Модели регулирования Внешнеэкономической деятельности в странах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:35, реферат

Описание работы

Масштабы, объемы, эффективность внешнеэкономической деятельности весьма существенно зависят от уровня и качества организации большого числа процессов и процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия фирм, организаций, находящихся в разных странах. Поэтому государственные структуры, правительственные органы, негосударственные общественные объединения уделяют большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических с

Работа содержит 1 файл

Модели регулирования Внешнеэкономической деятельности в странах мира.docx

— 21.06 Кб (Скачать)

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Институт  Мировой и национальной экономики

Кафедра мировой экономики 
 
 
 

РЕФЕРАТ

«Модели регулирования Внешнеэкономической  деятельности  в странах мира» 
 
 
 
 

Выполнила: Берест Д.А.

Группа  МЭО-10-2 

Проверил:  Линецкий А.Ф.

                                                      
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

     Масштабы, объемы, эффективность внешнеэкономической  деятельности весьма существенно зависят  от уровня и качества организации  большого числа процессов и процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и  техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия фирм, организаций, находящихся в разных странах. Поэтому  государственные структуры, правительственные  органы, негосударственные общественные объединения уделяют большое  внимание управлению и регулированию  внешнеэкономических связей. 
На сегодняшний день можно выделить три базовые модели построения системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в промышленно развитых странах.

     Первую модель можно рассмотреть на примере США, где концепция. ВЭД базируется на принадлежности внешней торговли к общей распределительной сети всего хозяйственного комплекса страны. Отсюда внешние связи США можно рассматривать в качестве одного из инструментов правительственной внешней политики.

     В качестве главной задачи Минторг США рассматривает на внешних рынках политику устранения барьеров на экспорт США, расширение экспортной экспансии на зарубежных рынках. Центральным органом, исполняющим эту стратегическую задачу в США, является Администрация внешней торговли (АВТ) в составе Министерства торговли. Президент США наделен правом устанавливать таможенные тарифы, вводить эмбарго (запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой –либо страны товаров).

     Вторая модель характерна для так называемых «Островных государств: Япония, Великобритания». Основной посылкой данной концепции является обеспечение сбалансированности развития промышленности, внешней и внутренней торговли. При этом приоритет отдается целям внутрихозяйственной стратегии, задачам развития промышленного производства ведущих для этих стран секторов.

     Так, в Японии ВЭД передано в Министерство внешней торговли и промышленности, которое выполняет следующие  функции:

  • контроль за экспортно-импортными операциями; поддержание стабильных закупок топлива и сырья;
  • содействие структурной перестройке промышленных отраслей и их рациональному размещению;
  • помощь малым и средним предприятиям.

      
Японии присущи следующие особенности: формирование стратегии внешней  торговли с участием ведущих крупных  корпораций, которые под своей  торговой маркой и дилерской сетью  осуществляют экспортно-импортные  операции; большая роль отводится  планированию и прогнозированию, в  связи с чем повышается значимость аналитических служб в составе Министерства внешней торговли и промышленности.

     Особенностью  великобританской модели государственного регулирования ВЭД является определение  основных направлений участия правительства  в межправительственных торговых соглашениях, международных организациях (МБРР, ЕБРР, МВФ и др.)

     Особенности Третьей модели рассмотрены на примере Франции. В этой стране функции государственного регулирования ВЭД возлагаются на три министерства: Министерство внешней торговли, Министерство экономики и Министерство сотрудничества. Кроме того, к этой сфере привлечены МИД, отраслевые министерства и Торгово-промышленные палаты. 

     На  МВТ (Министерство внешней торговли) возложены следующие функции:

  • разработка мер по содействию экспорту;
  • участие в разработке программ и принятие решений по вопросам экономического развития внутри страны, если эти аспекты связаны с ВЭД;
  • участие в международных коммерческих переговорах и др.

     Характерным моментом для всех названных моделей  является содействие экспорту, его  диверсификации (расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта) и смещения в сторону инноваций и промышленной собственности. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть роль торговых и платежных балансов в разработке стратегии и тактики ВЭД. Если страна длительное время имеет положительное сальдо торгового и платежного баланса, то она может позволить себе создавать условия по стимулированию импорта в страну. В области государственного содействия развитию экспорта все большее значение приобретает тенденция активизации загранаппарата с использованием передовых технологий с целью повышения информационного обеспечения импортеров, особенно МСП.

     Система государственного регулирования и  управления внешнеэкономической деятельностью  в России имеет несколько уровней: во-первых, это управление из федерального центра через созданные специальные государственные органы и службы; во-вторых, это управление на уровне субъектов Федерации; в-третьих, направление (наиболее не разработанное в России и не подкрепленное соответствующими законодательными актами) - это обеспечение внешнеэкономической деятельности на муниципальном уровне.

     Основными законодательными актами в области  регулирования внешнеэкономических  отношений российских предпринимателей с зарубежными партнерами являются:

  • Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. №213.;
  • Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 23 октября 1995г. № 15 7-ФЗ.;
  • Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» от 2 июля 1999г. 
    Таможенный кодекс РФ, а также другие законодательные акты, обеспечивающие валютный контроль, коммерческий арбитраж, привлечение иностранных инвестиций и др.

      
Наибольшей полнотой власти в регулировании  внешнеэкономической деятельности в России наделены следующие органы:

  • Министерство экономики и торговли;
  • Государственный таможенный комитет.
  • Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю (ВЭК);
  • Центральный банк РФ.

          
    На Министерство торговли возложены  следующие функции в области  регулирования ВЭД:

  1. выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами России;
  2. разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики; 
    осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
  3. сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
  4. подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами; 
    координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством иностранных дел, Центральным банком. Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
  5. осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

      
Важная роль в регулировании ВЭД  принадлежит Центральному банку  России, который заключает межбанковские  соглашения, представляет интересы государства  в отношениях с национальными  или центральными банками других государств, международными банками  и другими финансово-кредитными учреждениями. Из негосударственных  организаций наибольшее воздействие  на развитие и осуществление ВЭД  оказывают Торгово-промышленные палаты.

     Главным субъектом внешнеэкономической  деятельности в нашей стране сегодня  становится предприятие. И дальнейшее развитие этой деятельности, ее основное направление - вовлечение предприятий  и организаций из всех регионов России во внешнеэкономические связи. 
Однако предприятиям необходимы помощь и поддержка, стимулирование со стороны государства прогрессивных изменений в товарной структуре экспорта и импорта, помощь в поиске новых и перспективных рынков за рубежом, снятие дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта на мировых рынках.

     Вместе  с тем необходимо отметить, что  предприятия и организации осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с: рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе.

     К ним относятся:

  • завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности (завершить разработку Федеральной программы комплексного развития экспорта);
  • совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;
  • налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;
  • создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;
  • формирование благоприятного правового климата для российского экспортера;
  • совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов);
  • совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию;
  • ускорение разработки программы по оптимальному включению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность.

Информация о работе Модели регулирования Внешнеэкономической деятельности в странах мира