Мировое хозяйство. понятие, структура, связи, организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Мировая экономика может быть оценена по-разному, в зависимости от используемой модели, и данная оценка может быть также представлена в разных вариантах (например, в долларах США 2006 года). Мировая экономика неотделима от географии и экологии Земли, и поэтому является не совсем корректным оценивать мировую экономику как некую обособленную систему.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 267.22 Кб (Скачать)

       Отраслевая  структура экономики представляет собой совокупность качественно  однородных групп хозяйственных  единиц, характеризующихся особыми  условиями производства в системе  общественного разделения труда  и играющих специфическую роль в  процессе расширенного производства. Традиционно отраслевая структура  мировой экономики представляется следующим образом:

    1. Промышленность.
    2. Сельское хозяйство.
    3. Строительство.
    4. Производственная инфраструктура.
    5. Непроизводственная инфраструктура (сфера услуг).

       Такая классификация основана на международных  стандартах формирования структурных  элементов мировой экономики: она  исходит из Международной стандартной  отраслевой класиификации всех видов  экономической деятельности и Международной  стандартной классификации занятий, которые в свою очередь, являются составными частями системы национальных счетов.

       Каждая  из этих базовых отраслей может далее  подразделяться на укрупненные отрасли, подотрасли и виды производства. Отраслевые пропорции или, отраслевая структура  представляют собой соотношения  удельных весов отдельных отраслей.

       Первичные отрасли – сельское хозяйство и добывающая промышленность.

       Вторичные отрасли – обрабатывающая промышленность, электроэнергетика и строительство, использующие сырье первичных отраслей.

       Третичный сектор – сфера услуг (финансы, страхование, образование, культура, наука, здравоохранение, деловые и иные услуги), транспорт, торговля и связь.

        Структуру мирового хозяйства можно представить  следующей схемой:

         

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

    1. Субъекты мирохозяйственных связей.
 

Субъектами мировых  хозяйственных отношений являются:

  • Транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы;
  • Транснациональные банки;
  • Финансово-промышленные группы — объединение ТНК и ТНБ;
  • Биржи (особенно крупные);
  • Крупные предприниматели;
  • Государства, и приравненные к ним территории, а также административные единицы данных государств и территорий; Мировые финансовые и экономические организации (включая крупных инвесторов и организации-объединения крупных компаний, занимающиеся контролем определенных международных рынков, объединения стран внутри региона — СНГ).

         В целом мировое хозяйство можно  определить как совокупность национальных экономик и негосударственных структур, объединенных международными отношениями. Мировая экономика возникла благодаря  международному разделению труда, что  повлекло за собой как разделение производства (то есть международную  специализацию), так и его объединение - кооперацию. Субъектами мировых хозяйственных отношений являются: Государства, Транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы, Международные экономические организации, Региональные экономические интеграционные организации.

         Роль  государства. Для большинства развивающихся стран характерно активное участие государства в экономике. Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя зависимость от мирового хозяйства, необходимость привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно усиливали роль государства как хозяйствующего собственника. Государственный сектор создавался, прежде всего, путем расширения его позиций за счет нового строительства в инфраструктуре и промышленности, частично - национализации. Доля государственных предприятий в ВВП составляла в 90-х гг. в среднем 11% (в развитых странах - 5%). Государство заметно усиливало свое влияние и в социальной сфере (особенно в образовании), наращивая бюджетные ассигнования на его развитие. Усилению экономической роли государства способствовали перспективные планы, принятые в большинстве развивающихся стран под влиянием советского опыта планирования. По некоторым оценкам, за 1950 - 1980 гг. было утверждено более 300 планов, однако многие из них существовали скорее как заявления о намерениях правительства. Вместе с тем некоторые страны третьего мира, например Индия, продолжают осуществлять пятилетние планы, способствующие росту современной промышленности и инфраструктуры. Участие государства не отменяло в большинстве развивающихся стран рыночные механизмы, хотя оно нередко пыталось их ограничивать путем контроля над частным предпринимательством. Например, в Индии промышленность государственными указами была разделена на три группы с разной степенью разрешенного участия частных предпринимателей. Некоторые производства (оборонные, стратегически важные) были для них закрыты. В ещё большей степени такого рода ограничения относились к частному иностранному капиталу. Эта стратегия формировала смешанную экономику на основе взаимодействия государственного и честного секторов. Функции государства в экономике:

       1. Создание правовой основы для  принятия экономических решений.  Государство разрабатывает и  принимает законы, регулирующие  предприним. деятельность и определяющие  права и обязанности граждан.

       2. Экономическая функция. Государство  заботится о создании специальных  регулирующих органов, наблюдающих  за соблюдением антимонопольных  законов.

       3. Стабилизация экономического развития. Пр-во использует бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику  для преодоления спада пр-ва, для  сглаживания инфляции, снижения  безработицы, поддержания стабильного  уровня цен и нац.валюты.

       4. Социально ориентированное распределение  ресурсов. Государство организует  производство товаров и услуг,  которым не занимается частный  сектор, оно создает условия для  развития сельского хозяйства,  связи, транспорта, определяет расходы  на оборону, науку, формирует  программу развития образования,  здравоохранения и т.д.

       5. Обеспечение соц.защиты и соц.гарантий. Государство гарантирует каждому  гражданину минимум з/платы, пенсий  и инвалидности, пособий по безработице,  различные виды помощи малоимущим.

       Методы  государственного воздействия на рынок:

       1. Гос.расходы. Состоят из гос.закупок  и трансфертных платежей (соц.выплат) гос.закупки. Представляют собой  приобретение общественных товаров  (затраты на оборону, строительство  и содержание школ, автодорог  и т.д.) трансфертные платежи. Выплаты  перераспределенных налоговых доходов,  полученных от налогоплательщиков  определенными слоями населения  в виде пособий по безработице  и др. выплат социального характера.

       2. Гос.регулирование увязывает частные  и общественные интересы и  осуществляется в законодательной,  налоговой, кредитной и субвенционной  формах.

       Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Пример - антимонопольные законы.

       Налоговая и кредитная формы регулирования  подразумевают изменение налоговых  ставок и льгот, а также изменение  условий кредитования.

       Транснациональные корпорации (ТНК) - международные фирмы, имеющие хозяйственные подразделения  в странах и управляющие ими  из штаб-квартир

       Стратегия:

       - децентрализация управления

       - повышение роли региональных  структур управления

       - оптимизация результата для объединения  в целом

       Усиление  роли ТНК:

       - 1970г - 7тыс. ТНК

       2004г  - 70тыс.

       - годовой доход ТНК сопоставим  с ВВП малоразвитых стран

       (объем  производства “General Motors” превышает  объем ВВП Н. Зеландии, Чили, Венгрии)

       - активный процесс слияния ТНК  и поглощения малых корпораций  крупными (на долю 100 крупнейших ТНК  приходится 10% зарубежных активов  многонациональных компаний, 18% их  зарубежных продаж)

       Международные экономические организации - система  образований различного вида, создаваемых  на основе договоров между правительствами  или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран  для координации хозяйственных  действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. Они относятся  к числу важных субъектов мирового хозяйства. Наибольшее значение имеют  Международный валютный фонд (МВФ) и  Международный банк реконструкции  и развития (МБРР).

       МВФ выполняет следующие функции:

       • содействие международному сотрудничеству в денежной политике

       • расширение мировой торговли

       • кредитация

       • стабилизация денежных обменных курсов

       МВФ вместе с его дочерними организациями  образует группу Мирового банка. В отличие  от Всемирного банка деятельность МВФ  сосредоточена на относительно кратковременных  макроэкономических кризисах. Всемирный  банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной  валюты для покрытия краткосрочных  финансовых обязательств.

       Задачами  МБРР являются:

       • стимулирование экономического развития стран-членов

       • содействие развитию международной  торговли

       • поддержание платежных балансов.

       Основная  деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так  и частным предприятиям при наличии  гарантий их правительств.

       Региональные  экономические интеграционные организации - межгосударственные экономические  образования (свыше 30).

       Цель  РЭИГ - постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения  хозяйственных механизмов.

       Почти все объединения находятся на низшем уровне хозяйственного единства. Реальное продвижение происходит в  З. Европе - формирование ЕС, и в С. Америке - НАФТА

       Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное интернациональное  содружество 27 европейских государств (с 1 января 2007).

       Основные  провозглашенные цели Союза:

       •  введение европейского гражданства;

       •  обеспечение свободы, безопасности и законности;

       •  содействие экономическому и социальному  прогрессу;

       •  укрепление роли Европы в мире.

       НАФТА (Северо-Американская зона свободной  торговли) -- соглашение о свободной  торговле между Канадой, США и  Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества. Соглашение вступило в силу 1 января 1994.

       Цели  НАФТА:

       • снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками  соглашения;

       • создание и поддержание условия  для справедливой конкуренции в  зоне свободной торговли;

       • привлечение инвестиций в страны-члены  соглашения;

       • обеспечение должной и эффективной  защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

       • создание действенных механизмов внедрения  и использования Соглашения, совместного  решения споров и управления;

       • создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения  Соглашения

 

    Заключение.

       Двигателем  мировой экономики в ближайшие 25 лет станут развивающиеся страны, уверен Всемирный банк (ВБ). Благодаря  ним к 2030 году мировой ВВП удвоится, подсчитывает ВБ. При этом и мировой, и российской экономике ВБ пророчит замедление в ближайшие три года, а эксперты считают его прогноз  консервативным.

       К 2030 году мировой ВВП вырастет с $35 трлн в 2005 году до $72 трлн. Развивающиеся  страны обеспечат 38% этого роста. Доля развивающихся и бедных стран  в мировом ВВП увеличится с 22% до 31%, сообщает доклад ВБ о перспективах мировой экономики.

Информация о работе Мировое хозяйство. понятие, структура, связи, организации