Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление закономерностей на рынке монополистической конкуренции, сравнение данного типа рыночной структуры с другими типами рыночных структур, выявление положительных и отрицательных сторон монополистической конкуренции.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Определение признаков рынков монополистической конкуренции;
Определение условий равновесия на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном и краткосрочном периоде;
Выявление факторов влияющих на эффективность производства, обмена, распределения и потребления при монополистической конкуренции и путей её увеличения.
Введение…………………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1 Рынок монополистической конкуренции. И его эффективности…………..5
Монополистическая конкуренция и ее основные черты………………………….5
Эффективность рынка монополистической конкуренции в производстве……...8
Эффективность рынка монополистической конкуренции в распределении…....9
Эффективность рынка монополистической конкуренции в обмене……………10
Эффективность рынка монополистической конкуренции в потреблении….….13
РАЗДЕЛ 2 Сущность и понятия модели монополистического рынка………………...15
2.1 Модели рынка………………………………………………………………………....15
2.2 Сущность и основные признаки монополизма……………………………………...27
2.3 Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………………….33
2.4 Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………………….36
РАЗДЕЛ 3 Антимонопольная политика на современном этапе…………………….....40
3.1 Антимонопольное законодательство…………………………………………….….40
3.2 Антимонопольное законодательство за рубежом…………………………………..45
Вывод………………………………………………………………………………………52
Список использованной литературы…………………………………………………..….54
МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Луганский национальный аграрный университет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РОБОТА
по микроэкономике на тему : « Модель монополистичекого рынка: сущность и условия сущестования»
Шифр 090271
Проверил:
Луганск -2011 г.
План
стр.
Введение…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1 Рынок монополистической конкуренции. И его эффективности…………..5
РАЗДЕЛ 2 Сущность и понятия модели монополистического рынка………………...15
2.1 Модели рынка………………………………………………
2.2 Сущность и основные признаки монополизма……………………………………...27
2.3 Краткосрочное равновесие
2.4 Долгосрочное равновесие фирмы
в условиях монополистической
конкуренции…………………………………………………
3.2 Антимонопольное
законодательство за рубежем………
Вывод…………………………………………………………………
Список использованой литературы………………………………………………….
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Данная
тема изучается на стыке сразу
нескольких взаимосвязанных дисциплин,
таких как микроэкономика и экономическая
теория. Поэтому результаты данной
работы могут быть использованы как
для разработки методик анализа
рынка монополистической
Теме монополистическая конкуренция посвящено множество работ, таких как учебники и монографии различных экономистов, но в основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы.
Целью курсовой работы является выявление закономерностей на рынке монополистической конкуренции, сравнение данного типа рыночной структуры с другими типами рыночных структур, выявление положительных и отрицательных сторон монополистической конкуренции.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Объектом курсовой работы являются условия работы рынка монополистической конкуренции.
Предметом курсовой работы являются поведение отдельного экономического субъекта в условиях монополистической конкуренции.
Информационной базой написания курсовой работы являлись нормативные акты, учебные пособия, материалы периодической печати, а также интернет источники, освещающие тему монополистической конкуренции.
Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
РАЗДЕЛ 1 Рынок монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция является, чуть ли не самой распространенной моделью современного рынка. В особенности это касается товаров народного потребления. Поэтому каждый из нас, как покупатель, чаще всего встречается с производителем или продавцом, ориентированным в своем поведении на монополистическую конкуренцию. Познание модели этого поведения и составляет главную цель темы. Ее достижение даст возможность не только получить определенные профессиональные знания, но и лучше понять своего контрагента на рынке в повседневной жизни.
1.1 Монополистическая конкуренция и ее основные черты
Монополистическую конкуренцию не
следует смешивать с
1. На рынке действует достаточно большое количество продавцов. Что означает “достаточно большое”? Для существования монополистической конкуренции количество продавцов должно отвечать таким критериям:
- оно не должно быть слишком большим, чтобы спрос не превратился в абсолютно эластичный, что свойственно для чистой конкуренции;
- оно должно быть не слишком
малым, чтобы каждая фирма
- оно должно быть достаточно
значительным, чтобы исключить возможность
тайных соглашений, согласованных
действий отдельных фирм с
целью ограничения объемов
- оно должно быть достаточным,
чтобы фирмы, отрасли не
Поэтому, если для чистой конкуренции на рынке необходимо иметь сотни или даже тысячи фирм, то для монополистической конкуренции достаточно 30, 50 или 70 фирм.
2. Продукты, предлагаемые на рынке, хотя и относятся к одной товарной группе, достаточно дифференцированные. Во главе угла этой дифференциации могут быть как реальные отличия, так и мнимые. Реальные отличия достигаются за счет:
а) качества товара. Товары могут отличаться определенными функциональными особенностями, материалами, из которых они изготовлены, дизайном, качеством работы и тому подобное. Товарные рынки Украины переполнены товарами с одинаковой товарной маркой, но изготовленными в различных странах: Польше или Италии, Японии или Малайзии, Кореи или Болгарии. При этом их качество может иметь достаточно существенные отличия;
б) углубления послепродажного обслуживания. Фирмы стараются выделить свой товар среди других аналогичных тем, что увеличивают срок гарантийного обслуживания, бесплатно доставляют товар покупателю, осуществляют на месте сборку и установку мебели и тому подобное;
в) места продажи товара. Это в особенности касается товаров, потребность в которых возникает в определенном месте. Скажем, кафе, расположенное в людном месте на берегу Днепра с замечательным видом, бензоколонка на трассе с активным движением автомобилей будут более привлекательными для покупателей при прочих равных условиях ;
г) стимулирования сбыта. С целью выделения своего товара среди других фирма может стимулировать сбыт, устанавливая призы для покупателей. Например, Тростянецкая кондитерская фабрика “Корона” при приобретении 0,5 кг конфет выдает каждому покупателю специальный пакет с фирменным знаком, а бензоколонка “Юг” при приобретении 30 л бензина бесплатно вручает водителю бутылку минеральной воды.
Но иногда дифференциация товара основывается
на мнимых отличиях. Зачастую на них
направлена активная рекламная политика
фирмы (“Наша зубная паста - это единственная
надежная защита от кариеса! ” или
“Наш стиральный порошок чистит все,
кроме ваших карманов! ”). Этому
же подчинено использование
3. Ограниченная возможность влияния на цену. Было бы ошибочным считать, что при монополистической конкуренции фирма вообще не может повлиять на цену продукта, который она реализует. Удачное расположение, яркая упаковка, результативная рекламная кампания дают фирме определенные преимущества перед другими, что обусловливает возможность реализовать свою продукцию несколько дороже. Но эта возможность ограничена тем, что на рынке монополистической конкуренции существует много близких товаров-субститутов, а потому покупатель имеет возможность приобрести товар у другого продавца, если его цена окажется более привлекательной.
4. Легкое вступление в отрасль. Поскольку на рынке достаточно большое количество конкурирующих фирм, то создать какие-то барьеры для вступления в отрасль новых производителей практически не возможно. Вместе с тем, существует определенное исключение из этого общего правила. Скажем, количество мест, наиболее удобных для установления киосков, ограничено, а потому для дополнительных конкурентов появляются барьеры. Это особенно важно для понимания модели поведения фирмы на рынке с монополистической конкуренцией в долгосрочном периоде.
Рынок монополистической конкуренции
занимает некоторое промежуточное
место между монопольным рынком
и рынком чистой конкуренции. Поэтому
и механизм определения цены и
объемов производства при монополистической
конкуренции выступает
1.2 Эффективность рынка монополистической конкуренции в производстве
Говоря об эффективности в условиях монополистической конкуренции необходимо дать несколько определений:
Экономическая эффективность – отношение между затратами редких ресурсов и производимым в результате их использования объемом товаров или услуг.[1, с. 66]
Эффективное использование ограниченных ресурсов требуется соблюдение двух условий: эффективности распределения ресурсов и эффективности производства.
Эффективность производства – требует, чтобы каждый товар, входящий в этот оптимальный ассортимент продуктов (достигаемый при эффективном распределении ресурсов), производился наименее дорогостоящим способом [2, с. 296-297]
С целью определить, эффективна или неэффективна деятельность участника рынка монопольной конкуренции, определим критерии ее эффективности и обратимся к экономикам совершенной (чистой) конкуренции и монополизма, которые являются предельными типами и оказывают определяющие значение на промежуточный тип – монополистическую конкуренцию.
Экономисты
придерживаются единого мнения, что
чисто конкурентная экономика представляет
собой наиболее эффективный способ
использования ограниченных (редких)
ресурсов общества. В экономике конкурентных
цен ограниченный объем ресурсов,
которым располагает общество, распределяется
таким образом, чтобы максимально
удовлетворить потребности
Обратимся к равенству максимизации прибыли MR = MC определяющее состояние долговременного равновесия в условиях чистой конкуренции. Чтобы лучше понять, как условия эффективности выполняются при совершенной конкуренции, рассмотрим эффективность производства.
Условие эффективности производства – цена равна минимуму средних общих издержек. В долгосрочном периоде конкуренция вынуждает фирмы производить такой объем продукции, который приходится на точку минимума средних общих издержек, и устанавливать такую цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее предпочтительная ситуация для потребителей. Она означает, что фирма должна использовать наилучшую технологию из доступных, иначе она не выживет в конкурентной борьбе. Другими словами, в производстве любого данного количества продукта используется минимум ресурсов.
Можно сделать вывод, что производство в условиях монополистической конкуренции достаточно эффективно, так как для выживания фирмам необходимо постоянно совершенствовать технологию производства и сам товар.