Модели экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:55, статья

Описание работы

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Работа содержит 1 файл

Американская модель.docx

— 24.20 Кб (Скачать)

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому  региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманскую, шведскую и др.

Социальное рыночное хозяйство  ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорсйскос государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

В то же время, как показал  конец 90-х годов, у южнокорейской  и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к  мировым финансовым кризисам.

Российская модель переходной экономики

Исходные позиции  для перехода к рыночным отношениям

После длительного господства административно-командной системы  в экономике России на рубеже 80-х  и 90-х гг. начался переход к  рыночным отношениям.

Исходные позиции для  перехода к рыночной экономике, сложившиеся  к концу 80-х гг. в России, в целом  были неблагоприятными по следующим  обстоятельствам (объективные факторы):

  • крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;
  • длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;
  • крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
  • неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием  в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.

Стратегическая цель переходного  периода в России — это формирование эффективной рыночной экономики  с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики  являются:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия  для экономического роста;

г) эффективная система  социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная  на мировом рынке экономика.

Геополитические и исторические особенности

Формирование современной  рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

Характеризуя формирующуюся  в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую  роль страны. Россия в социокультурном  плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного  и восточного типа. В экономическом  плане российское общество исторически  сформировалось как восточное и  сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

  • огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;
  • неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;
  • отсутствие автономного от государства гражданского общества:
  • неразрывную связь власти и собственности;
  • слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство  даже после приватизации немалой  части собственности по-прежнему располагает мощным государственным  сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую  часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что  обусловливает затяжной кризис госбюджета.

Другие особенности  экономического развития

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между  рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют  друг с другом, усугубляя кризисное  состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике  России формы собственности заметно  отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние  на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным  в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции  обусловливает медленную структурную  перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике  высветил неконкурентоспособность  подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре  — в сторону топливно-энергетического  комплекса и первичной переработки  сырья (металлургия и химия). Преодоление  неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного  времени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной  сфере и торговле происходит быстрое  приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда  как в сельском хозяйстве в  основном сохранились формы организации  производства, унаследованные от административно-командной  системы.

Неравномерным является также  переход к рыночной экономике  в регионах России. Быстрее всего  этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и  других крупных городах, где широкое  распространение получило частное  предпринимательство, тогда как  в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства  «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения  собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные  гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение  немалой части населения в  маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым  формированием новой законченной  системы ценностей. Фактическим  проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе  экономической.

Характерные для России деспотизм  и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и  недоверие к любой власти. Немалую  роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию  теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают  влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к  государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении  доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это  ведет к сохранению значительной экономической роли государства  в финансировании социальных нужд и  ограничению рыночных факторов в  социальной сфере.

Из сказанного следует, что  основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность  большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы  в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной  системой, со временем должна будет  уступить место зрелой рыночной системе.


Информация о работе Модели экономики