Модель государственного регулирования экономики Дж. Кейнса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать отношение Дж.М.Кейнса и его последователей к роли государства в регулировании экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. Модель государственного регулирования Дж.Кейнса 4
ГЛАВА 2. Тенденции в современном кейнсианстве 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

Работа содержит 1 файл

Дж.Кейнс.docx

— 35.43 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА1. Модель государственного регулирования Дж.Кейнса   4

ГЛАВА 2. Тенденции в современном кейнсианстве     8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общепризнано, что  современная   рыночная   экономика  не  может  существовать без  государственной,  хозяйственной  деятельности. Дискутируются  лишь  масштабы вмешательства  государства  в  экономику. Так, классики  экономической  теории (А. Смит, Д. Риккардо) считали, что  рыночная  экономика  должна развиваться  на основе  саморегулирования,    т.е. без  участия  каких-либо  внешних сил, в  том  числе и  государства.

Однако  разразившийся  в  1929-1933 гг.  кризис  капиталистической  экономики ознаменовал  конец  «эры»  свободного  предпринимательства, показал  неспособность  рыночной  системы  развиваться  без  вмешательства  государства.

Необходимость  государственного  регулирования  рыночной  экономики  теоретически  обосновал  английский  экономист  Дж. М. Кейнс  в книге «Общая  теория   занятости, процента  и денег» (1946). Эта  теория  получила  практическое  применение  в  экономике  США (в 50-е  годы) и  принесла  определенные  положительные  результаты  в хозяйственной деятельности. В дальнейшем  теория  государственного  регулирования Кейнса  легла в основу  экономической политики  почти всех  развитых  капиталистических стран.

Таким образом, цель данной работы – проанализировать отношение Дж.М.Кейнса и его последователей к роли государства в регулировании экономики.

Структурно работа состоит  из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

Данная тема освещена достаточно широко и существует множество источников по данной тематике. В теоретическую основу работы положены материалы таких авторов, как Ядгаров Я.С., Кушлин В.И., Автономов В., Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г., Поршнев А.Г., Денисов А.Б.

 

 

 

ГЛАВА 1. Модель государственного регулирования Дж.Кейнса

В 30-е года нашего века, после  глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов.

Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости.

С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального  дохода, перераспределяемая через  госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование  бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Эффективность регулирования  государством экономических процессов, на взгляд Дж.М.Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он писал: «Pикардо и его преемники просмотрели тот факт, что даже в долгосрочном периоде занятость не обязательно стремится к уровню полной занятости, что уровень занятости может изменяться и что каждой отдельной банковской политике соответствует отличающийся от других уровень занятости. Таким образом, существует много состояний долгосрочного равновесия, соответствуют различным мыслимым вариантам процентной политики орган регулирующего денежную систему» [3, с.285].

Как полагал Дж.М.Кейнс, государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться с возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Дж.М.Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что, в свою очередь, расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов»               [6, с. 362].

В этой связи М.Блауг пишет: «Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долго срочной перспективе остается слишком высокой...» [6, c.362]. Вместе с тем, по Блаугу, «согласно кейнсианской теории удвоение денежной массы не приводит к удвоению уровня цен, но при этом воздействует на процентную ставку... потому, что кейнсианская функция спроса на деньги, в частности спекулятивного, учитывает «денежную иллюзию» или реакцию индивидов на любое, даже номинальное, изменение запасов наличности»        [6, c.363].

 Модель  государственного  регулирования, предложенная   Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон             Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение.

Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых  ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, государству отводится огромная роль в экономике. Это и видно из того, что в экономической науке существует четыре точки зрения. Их объединяет то, что они признают необходимым вмешательство государства в экономику, а различают задачи, которые авторы экономических учений возлагают на него. Так, меркантилисты отводят государству роль защитника отечественного производителя, а последователи А. Смита отводят государству роль – арбитра в экономике. В отличии от них Кейнс, считает что государство должно взять на себя планирование и проведение антикризисных мероприятий.

 Последователи неоклассической  мысли, наоборот отводят государству  роль  создателя условий для  экономической свободы накопление  капитала.

 

 

ГЛАВА 2. Тенденции в современном кейнсианстве

В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская, связанная с именами ряда экономистов  США, и европейская, связанная прежде всего с исследованиями французских экономистов.

В числе американских последователей учения Дж. М. Кейнса чаще всего упоминаются Э. Хансен, С. Харрис, Дж. Б. Кларк и др. Опираясь на учение Дж. М. Кейнса они считали целесообразным увеличение налогов с доходов населения (до 25% и более), увеличение размеров государственных займов и выпуска денег для покрытия расходов государства (даже если это увеличит инфляцию и дефицит государственного бюджета).

Ещё одним “дополнением”  в кейнсианство явилась “замена” метода перманентного регулирования  частных и государственных инвестиций на метод маневрирования государственными расходами в зависимости от экономической  конъюнктуры. Так, например, в периоды  подъёма экономики инвестиции ограничиваются, а в период замедления или спада  – увеличиваются (несмотря на возможный  бюджетный дефицит).

Наконец, если Кейнс в своей теории опирался на принцип мультипликатора, который означает, что рост доходов сопровождается снижением роста инвестиций, то в США (по теории Э. Хансена) был выдвинут дополнительный принцип – принцип акселератора, означающий, что рост доходов в конкретных случаях может и увеличивать инвестиции. Смысл дополнения в следующем: некоторые виды оборудования, машин и механизмов имеют сравнительно длительный срок производства, и ожидание этого срока психологически влияет на расширение производства требуемого оборудования, превышающих реальный срок, а значит растёт и спрос на инвестиции.

Экономисты Франции (Ф. Перру и др.) сочли необязательным положение Кейнса о регулировании ссудного процента как средства стимулирования новых инвестиций. Полагая, что именно корпорации с преобладанием доли государственной собственности являются доминирующей и координирующей силой общества.

В 50-е гг. возникли так  называемые неокейнсианские теории роста, основанные на учете системы “мультипликатор – акселератор” и моделировании экономической динамики с использованием характеристик взаимосвязи накопления и потребления.

Главными представителями  упомянутых теорий экономического роста  стали Евсей Домар (р. 1914) и Роберт Харрод (1890-1978) . Их теории (модели) объединяет общий вывод о целесообразности постоянного устойчивого темпа экономического роста как решающего условия динамического равновесия экономики, при котором достижимо полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов.

Другим положением модели Харрода-Домара является признание предпосылки о постоянстве в длительном периоде таких параметров, как доля сбережений в доходах и средняя эффективность капиталовложений. И третье сходство состоит в том, что оба автора достижение динамического равновесия и постоянного роста считали не автоматически возможным, а результатом соответствующей государственной политики, т.е. активного государственного вмешательства в экономику.

Отличительные признаки в моделях Е.Домара и Р. Харрода обусловлены лишь некоторым различием в исходных позициях построения модели.

Вместе с тем и Е.Домар и Р.Харрод едины в своих убеждениях о действенной роли инвестиций в обеспечении роста дохода, увеличении производственных мощностей, полагая, что рост дохода способствует увеличению занятости, которая в свою очередь предотвращает возникновение недогрузки предприятий и безработицу. Это убеждение является выражением безусловного признания этими авторами кейнсианской концепции о зависимости характера и динамики экономических процессов от пропорций между инвестициями и сбережениями, а именно, опережающий рост первых – причина повышения уровня цен, а вторых – причина недогрузки предприятий, неполной занятости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены две теории: кейнсианская и неокейнсианская. Доводы, приведенные в доказательство каждой из теорий, выглядят абсолютно убедительными, и при переложении на действительность следует учитывать, что эти экономические модели отражают действительность в полной мере. И использование этих теорий совместно может помочь при разработке схем действия реальной экономики.

Информация о работе Модель государственного регулирования экономики Дж. Кейнса