Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и возникновение в США антициклической модели регулирования индустриальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась.

Содержание

Введение
Основная часть:
Аграрный кризис
Попытки Гувера осуществить государственное кредитование банков.
«Новый курс» Рузвельта
Основные мероприятия нового курса:

4.1 Спасение банковской и финансовой систем.

4.2 Восстановления промышленности.

4.3 Закон о регулировании сельского хозяйства.

4.4 Поворот влево в политике «Нового курса».

4.5 Рабочее законодательство 30-х гг.
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат тема 4.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

  Не менее  важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4.5 Рабочее законодательство 30-х гг.

  На втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти  цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. — 4,9, а в 1938 г. — еще 5 млрд. долл. Создана новая Администрация  по реализации общественных работ, возглавляемая  Г.Гопкинсом. К началу 1936 г. общественными работами было занято 3,5 млн человек..

  В 1938 г. был  принят закон о справедливых условиях трудакоторым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели — 44 часа.

  На этом этапе правительство оказывало  помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение. 

  Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали  его одной из самых прогрессивных  страниц истории США.

  Оценивая  «Новый курс», мы должны прежде всего от метить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно-монополистического капитализма (ГМК) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору.

  Политическая  активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся.

  В то же время  «Новый курс» нельзя расценивать  как переход к социалистическому  планированию, поскольку частная  собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка.

  В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.

  Проведение  «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали  приверженцы старых методов антирабочего законодательства — представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу» усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся.

  В политике Рузвельта воплотились черты  либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его  политического курса стал государственный  бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства  и социальных программ. К такой  политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения  ученого-экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся».

  В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая  коалиция либерально-демократических  сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда — высшей судебной инстанции  страны, который санкционировал закон  Вагнера и другие акты социального  законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал  проводить план так называемой «подкачки  насоса» — увеличения спроса с  помощью новых государственных  вложений. Объем общественных работ  расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти  и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После  этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.

  1. Вощанова Г. П., Годзина Г. С. История экономики. – М.: ИНФРА-М, 2002 г. – 312 с.
  2. Всемирная история / Под ред. Поляка Г. Б., Марковой А. Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 г. – 287 с.
  3. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.:ЮНИТИ, 2000 г. –518с.
  4. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. / Под ред. Марковой А. Н. – М: ЮНИТИ, 1995 г. – 402 с.
  5. История народного хозяйства капиталистических стран (до второй мировой войны) / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 1991г. –126с.
  6. История экономики / Под общ. ред. Кузнецовой О. Д. и Шапкина И. Н. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 289 с.
  7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд.-К.:Хагар-Демос, 1993г. – 785 с.
  8. Сарычев В.Г., Успенский А.А., Чунтулов В.Т. Экономическая исто-рия: Учебное пособие.-М., Высшая школа, 1985 г. – 239 с.
  9. Шульц Э. Реформа Эрхарда // Вопросы экономики. 1991г. - № 8. – 71 с. 
  10. Крединс Н. Е. Уроки истории (экономический кризис в 30-х годах в США) Финансовый менеджмент, 2001 г., № 3.
  11. Остапенко В. Великая депрессия в США и современный российский кризис: причины и пути преодоления Проблемы теории и практики управления, 1998г., № 1. 

Информация о работе Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и возникновение в США антициклической модели регулирования индустриальной экономики