Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:49, контрольная работа
Мировая экономика может быть оценена по-разному, в зависимости от используемой модели, и данная оценка может быть также представлена в разных вариантах (например, в долларах США 2006 года). Мировая экономика неотделима от географии и экологии Земли, и поэтому является не совсем корректным оценивать мировую экономику как некую обособленную систему.
Отраслевая
структура экономики
Такая
классификация основана на международных
стандартах формирования структурных
элементов мировой экономики: она
исходит из Международной стандартной
отраслевой класиификации всех видов
экономической деятельности и Международной
стандартной классификации
Каждая из этих базовых отраслей может далее подразделяться на укрупненные отрасли, подотрасли и виды производства. Отраслевые пропорции или, отраслевая структура представляют собой соотношения удельных весов отдельных отраслей.
Первичные отрасли – сельское хозяйство и добывающая промышленность.
Вторичные отрасли – обрабатывающая промышленность, электроэнергетика и строительство, использующие сырье первичных отраслей.
Третичный сектор – сфера услуг (финансы, страхование, образование, культура, наука, здравоохранение, деловые и иные услуги), транспорт, торговля и связь.
Структуру мирового хозяйства можно представить следующей схемой:
Субъектами мировых
хозяйственных отношений
В целом мировое хозяйство можно определить как совокупность национальных экономик и негосударственных структур, объединенных международными отношениями. Мировая экономика возникла благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой как разделение производства (то есть международную специализацию), так и его объединение - кооперацию. Субъектами мировых хозяйственных отношений являются: Государства, Транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы, Международные экономические организации, Региональные экономические интеграционные организации.
Роль государства. Для большинства развивающихся стран характерно активное участие государства в экономике. Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя зависимость от мирового хозяйства, необходимость привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно усиливали роль государства как хозяйствующего собственника. Государственный сектор создавался, прежде всего, путем расширения его позиций за счет нового строительства в инфраструктуре и промышленности, частично - национализации. Доля государственных предприятий в ВВП составляла в 90-х гг. в среднем 11% (в развитых странах - 5%). Государство заметно усиливало свое влияние и в социальной сфере (особенно в образовании), наращивая бюджетные ассигнования на его развитие. Усилению экономической роли государства способствовали перспективные планы, принятые в большинстве развивающихся стран под влиянием советского опыта планирования. По некоторым оценкам, за 1950 - 1980 гг. было утверждено более 300 планов, однако многие из них существовали скорее как заявления о намерениях правительства. Вместе с тем некоторые страны третьего мира, например Индия, продолжают осуществлять пятилетние планы, способствующие росту современной промышленности и инфраструктуры. Участие государства не отменяло в большинстве развивающихся стран рыночные механизмы, хотя оно нередко пыталось их ограничивать путем контроля над частным предпринимательством. Например, в Индии промышленность государственными указами была разделена на три группы с разной степенью разрешенного участия частных предпринимателей. Некоторые производства (оборонные, стратегически важные) были для них закрыты. В ещё большей степени такого рода ограничения относились к частному иностранному капиталу. Эта стратегия формировала смешанную экономику на основе взаимодействия государственного и честного секторов. Функции государства в экономике:
1.
Создание правовой основы для
принятия экономических
2.
Экономическая функция.
3.
Стабилизация экономического
4.
Социально ориентированное
5.
Обеспечение соц.защиты и соц.
Методы государственного воздействия на рынок:
1.
Гос.расходы. Состоят из гос.
2.
Гос.регулирование увязывает
Законодательная
форма регулирования
Налоговая
и кредитная формы
Транснациональные
корпорации (ТНК) - международные фирмы,
имеющие хозяйственные
Стратегия:
- децентрализация управления
- повышение роли региональных структур управления
-
оптимизация результата для
Усиление роли ТНК:
- 1970г - 7тыс. ТНК
2004г - 70тыс.
- годовой доход ТНК сопоставим с ВВП малоразвитых стран
(объем производства “General Motors” превышает объем ВВП Н. Зеландии, Чили, Венгрии)
- активный процесс слияния ТНК и поглощения малых корпораций крупными (на долю 100 крупнейших ТНК приходится 10% зарубежных активов многонациональных компаний, 18% их зарубежных продаж)
Международные
экономические организации - система
образований различного вида, создаваемых
на основе договоров между
МВФ выполняет следующие функции:
• содействие международному сотрудничеству в денежной политике
• расширение мировой торговли
• кредитация
• стабилизация денежных обменных курсов
МВФ вместе с его дочерними организациями образует группу Мирового банка. В отличие от Всемирного банка деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.
Задачами МБРР являются:
• стимулирование экономического развития стран-членов
• содействие развитию международной торговли
•
поддержание платежных
Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.
Региональные экономические интеграционные организации - межгосударственные экономические образования (свыше 30).
Цель РЭИГ - постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов.
Почти все объединения находятся на низшем уровне хозяйственного единства. Реальное продвижение происходит в З. Европе - формирование ЕС, и в С. Америке - НАФТА
Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное интернациональное содружество 27 европейских государств (с 1 января 2007).
Основные провозглашенные цели Союза:
• введение европейского гражданства;
• обеспечение свободы, безопасности и законности;
• содействие экономическому и социальному прогрессу;
• укрепление роли Европы в мире.
НАФТА (Северо-Американская зона свободной торговли) -- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества. Соглашение вступило в силу 1 января 1994.
Цели НАФТА:
•
снятие барьеров и стимулирование движения
товаров и услуг между
• создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
• привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
•
обеспечение должной и
• создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
• создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения
Заключение.
Двигателем мировой экономики в ближайшие 25 лет станут развивающиеся страны, уверен Всемирный банк (ВБ). Благодаря ним к 2030 году мировой ВВП удвоится, подсчитывает ВБ. При этом и мировой, и российской экономике ВБ пророчит замедление в ближайшие три года, а эксперты считают его прогноз консервативным.
К 2030 году мировой ВВП вырастет с $35 трлн в 2005 году до $72 трлн. Развивающиеся страны обеспечат 38% этого роста. Доля развивающихся и бедных стран в мировом ВВП увеличится с 22% до 31%, сообщает доклад ВБ о перспективах мировой экономики.
Информация о работе Мировое хозяйство. понятие, структура, связи, организации