Модель макроэкономического равновесия Дж.М.Кейнса

Автор: Елена Якубчик, 27 Августа 2010 в 08:48, реферат

Описание работы

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.

Содержание

1.Введение.
2.Условия появления кейнсианской теории.
3.Модель макроэкономического равновесия Дж.М.Кейнса.
3.1Совокупное предложение.
3.2Совокупное предложение.
3.3.Кейнсианская программа экономического роста.
4. Кейнсианская модель доходов –расходов.
4.1 Идеи, выдвинутые Кейнсом.
4.2 Теория инвестиционного мультипликатора.
4.3.Принцип акселерации.
4.4.Модель взаимодействия мультипликатора- акселератора.
5.Заключение
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 226.96 Кб (Скачать)

  2) эффектом материальных ценностей,  или реальных кассовых остатков;

  3) эффектом импортных закупок.

   Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на  потребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

  Уточнение. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным.

  Вывод. Более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

    Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов — в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, — находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.

  Эффект  импортных закупок. При повышении  уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.

          Мы видели, что изменения в  уровне цен приводят к таким  изменениям уровня затрат потребителей  внутри страны, предприятий, правительства,  зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Эго значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет  увеличение  объема  производства.   Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" называются неценовыми факторами совокупного спроса.

  Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в  объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной  или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса.

  Как показано на рисунке, увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо — от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет.

  

  И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево  — от AD1 к АD3. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.

  Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными.

Неценовые факторы совокупного спроса: смещающие кривую совокупного спроса

  1. Изменения в потребительских  расходах

  а) Благосостояние потребителя

  б) Ожидания потребителя

  в) Задолженность потребителя 

  г) Налоги

  2. Изменения в инвестиционных расходах

  а) Процентные ставки

  б) Ожидаемые прибыли от инвестиций

  в) Налоги с предприятий

  г) Технология

  д) Избыточные мощности

  3. Изменения в государственных  расходах

  4. Изменения в расходах на чистый  объем экспорта

  а) Национальный доход в зарубежных странах

  б) Валютные курсы

  Потребительские расходы. Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3, как показано на рисунке, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.

  Изменения одного или нескольких неценовых  факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса.

  Благосостояние  потребителя.  Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо.

  Ожидание  потребителя Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо, И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос сократятся.

  Точно так же массовое ожидание попои, полны  инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Потому что потребитель может  принять решение купить товары до повышения цеп. И наоборот, ожидание снижения цеп в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.

  Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя. Образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить ею сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.

  Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

  Инвестиционные  расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупною спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведёт к увеличению совокупною спроса.

  Процентная  ставка. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.

  Ожидаемая прибыль от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, и свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И, наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемою снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

  Налоги  с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

  Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высоко технологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.

  Избыточные  мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть, наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые  инвестиционные товары и потому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

  Государственные расходы. Стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупною спроса. Увеличение государственных закупок национальною продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупною спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса. Пример: сокращение государственных расходов на строительство новых шоссейных дорог.

  Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупною спроса являются расходы на чистый экспорт.    Кривая совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране.  Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень экспорта создает более высокий спрос на  товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

  Какие неценовые факторы изменяют объем  чистого экспорта? Это, прежде всего национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

  Национальный  доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на наши товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Почему? Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

Информация о работе Модель макроэкономического равновесия Дж.М.Кейнса