Мировой рынок и международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП.

Содержание

1. Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики………3
2. Международная торговля: структура и динамика…………………………8
3. Тест………………………………………………………...…………………13

Работа содержит 1 файл

мир эк-ка.doc

— 84.00 Кб (Скачать)
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

      (ГОУ ВПО ВЗФЭИ) 
 
 
 
 

     Кафедра экономической теории 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  дисциплине: «Мировая экономика»

     На  тему « Мировой рынок и международная торговля» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2011

План:

  1. Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики………3
  2. Международная торговля: структура и динамика…………………………8
  3. Тест………………………………………………………...…………………13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  мирового рынка (МР) товаров и услуг и его характеристики

       Необходимость возникновения и развития системы  отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого.

       Современный МР представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену производственных национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия. Частные лица. Так же, как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, - рынки достижений науки и техники. В качестве последнего всё большее значение приобретают информационные рынки. Можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку – европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и др.

       Для того, что бы страна могла торговать  на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками,  а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться инфраструктурой другой страны, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.

       Экспорт – продажа и вывоз товара за границу, импорт – покупка и ввоз  товара из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта – торговое сальдо, а сумма этих оценок – внешнеторговый оборот.[2, с.188]

       Наиболее часто встречаются определения мирового рынка в трех аспектах: с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства, с точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в мировом обмене товарами и услугами, и с политэкономической точки зрения.

       Рассматривая  МР с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства, его следует определить как совокупность национальных рынков и рынков экономических интеграционных группировок стран.

       Степень включения каждого из них в  МР, в конечном счете, определяется типом и степенью включения каждой страны в МР торговли и может выражаться соответствующей долей, в общем, его объеме. Прежде всего, это проявляется в формировании мировых цен на основе национальных стоимостей.

       С точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в мировой торговле, МР — это система субъектов мировой экономики (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), предъявляющих, в конечном счете, совокупный спрос и совокупное предложение.

       И, наконец, с политэкономической точки зрения МР — совокупность актов купли-продажи товаров и услуг между субъектами мирового  хозяйства.

       С какой бы точки зрения мы не подходили к определению мирового рынка, он всегда будет характеризоваться рядом показателей. Основные из них:

       Емкость рынка — это совокупное предложение, которое имеет рынок на каждый конкретный момент, т. е. количество товара, которое уже находится на рынке или может быть произведено (если делается прогноз емкости рынка) и доставлено на рынок. В численном выражении оно равняется объему мирового экспорта. Емкость рынка тесно связана с понятием «спрос», который определяется как потребность в товарах и услугах, предлагаемых на рынке и обеспеченная деньгами. Если он удовлетворен, то в численном выражении он будет равен объему импорта.

       Конъюнктура мирового рынка — соотношение спроса и предложения. Она может быть высокой (спрос > предложения), низкой (спрос < предложения), равновесной (спрос = предложению). Конъюнктура мирового рынка зависит от многих факторов, но основное влияние на нее оказывают общее состояние мировой экономики (фаза развития: подъем — спад — рецессия — депрессия) и состояние экономик ведущих стран, организационный состав субъектов мирового рынка (чем больше в их составе крупных монопольных структур (ТНК, МНК), тем больше вероятность монополизации рынка, а значит — искусственного регулирования конъюнктуры).

       МР имеет товарную и географическую структуру. Различают мировые рынки нефти, машиностроительной продукции, продуктов питания и других товаров. Отнесение того или иного товарного рынка к разряду мировых зависит от дислокации продавцов и покупателей этого товара. Они должны быть размещены по  всему миру (как, например, на рынке оружия, нефти, сахара). По отдельным товарам рынок может носить региональный, и даже субрегиональный характер. В этом случае он ограничивается рамками отдельных регионов (например, Африканский) или субрегионов (интеграционной экономической группировкой). В теории и практике мировой торговли выделяют так называемые внутрикорпорационные рынки, на которых происходит обмен товарами и услугами между филиалами, дочерними и другими зарубежными предприятиями одной корпорации. По экономической сути — это квазирынок, так как операции обмена здесь осуществляются по искусственно сконструированным ценам (трансфертным) либо даже без участия денег (бартер).

       Важное значение в структуризации мирового рынка имеют его субъекты — покупатели, которые либо направляют его в сферу производства (сектор производственного потребления мирового рынка), либо в сферу личного конечного потребления (продукты питания, медикаменты, непродовольственные товары народного потребления

       Рынок товаров, направляемых в сферу производства, структурируется так же, как мировой товарооборот. В нем выделяют сегменты сырья и готовой продукции. В последнем особо выделяют рынок инвестиционных (машины, оборудование и т. п.), наукоемких товаров (компьютерное и медицинское оборудование, авиакосмическая техника, химическая продукция, услуги и т. д.). Детализация, сегментация отдельных рынков в зависимости от задач анализа может быть проведена как угодно подробно.

       В процессе развития мирового рынка сформировался  ряд функций, которые он выполняет в мировой экономике:

       Интегрирующая функция состоит в том, что благодаря рынку обособленные национальные хозяйства образуют единую хозяйственную систему — мировую экономику. Эта функция мирового рынка делает государства все более зависимыми друг от друга, а значит, с одной стороны, способствует интернационализации, глобализации мировой экономики, а с другой — является ее продуктом.

       Систематизирующая  функция мирового рынка проявляется в ранжировании государств в соответствии с уровнем их  экономического развития и достигнутой экономической мощью.

       Опосредующая функция выражается в том, что МР опосредует (реализует) результаты участия государства в МР торговли. Он позволяет (или нет) превратить продукт абстрактного и конкретного труда в товар, поскольку только на мировом рынке предложение может найти (или нет) спрос.

       Информационная функция заключается в сообщении продавцу (производителю) и покупателю (потребителю), насколько их индивидуальные (национальные) затраты на производство продукта, качество конечного продукта и исходного сырья соответствуют интернациональным (среднемировым).

       Стимулирующая (оптимизационная) функция – состоит в том, что, корректируя (на основе полученной от рынка информации) свое производство (объемы, структуру, затраты), в совокупности государства изменяют структуру производства в отрасли, а значит, отраслевую структуру национальной экономики, оптимизируя ее в соответствии с тенденциями в мировой экономике. Но поскольку главное направление корректировок — снизить совокупные издержки производства (что можно сделать только реализуя достижения НТП), то это стимулирует НТП в базовых отраслях, повышает их технологичность, наукоемкость, а, следовательно, конкурентоспособность.

       Санирующая (оздоровительная) функция означает очищение рынка и экономики наиболее демократичным путем от экономически неэффективных структур (экономических операторов) и улучшение условий деятельности для наиболее сильных из них.

       Все функции МР реализуются посредством конкуренции, которая может быть более или менее совершенной. Абсолютно совершенной конкуренции в настоящее время не существует, поскольку передвижение товаров между государствами, формирование мировых цен происходят не только под действием основных экономических законов рыночного товарного производства, но и под влиянием различных мер регулирования на международном, межгосударственном и национальном уровнях. Серьезные коррективы в действие этих законов вносят различного рода монополии. В настоящее время на мировом рынке, в международной торговле действует многоярусная и внутренне противоречивая система внесения элементов планомерности в регулирование конкуренции. Практически полностью на плановой основе ведется внутрикорпоративная и  внутриинтеграционная торговля, хотя торговля с третьими странами отличается большей свободой конкуренции. Но даже эта торговля в значительной мере регулируется правилами и принципами, содержащимися в международных соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО), Глобальной системы торговых преференций (ГСТП) и др. Государства, первичные экономические операторы, международные и национальные экономические организации на всех уровнях постепенно ведут поиски оптимального сочетания регулируемого и конкурентного начал на мировом рынке.

       Международная торговля: структура  и динамика.

       Международная торговля (МТ) — сложная экономическая категория, которая может рассматриваться, по меньшей мере, в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.

       Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами (государствами).

       Организационно-рыночный аспект определяет международную торговлю, как совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг — мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе). Они рассматриваются обычно только в стоимостном выражении.

       Социально-экономический аспект рассматривает международную торговлю, как особого типа общественно-экономические отношения, возникающие между государствами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами. Международная торговля определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота.

       Для характеристики международной торговли применяется ряд показателей:

       Мировой товарооборот представляет собой сумму  внешнеторговых оборотов всех стран.  Внешнеторговый оборот страны — это сумма экспорта и импорта одной страны со всеми странами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях.

       Состояние мирового товарооборота оценивают его объемом за определенный временной период или на определенную дату, а развитие — динамикой этих объемов за определенный период.

       Объем измеряется в стоимостном и физическом выражениях соответственно в долл. США и в натуральном измерении (тоннах, метрах, баррелях и т. п., если оно применяется к однородной группе товара), либо в условном физическом измерении, если товары не имеют единого натурального измерения. Для оценки физического объема стоимостной объем делится на среднюю мировую цену.

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля