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

     Второй  этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г, но они еще слабы и неустойчивы.

     Третий  этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.

     Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.

     Их  пять:

  • изменение роли государства;
  • макроэкономическая стабилизация;
  • приватизация;
  • трансформационный спад;
  • интеграция в мировое хозяйство.

     Исторический  путь нашей страны в сочетании  с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально-регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.

     Сущность  административно-командной системы  составляло всевластие государства. В  рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.

     Этот  процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.

     Наиболее  видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.

     Воздействие государства на формирование институциональной  среды выражается прежде всего в  законотворчестве и контроле за соблюдением законов.

     Корпус  рыночного хозяйственного права  должен включать как минимум четыре основные части:

     1)права  собственности;

     2)контрактные  отношения (договоры между экономическими  агентами);

     3)порядок  начала и окончания хозяйственной  деятельности;

     4)поддержание  конкурентной среды.

     В переходный период к корпусу рыночного  права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к  рынку (например, приватизация).

     Наша  страна вступила в период трансформации  при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.

     В результате приватизации основная часть  государственной собственности  перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет  акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной ''притирки'' новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.

     Тем не менее уже сегодня изменение  характера собственности привело к важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций:

  • руководствуются рыночным принципом максимизации прибыли;
  • свободны и независимы в принятии экономических решений.

     В отличие от развитого рыночного  хозяйства переходная экономика  характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. Это прямое наследие административно- командной системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с ''параллелизмом'' и ''дублированием''. Поэтому производство однородной продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.

     В переходный период эти монополии  сохранились и даже укрепили свои позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние российские предприятия – монополисты.

     Институциональная неполнота –это отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

     В России это отсутствие рынка земли. Эта черта специфична для переходного периода именно в нашей стране и связана с особо сложной и противоречивой историей аграрных отношений в России. В большинстве других постсоциалистических стран такой проблемы нет.

     Однако  другое проявление институциональной  полноты характерно для всех постсоциалистических государств – это отсутствие рыночной селекции в форме закрытия несостоятельных предприятий (банкротств).

     В России и в других странах с  переходной экономикой в самом начале рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и созданы специальные государственные ведомства для претворения этих законов в жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами такого положения являются несовершенство правовой базы и процедуры банкротств, загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она состоит в том, что в переходный период основная масса предприятий переживает глубокий кризис, и добросовестное применение законодательств о несостоятельности обернулось бы закрытием большинства предприятий и массовой безработицей.

     В постсоциалистический период распространение неплатежей первоначально было обусловлено крайней искаженностью цен, резким и неравномерным подорожанием топлива, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и объективной неспособностью предприятий рассчитаться друг с другом в этих условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство, которое из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться по госзаказам, что ведет к распространению долгов по ''технологической цепочке'' в виде неплатежей.

     Вторая  особенность постсоциалистического  рынка – структурная асимметричность. Это означает, что различные сегменты рынка развиты неравномерно.

     Так, товарный рынок и рынок услуг в России мало отличаются от аналогичных сегментов рыночной системы в западных странах по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.

     Но  другие сегменты рынка – рынок  капитала, труда и земли – развиты  значительно слабее. Так, кредитование производства коммерческими банками, мобилизация финансовых ресурсов через продажу корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций) и другие формы перелива капитала занимают пока незначительное место в финансировании производства. Очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий (за исключением ''нового'' частного бизнеса), а также отсутствия возможностей переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы. Не урегулированы юридические аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями (они по-прежнему опираются на старый КзоТ - Кодекс законов о труде ). За исключением отдельных регионов России, легальный рынок земли вообще отсутствует.

     Рыночная  система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка  факторов производства.

     Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора.

     Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка – это обращение акционерного капитала, или фондовая торговля, - смог появиться, естественно, только в первой половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг (это акции, облигации и другие документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода ).

     Различают, как известно, биржевой и внебиржевой  оборот ценных бумаг. Торговля акциями  и облигациями на бирже предусматривает  довольно жесткую регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на российских биржах сейчас обращается только 10-20% выпущенных акций и облигаций. Однако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что свидетельствует о быстром развитии рынка капитала в России.

     Акции ведущих российских компаний, например, ''Газпрома'', ''Лукойла'' и ''ЕЭС России'', довольно быстро растут в цене.

     Рост  котировок связан с хорошими перспективами  многих российских компаний, а также  с убежденностью участников рынка  в том, что стоимость компаний резко возрастет после экономически обоснованной переоценки их имущества, включая земельные участки. Так, в конце 1997г котировки акций упали, когда вслед за мировым финансовым кризисом западные инвесторы стали выводить капиталы из России. Вторая волна падения котировок пришлась на конец января 1998г, когда цена акций ведущих российских нефтяных компаний пошла вниз в ответ на падение мировых цен на нефть.

     Несмотря  на сложности в становлении рынка  капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О потенциале роста этого рынка свидетельствует то, что сейчас в России ежедневный оборот торговли корпоративными ценными бумагами составляет 20-30млн.долл., тогда как в США этот показатель примерно в 10 раз выше.

Информация о работе Модели рыночной экономики