Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:26, курсовая работа
Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику эластичности спроса и её измерениям;
- характеристика эластичности предложения;
Введение…………………………………..………………………………………… 3
1Спрос ………..………………………..……………………………………………... 4
1.1 Кривая спроса…..……………………………………………...…………………. 4
1.2 Сдвиги кривой спроса…………………..………….…………………………….. 5
2. Предложение …………………………………...………………………………….. 8
2.1 Кривая предложения…………………………………………………………….... 8
2.2 Сдвиг кривой предложения…………………………………………….……….... 9
3. Спрос и предложение. Динамические модели предложения…………..……….. 11
4. Равновесие на рынке………………………………………………………………. 12
5. Эластичность спроса и предложения………………………….…………………. 13
5.1 Эластичность спроса...…………………………….……………………..………. 13
5.2 Факторы влияющие на эластичность спроса…………………………...………. 14
5.3 Эластичность предложения…………………………………………….……..…. 15
5.4 Факторы влияющие на эластичность предложения……………………….…… 15
6 Практическое использование теории эластичности……………………..……….. 18
Заключение……………………………………………………………………………. 22
Список используемых источников…………………………………………………... 24
Рис.9 – Модели пересечения графиков спроса и предложения
Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени (то есть изучим предложение в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется - просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис 9.1).
В условиях среднесрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис 9.2).
В условиях длительного (долгосрочного) периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис 9.3).
4. Равновесие на рынке
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса предложения. Как было уже сказано: рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны - рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на оба явления вместе. Но условия равновесия в рыночной экономике рассмотрим уже на следующем занятии. А на этом поясним ситуации, когда равновесие на рынке недостижимо и рыночную равновесную цену невозможно определить.
В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (см. рисунок ниже), а объем предложения не соответствовать объему спроса:
Рис. 10 – Цена в условиях неразвитой рыночной экономики
В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.
Согласие продавцов и покупателей на рынке о покупке-продаже определенного количества товара за определенную цену будет определять равновесие на рынке. Однако может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства: блага для производителей.
5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5.1 Эластичность спроса
Спрос имеет различную эластичность, т. е. различную степень реакции на изменение цены, дохода и других факторов.
Условия эластичности:
1. Если при незначительном изменении цены спрос изменяется сильно, то он называется эластичным. При этом значение коэффициента К>1
2. Если при значительном изменении цены спрос изменяется слабо, то он называется неэластичным (чаще на товары первой необходимости). При этом значение коэффициента К<1
3. Если цена и спрос изменяются соответственно, то это единичная эластичность спроса. При этом значение коэффициента К=1
Для определения эластичности используются коэффициенты:
1. Коэффициент ценовой эластичности спроса:
К ц эл сп = Изменение спроса в %/изменение цены в % (5)
2. Коэффициэнт эластичности спроса по доходу:
К эл сп д = Изменение спроса в %/изменение дохода в % (6)
3. Перекрестный:
К эл сп п= Изменение спроса в % на 1 товар/изменение цены в % на 2 товар (7)
5.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
5.3 Эластичность предложения
Предложение может иметь различную эластичность, которая измеряется с помощью коэффициента:
К ц эл пр= Изменение предложения в %/ Изменение цены в % (8)
Условия:
1. Если значение коэффициента больше единицы, то предложение эластично. К>1
2. Если значение коэффициента меньше единицы, то предложение неэластично. К<1
3. Если значение коэффициента равное единице, то предложение имеет единичную эластичность. К=1
5.4 Факторы, влияющие на эластичность предложения
На эластичность предложения влияют следующие факторы:
1. Фактор времени
2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения
3. Возможности (гибкость) технологического процесса.
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:
а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).
б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0):
в) в длительном (долгом) периоде, возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).
Рис. 11 Предложение в трех периодах: а) мгновенный период б) среднесрочный период в)долгосрочный период
P P P
Sk Sc Sd
P2 P2
P1
P1 D2 P1 D2
D1 D1 D1 D2
Q1 Q Q1 Q2 Q Q1 Q2 Q
а) б) в)
Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеет возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этом случае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Если же цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительно сокращена за счет увеличения запасов готовой продукции.
Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочих работает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточно быстро отреагировать на повышение Цен на производимую им продукцию. В краткосрочном периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если же Неиспользуемые мощности и трудовые ресурсы отсутствуют, то понадобится много времени для того, чтобы построить новые или расширить действующие участки производства оснастить их дополнительным оборудованием, подготовить дополнительную рабочую силу. В этом случае предложение в краткосрочном периоде будет неэластичным.
В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.
Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.
6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение.
Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.
Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики №1 или №2 будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик .