Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:35, доклад
Американская экономика считается образцом рыночного хозяйства, но функционирует ли рыночная система в американской экономике таким же образом, как рыночная система, рассмотренная выше? В принципе – да, а в частностях – нет. Приведенный анализ рыночной системы дает рабочую модель – грубое приближение – действительной рыночной системы американской экономики. Этот анализ представляет очень упрощенную и тем не менее полезную картину реальности. Конкурентная рыночная система служит нормой, эталоном, с которым можно сравнивать реальную экономику.
Американская экономика считается образцом рыночного хозяйства, но функционирует ли рыночная система в американской экономике таким же образом, как рыночная система, рассмотренная выше? В принципе – да, а в частностях – нет. Приведенный анализ рыночной системы дает рабочую модель – грубое приближение – действительной рыночной системы американской экономики. Этот анализ представляет очень упрощенную и тем не менее полезную картину реальности. Конкурентная рыночная система служит нормой, эталоном, с которым можно сравнивать реальную экономику.
При этом важно отметить, что между рыночной системой, рассмотренной выше, и действительной рыночной системой американской экономики существуют два коренных различия.
Первое – малочисленность фирм и рыночные барьеры. На многих рынках продуктов и ресурсных рынках конкуренция имеет место между немногими крупными фирмами, а не между множеством мелких фирм. как это подразумевается в чистой форме рыночной системы. Подобно этому на некоторых рынках рабочей силы господствуют крупные профсоюзы. Вступление в ряд высокоприбыльных отраслей затруднено патентами, ограниченным доступом к ключевым ресурсам, большими преимуществами в уровне издержек производства, дискриминационной ценовой стратегией и другими барьерами. Таким образом, в реальной жизни конкуренция во многих отраслях вовсе не сильна, как изображено выше. Это значит, что решения предприятий и поставщиков отнюдь не столь совершенно синхронизируются с решениями потребителей и что производственные цели общества не столь последовательно ставятся перед всей экономикой. Некоторые фирмы и профсоюзы, господствующие на соответствующих рынках, обладают мощью, позволяющей им противостоять диктату потребительского суверенитета; по существу, эти фирмы и профсоюзы часто считают для себя выгодным использовать для этой цели свою мощь. Однако следует отметить, что в долгосрочном плане конкуренция находит пути для проявления своей силы.
Например, иностранные производители открыли для себя широкие перспективы в ряде продуктовых рынков, вроде рынков стали и автомобилей, на которых еще одно-два десятилетия тому назад господствовала горстка американских производителей.
Но вопрос тем не менее остается: реальная американская экономика во многих отношениях отличается от идеализированной схемы.
Второе большое различие между идеальной моделью рыночной экономики и реальной рыночной системой американской экономики заключается в экономической роли, которую в последней играет правительство. В противоположность пассивному, изображенному в идеологии чистого капитализма, государственный сектор представляет собой активный и интегральный компонент американской экономики. Заслуживает внимания тот факт, что экономика США учла важные элементы истины в критике рыночной системы. Через свое правительство общество приняло меры, направленные на исправление отмеченных критиками недостатков. Поэтому правительство проводит политику, преследующую цель не только сохранить и поддержать конкуренцию, но также и устранить определенные несправедливости, порождаемые рыночной системой, с тем чтобы содействовать надлежащему распределению ресурсов, когда внешние выгоды и издержки становятся значительными, обеспечить удовлетворение коллективных потребностей и способствовать поддержанию полной занятости.
Реалистичен ли проведенный анализ рыночной системы? Дает ли он обоснованную характеристику рыночной системы американского капитализма? Один исследователь так ответил на эти вопросы: «При всех новых свойствах индустриального общества ХХ века великие принципы личного интереса и конкуренции, как бы они ни были ослаблены и ограничены, все еще определяют основные правила поведения, которые ни одна экономическая организация не может позволить себе полностью игнорировать… Действие законов рынка можно выявить… если заглянуть в глубь совершающихся на нем процессов».
19.Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики. На ее формировании отразились особенности этой многонациональной страны, основанной переселенцами различных вероисповеданий, не обремененной устоявшимися традициями, исторической памятью и институтами. Обустройство экономической жизни здесь начиналось «с чистого листа» и происходило в соответствии с абстрактными принципами свободы и конкуренции. Родственные связи, клановые интересы и государственный контроль довлели над американской экономикой в гораздо меньшей степени, чем это характерно для многих других стран. Более чем столетняя антимонопольная политика обеспечила ей высокую степень соревновательности, конкуренции между субъектами рынка [8, с. 130].
Основными чертами современной американской модели экономики являются: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация.
22.Шведская экономика имеет смешанный характер, сочетающий рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления [6, с. 127].
Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.
Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Главные из них:
- высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
- в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно- производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
- в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции ""человеческого капитала"" и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).
21.Япония, бурно развивавшаяся после второй мировой войны, накопила резко специфические черты рыночного развития, что позволяет выделить так называемую японскую экономическую модель [8, с. 134]. Как и американская, она отражает особенности исторического развития и национального менталитета. Реформирование послевоенной экономики Японии осуществлялось по американским либеральным лекалам, но очень быстро проявились национальные особенности развития. Частная собственность Японии имеет основополагающее значение, и роль государства, если измерять ее долей государственной собственности или размером государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта, крайне незначительна. Япония — достаточно закрытая страна с многовековыми традициями, включая значительную взаимозависимость граждан, связанных родственными, имущественными, корпоративными и иными узами. Формально оставаясь независимыми, экономические субъекты придают большое значение взаимодействию со своими партнерами, конкурентами, другими субъектами. Государственное регулирование в таких условиях принимает форму в основном не прямых указаний, а советов, рекомендаций, консультаций, к которым субъекты внимательно прислушиваются.
Государство поддерживает конкуренцию между субъектами, но одновременно заинтересовано в их кооперации. В основе экономики Японии лежат рыночные мотивации, но стратегия субъектов имеет весьма долгосрочный характер. Так, большинство работников в стране нанимаются и работают всю жизнь на одном предприятии (система «работа на всю жизнь»). В случае экономических спадов, когда прибыли снижаются и фирмы вынуждены сокращать объемы производства, американские фирмы предпочитают увольнять работников и платить прежнюю зарплату оставшимся, а японские фирмы обычно сокращают зарплату всем, но никого не увольняют. Погоня за краткосрочной, быстрой прибылью, характерная для гибкой либеральной модели американской экономики, чужда японской модели, отличающейся стремлением к долгосрочному стабильному развитию. В этом ее преимущество, и в то же время недостаток. Долгосрочные, перспективные проекты здесь удачно осуществляются, но не хватает оперативного реагирования на быстро меняющуюся рыночную ситуацию.
20. Китайская модель в принципе не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений — все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый государственный аппарат, регулирующий большинство процессов экономической деятельности. Этой стране свойственна значительная региональная дифференциация в одних регионах развиваются новые рыночные предприятия, а другие по-прежнему живут в социалистическом режиме.
18. Среди моделей рыночной экономики можно выделить такие, как:
1. Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.
2. Либеральная модель рыночной экономики.
В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств. Государство регулирует работу рынка, однако усилия правительства направлены на обеспечение страны общественными благами (например, укрепление национальной обороны). В результате в структуре государственного бюджета значительную долю занимают расходы на оборону и гораздо меньшую — социальные расходы.
3. Модель скандинавского социализма.
Отличительной особенностью скандинавской модели является весомая роль как государства, так и различных общественных организаций, например профсоюзов, в регулировании экономических процессов; отношения работодателей и работников регулируются на национальном уровне. И хотя данная модель не лишена недостатков (негибкость, низкая мотивация к предпринимательской деятельности и т.д., они смягчаются такой особенностью скандинавских стран, как очень низкий уровень коррупции в государственном аппарате.
Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков:
1.Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.
2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.
3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.
4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.
5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.
6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.
7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.